Публикации Рабочая программа по формирования здорового образа жизни «Формула здоровья»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по формирования здорового образа жизни «Формула здоровья»
Автор: Акимова Елена Владимировна

МКОУ Бетлицкая СОШРабочая программа по формирования здорового образа жизни «Формула здоровья» Разработала: Акимова Е.В Кл. руководитель п. Бетлица 2025 г.Актуальность программы Рабочая программа по формирования здорового образа жизни «Формула здоровья» разработана в соответствии с нормативными документами:
  • Конституция Российской Федерации;
  • Семейного кодекса Российской Федерации;
  • Конвенции о правах ребенка;
  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2023 N 629. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15;
  • Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19.;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 и АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
  • Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения людей к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.С каждым годом растет заболеваемость детей. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.Важную роль сохранения здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствие вредных привычек.Осознание ценности здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в нем. Одной из задач воспитательного процесса является задача формирования мотивации здорового образа жизни.Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить здорового и жизнелюбивого человека, необходим особый образ жизни – здоровый.Рабочая программа по формирования здорового образа жизни «Формула здоровья» для детей от 10 до 18 лет. Программа направлена на обучение детей здоровому образу жизни и их воспитанию, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей.Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.Новизна заключается в содержании практической части программы, которая методически ориентирована на переход от технологий педагогической коррекции утраченного здоровья к технологиям сбережения, создания и сотворения собственными усилиями, переход от пассивной позиции в отношении своего здоровья к активной позиции здоровье-сбережения.Актуальность программы заключается в том, что программа «Формула здоровья» помогает ребенку организовать свое свободное время через занятия спортом и совместную творческую деятельность, получить информацию о здоровом образе жизни и последующем становлении ребенка, как личности. Цель программы: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам. Задачи программы:Образовательные задачи:
  • Формировать целостную картину мира и осознание своего места в нем.
  • Сформировать научное понимание сущности здорового образа жизни.
  • Продолжать формировать знания, умения, навыки, позволяющие использовать здоровый образ жизни.
  • Развивающие задачи:
  • Развивать у детей потребность в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.
  • Продолжать развивать мышление на основании полученных знаний и применение их в конкретных условиях.
  • Воспитательные задачи:
  • Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью.
  • Формировать установку на здоровый образ жизни.
  • Формировать у воспитанников осознанного выбора здорового образа жизни
  • Отличительные особенности программы.Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и рассчитана на проведение 4 часа в месяц, всего 36 часов за 1 год. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 18 лет. Период реализации с 01.09. 2025г – по 31.05.2026г.Принципы работы: 
  • Принцип не нанесения вреда – первостепенен для воспитателей
  • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов. Его реализация невозможна без проведения мониторинга здоровья воспитанников.
  • Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.
  • Принцип непрерывности и преемственности.
  • Принцип медико-психологической компетентности воспитателя. Эффективно работающий педагог – это всегда и хороший психолог.
  • Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.
  • Принцип приоритета активных методов обучения. Эффект достигается, во-первых, за счёт снижения риска появления у детей переутомления; во-вторых, за счёт несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемый образовательным.
  • Принцип сочетания охранной и тренирующей стратегии. Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.
  • Принцип формирования ответственности воспитанников за своё здоровье.
  • Принцип отсроченного результата. Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно.
  • Принцип контроля за результатами. Принцип основан на получении обратной связи.
  • Формы и режим занятийОсновная форма организации деятельности детей на занятии – групповая. Занятия предполагают также деление группы детей на подгруппы, если этого требует форма проведения занятия. Программа предполагает следующие формы проведения занятий: игры-соревнования, эстафеты, викторины,беседы, диалоги, наблюдения, посиделки, походы, праздники, турниры. В работе применяются такие методы, как:Словесные: инструкция, рассказ, беседа, описание; Наглядные: демонстрация, показательное выступление; Практические: выполнение упражнений, игры спортивные, сюжетные и ролевые, экспериментирование, опыт спортивный, исследование, поиск, изучение, игровые обучающие ситуации, игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, сценки, инсценировки, игры парами, игры-диалоги. Критерий эффективности реализации программы.Для оценки эффективности программы применяется входной, промежуточный, итоговый контроль.