Публикации
Авторская программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Автор: Зузулинская Лидия Витальевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Автор: Зузулинская Лидия Витальевна
Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п.Айхал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя
общеобразовательная школа № 23
СОГЛАСОВАНО
на заседании МО
МАОУ СОШ№23 им. Г.А. Кадзова
Протокол № _1_ от 31. 08.2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы
по УР МАОУ СОШ № 23 им. Г.А. Кадзова
_________Миждаева Н.Г..
31 августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 23 им. Г.А. Кадзова
______________ М.Э. Канаткалиева
31 августа 2024 г.
Рабочая программа педагога
Зузулинской Лидии Витальевны
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Программа элективного
Курса ПОДГОТОВКА К ЕГЭ по русскому языку
(наименование учебного предмета \ курса)
основное общее образование/ 11 класс А, Б
(уровень образования \ класс) базовый
(уровень)
п. Айхал
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Класс: 11
Учитель: Зузулинская Лидия Витальевна
Количество часов: 35
Элективный курс Введение в ЕГЭ (русский язык) может быть использован
в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета Русский язык всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Программа элективного курса рассчитана на один года: 11 класс – 35 часов в неделю.
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета Русский язык на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучения элективного курса Введение в ЕГЭ (русский язык).
№
п/п
Тематика курса
кол-во часов
теорети
ческая часть
практи
ческая
часть
формы итоговой работы
11 класс
1
Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ
2
1
1
2
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.
1
0,5
0,5
3
Орфоэпические нормы русского языка
1
1
4
Словообразовательные нормы
2
2
5
Лексические нормы
3
3
ТДР
6
Морфологические нормы и орфография
10
10
ТДР
7
Синтаксические нормы и пунктуация
16
15
ТДР
Всего в 11 кл.
35
1,5
1,5
Зачетная работа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программного материала элективного курса Введение в ЕГЭ (русский язык)
11 классы (35 часов)
Номер урока
Дата проведения
Количество часов
Содержание урока
Подготовка к ЕГЭ, использование ИКТ
1
04.09
1
Введение. Нормативные и методические документы. Особенности ЕГЭ по русскому языку
Спецификация, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы.
лекция
практикум
2
11.09
1
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Стили и типы речи.
Словари русского языка.
лекция
практикум
3
18.09
1
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
работа с тестами
4
25.09
1
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
практикум
5
02.10
1
Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике.
Самостоятельная работа
6-7
09.10
16.10
2
Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
работа с тестами
8
23.10
1
Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.
практикум
9
30.10
1
Морфологический анализ слов разных частей речи.
Исследовательская работа
10
13.11
1
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.
Самостоятельная работа
11
20.11
1
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.
практикум
12
27.11
1
Правописание корней и приставок.
практикум
13
04.12
1
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Исследовательская работа
14
11.12
1
Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н- и –НН-).
тренинг
15
18.12
1
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.
работа с тестами
16
25.12
1
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.
Исследовательская работа
17
15.01
1
Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.
Самостоятельная работа
18-19
22.01
2
Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.
тренинг
20
29.01
1
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.
практикум
21
05.02
1
Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.
практикум
22
12.02
1
Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)
тренинг
23
19.02
1
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.
практикум
24
26.02
1
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.
практикум
25
05.03
1
Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме Синтаксические нормы
Самостоятельная работа
26
12.03
1
Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)
работа с тестами
27
19.03
1
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
работа с тестами
28
02.04-07.04
1
Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях
практикум
29
09.04-14.04
1
Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью
работа с тестами
30
16.04-21.04
1
Обособление определения причастным оборотом
практикум
31
23.04-28.04
1
Логическое построение текста
практикум
32
30.04-05.05
1
Способы связи предложений
Языковые особенности текста
практикум
33-35
07.05-12.05
14.05-19.05
21.05-25.05
3
Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ
