Публикации
«Феномен застенчивости у детей дошкольного возраста: психологический аспект и пути преодоления».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Феномен застенчивости у детей дошкольного возраста: психологический аспект и пути преодоления».
Автор: Орехова Светлана Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Феномен застенчивости у детей дошкольного возраста: психологический аспект и пути преодоления».
Автор: Орехова Светлана Васильевна
Воспитатель: Орехова Светлана Васильевна.МБДОУ д/с №82 «Родничок», Россия, Белгородская обл., г. Белгород.«Феномен застенчивости у детей дошкольного возраста: психологический аспект и пути преодоления».Эмоциональное воспитание и формирование эмоциональной сферы личности являются ключевыми задачами на всех этапах развития человека, начиная с раннего детства. Эмоциональный мир ребенка, как и взрослого, характеризуется широким спектром состояний, среди которых особое место занимает застенчивость. В рамках данной статьи мы рассмотрим данное психологическое явление, его проявления, причины и возможные пути коррекции.Застенчивость, с точки зрения психологии, представляет собой сложный эмоционально-поведенческий комплекс, включающий в себя ощущения неловкости, растерянности и стыда, которые затрудняют нормальное социальное взаимодействие. Особенно ярко это проявляется в ситуациях знакомства с новыми людьми. Застенчивость у детей дошкольного возраста может быть обусловлена различными факторами, среди которых особое место занимают темперамент и семейные условия.Исследования показывают, что дети с меланхолическим и флегматическим темпераментом более склонны к проявлению застенчивости. Кроме того, чрезмерный контроль со стороны родителей, стремление оградить ребенка от возможных трудностей и отсутствие возможностей для общения со сверстниками могут способствовать формированию и закреплению этого качества.Застенчивые дети дошкольного возраста, как правило, отличаются послушанием и исполнительностью, их часто называют "тихонями". Они склонны к уединению с любимой игрушкой, активно наблюдают за окружающими, но при этом редко вступают в активное общение. При попытке задать им вопрос, ответ может быть получен не сразу или вообще отсутствовать, несмотря на то, что ребенок может обладать необходимыми знаниями.Работа педагога с застенчивыми детьми требует комплексного подхода, включающего взаимодействие с ребенком, его родителями и, при необходимости, с психологом. Установление личностного контакта с ребенком является первоочередной задачей. Спокойный, доброжелательный тон, внимательное слушание и уважение к внутреннему миру ребенка способствуют созданию благоприятной атмосферы для общения.Важно предоставлять ребенку посильные поручения, подчеркивая значимость его вклада в общее дело. Отмечая успехи вслух, можно способствовать повышению уверенности в себе. Игры в паре с более активными детьми могут помочь застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее и комфортнее. Постепенно можно привлекать его к групповой деятельности, начиная с простых форм взаимодействия и переходя к более сложным.Работа с родителями застенчивых детей также играет важную роль. Воспитателям необходимо рекомендовать взрослым постепенно расширять круг общения ребенка, учитывая, что застенчивые дети легче находят общий язык с младшими детьми, чем со сверстниками. Важно стимулировать общение в быту, поощрять взаимодействие с соседями, продавцами в магазине и другими людьми.Посещение различных мероприятий, таких как гости, театр, спортивные секции, также способствует развитию коммуникативных навыков. Важно обсуждать с ребенком увиденное и пережитое, проигрывать предстоящие ситуации заранее, чтобы ребенок чувствовал себя более подготовленным.Родители должны избегать сравнений своего ребенка с другими детьми, особенно если эти сравнения носят негативный характер. Застенчивому ребенку важно чувствовать любовь и поддержку родителей, отмечать его успехи и помогать справляться с трудностями. Создание условий для самостоятельности и развития навыков саморегуляции является важным аспектом воспитания.В заключение следует отметить, что работа с застенчивыми детьми требует тактичности, терпения и профессионализма со стороны педагогов, родителей и психологов. Комплексный подход, учитывающий индивидуальные особенности ребенка, способствует развитию его эмоционального потенциала и формированию уверенности в себе.
