Публикации Особенности конструктивно - модельной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности конструктивно - модельной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Липатова Марина Николаевна

Особенности конструктивно - модельной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяСегодня педагоги и другие специалисты, занимающиеся с детьми с ОВЗ, всё чаще обращаются к конструктивно – модельной деятельности.  И это не просто дань моде. При профессиональном подходе такие занятия чрезвычайно эффективны в медицинской и психолого-педагогической реабилитации «особенных» детей.          Так чем же может помочь конструирование «особенным» детям?Физиологическое развитиеПри работе с любым конструктором одновременно задействованы несколько анализаторов, благодаря которым ребенок воспринимает окружающий мир (слуховые, зрительные, осязательные). Работа с мелкими деталями, сам тактильный контакт с предметами разной формы стимулирует зоны коры головного мозга, ответственные за развитие речи, тренирует точность движений, способствует формированию нейронных связей между зрительным и двигательным анализаторами. Детали конструктора помогают детям совершенствовать восприятие цвета, формы и размеров объекта, пространства. Это важно для всех без исключения детей, особенно с нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.Развитие речиОбразовательный конструктор – это эффективное наглядное пособие, которое педагоги могут использовать в логопедической работе, начиная от развития слухового внимания и фонематического слуха и заканчивая связной речью.Занятия с конструктором помогают расширять активный словарь ребенка. К примеру, можно изучать слова, указывающие на положение предметов в пространстве и на их расположение по отношению друг к другу (вверху, внизу, слева, справа, посредине и т. д.).Конструирование по инструкции педагога воспитывает у ребенка способность внимательного вслушивания, дослушивания инструкций до конца и точного их понимания. В процессе игры дети учатся вести диалог, рассказывать о своем строении.            Социально-коммуникативное развитиеПочти все дети с ОВЗ испытывают какие-либо сложности в общении. Посредством конструирования можно развить навыки вербальной и невербальной коммуникации, взаимодействия с другими людьми и самоконтроля. Педагог может создать учебную ситуацию, когда совершенствуются именно те качества ребенка, с которыми есть трудности.Учимся учитьсяНа занятиях по конструированию можно совместить непроизвольное и произвольное обучение. В игровой форме дети лучше усваивают новую информацию, новые умения, а потом самостоятельно переносят их в другой контекст. Создавая устройства, можно проходить любую тему: животные, профессии, транспорт и т. п. Можно также давать начальные знания по математике, окружающему миру и др.Занятия развивают восприятие, внимание, память, понятийное мышление, зрительно-моторную координацию. Дети учатся целенаправленно обследовать предметы, соблюдать последовательность операций. Занятия учат ребенка самостоятельности и ответственности, доводить дело до конца, преодолевать трудности.Создавая конструкции/устройства, ребенок видит результат своего труда, радуется своим достижениям, что мотивирует его к дальнейшему развитию. Всё это непременно потом поможет легче войти в школьный учебный процесс.Задаем направлениеСуществует множество примеров, когда люди с ограниченными способностями достигали вершин в разных областях человеческой деятельности (искусстве, науке и технике, спорте). Дети с ОВЗ должны жить нормальной жизнью, заниматься тем, что им нравится и к чему есть способности. К примеру, многие дети с РАС сильны в программировании, а ребенок с нарушением зрения может собирать крутых роботов. Конструирование может стать первой ступенькой в выборе профессии (инженера, программиста, механика и др.).Методика обучения конструированию детей с ОВЗПервый этап «конструирование по образцу». Знакомим детей со строительным материалом, учим простым конструктивным действиям, пользуясь деталями одинаковой величины и формы, обучаем планомерному обследованию образцов и деталей постройки, словесному обозначению пространственных отношений предметов («рядом», «на», «над», «под», «около», «сзади», «спереди» и т.д.). Воспитатель строит образец и сопровождает свои действия словами, обращая внимание ребенка на расположение деталей, а затем предлагает ему воспроизвести постройку.Второй этап — «конструирование по нерасчлененному образцу». Детей обучают планомерному рассматриванию образцов, конструировать с использованием развернутых действий с деталями (прикладывание их к образцам); учат пользоваться пространственными и метрическими признаками предметов в процессе конструирования; составлять геометрические фигуры, учитывая форму и величину деталей; обогащают словарный запас ребенка специальной пространственной терминологией («квадрат», «прямоугольник», «ромб» и т.д.). На этом этапе можно рекомендовать следующие задания:-конструирование объемных построек с опорой на образец из деталей одинаковой величины и формы (колодец, двух-, трехэтажные дома и т.д.);        -конструирование объемных построек из деталей разной формы | и величины;       -конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы (квадрат, треугольник, ромб, разрезанные на несколько одинаковых частей);     -конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины (геометрические фигуры, разрезанные на части, различные по форме и величине).         Программа второго этапа рассчитана на длительный срок, определяемый индивидуальными возможностями ребенка. После того как дети научились мысленно анализировать образец, овладели эффективными способами конструирования, научились использовать пространственные и метрические признаки предметов, следует переходить к следующему этапу — конструированию с образцов-рисунков. Здесь необходимо обучать детей анализировать рисунки, выделять в них существенные элементы постройки, учить детей правильно называть пространственные отношения: «справа», «слева», «наверху», «внутри», а также воспроизводить в постройках нужные пропорции взаимоотношения деталей.На третьем этапе занятий ребенку предлагается свободное конструирование, когда он может самостоятельно использовать усвоенные им приемы обследования и исполнения. При этом могут выполняться следующие задания: конструирование дома для куклы, постройка улицы, города, конструирование по замыслу. (Разработана И.И.Мамайчук)Модельно – конструктивную деятельность включаем, как и в режимные моменты, так и в групповые и индивидуальные занятия. Постройки дифференцируются:  
  • по уровню сложности мыслительных процессов - манипулятивные и предметно - практические       и   наглядно – образные)
  • по степени сложности (по образцу, по модели – образцу с нерасчленёнными частями, по условиям, по замыслу, по теме)
  •  по объёму содержания (из 2-3 деталей, 4-6 деталей, больше 10 деталей)
  • по степени самостоятельности (с помощью, по схеме – алгоритму, самостоятельно)
  • -