Ожидаемые результатыПрименяемые методы и формы обучения способствуют эффективности воспитательной работы с детьми, обеспечивают последовательное укрепление здоровья, физического и двигательного развития детей. Результативность деятельности воспитанников по итогам внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании детей среднего школьного возраста оценивается через разработанную систему мониторинга качества получаемых знаний и навыков. В результате совместной деятельности педагога, воспитанников, к концу учебного года дети должны: 1. Активно использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни, в ситуации выбора здорового образа жизни, во всех аспектах своей деятельности и иметь потребность к систематическому сохранению и приумножению своего здоровья. 2. Уметь применять навыки сохранения здоровья в необходимой ситуации, самостоятельно предупредить утомление, понимать и стремиться к переходу к другому виду деятельности, к смене статики на активные движения. 3. Демонстрировать правила безопасного поведения в окружающей среде. 4. Иметь положительную динамику в формировании здорового состояния организма. 5. Иметь систему представлений о себе, своем теле и организме; осознавать свою индивидуальность, проявлять чувство самоценности, любви к себе и окружающим. 6. Получать удовольствие и радость при выполнении простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, культуры закаливания, питания; удовлетворённость результатами индивидуальных и совместных действий, радость и доброжелательность общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни.Содержание программы.Введение – С чего все началось: Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизниВсе живое природе растет и изменяется.Что такое здоровый образ жизни? Беседа “Движение – это жизнь. - Расширить представление детей о спорте, вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям. Укрепление здоровья детей. Беседа” Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом.  Беседа о ценностном отношении к своему здоровью. Расширение знаний о простудных заболеваниях с целью их профилактики. Знакомство с мерами по сохранению здоровья. Составление памятки – рисунка по профилактике простуды и гриппа.Беседа “Курильщик – сам себе могильщикРассказ о возможных последствиях никотина на организм человека. Знакомство с химическим составом табачного дыма, его вредными свойствами. Паталогическая реакция организма на поступление никотинаБеседа “Предупреждение заболеваний.  Принципы здорового питания, закаливание и занятие спортом. Укрепление здоровья через физические упражнения и минутки. Формирование желания вести здоровый образ жизни.Беседа: “Рецепты народной медицины.  Что такое народная медицина. Значение и применение лекарственных трав. Бережное отношение к природе.Беседа: “Трезвость – норма жизни. Что такое алкогольная зависимость? Вредное воздействие алкоголя на организм человека. Устойчивый навык неприятия алкоголя. Активное противостояние пагубным привычкам.Беседа: Здоровье в жизни.Положительный настрой и благоприятная обстановка. Как много значит здоровье в жизни человека. Желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Укрепление здоровья подростков. Повышение сопротивляемости к заболеваниям.Беседа: “В здоровом теле - здоровый дух. Культурно – гигиенические навыки. Соблюдение личной гигиены. Режим дня.Витами. Полезные продукты.Беседа: «Токсикомания и ее последствия»Понятие «Токсикомания». Губительное действие на здоровье человека одурманивающих средств. Ответственное отношение к своему здоровью. Умение противостоять и отстаивать свою жизненную позицию.Беседа: «Как сохранить иммунитет»Что такое иммунитет? Как прожить, чтобы не стареть? Специфический и неспецифический иммунитет. От чего зависит иммунитет. Питание, психологическая атмосфера, сон, движение, прогулки, закаливание, витамины. Беседа: “Как не стать наркоманом. Мифы о наркотиках. Опасности, связанные с употреблением наркотиков. Кто такие наркоманы? Отрицательное отношение к наркотикам. Учить противостоять давлению сверстников. Воспитание активной жизненной позиции.Беседа: “Шаманы, знахари, целители. Целители – травники. Магическая помощь в лечение организма. Что такое обряды, имеют ли они какой вред. Современная медицина. Благоприятные зоны для исцеления. Где искать долголетие и здоровье? Беседа: “Духовное здоровьеПодростковый период. Проблемы, связанные со здоровьем в подростковый период. Гиподинамия. Стресс и его влияние. Вредные привычки.Беседа: “Наркотики и здоровье.  Навыки анализа и критическая оценка к информации о наркотиках. «Наркотики», «Наркомания», «Наркотическая зависимость». Твое состояние, твое будущее.Понятие «Здоровье человека».Позитивные, негативные факторы, влияющие на здоровье человека.Всемирная Организация Здравоохранения. Игры «Здоровое поколение».Беседа: “Между нами, девочками.  Здоровье девочки – подростка.Половое созревание девочки и сохранение женского здоровья.  Правила гигиены девочки и здоровый образ жизни.Беседа: “Переходный возраст у мальчиков.Здоровье юноши.Половое созревание мальчиков. Симптомы переходного возраста. Психологическое развитие подростков. Гигиена и уход за телом. Увлечение и интересы.Беседа: “Психологическое здоровье.Подростковый возраст - переход от детства к взрослой жизни. Успеваемость в школе. Построение взаимоотношений со сверстниками.Интересы и увлечения Во внеурочное время. Утомляемость и недостаток энергии и интереса к действиям. Низкая самооценка.Конкурс рисунков и плакатов по ЗОЖ.Беседа: “Китайская медицина – Цигун.Что такое – Цигун. Основные особенности Цигун. Оздоровительный эффект. Важнейшие принципы занятий. Беседа: “Готовимся к семейной жизни.  Беседа – диалог. Понятия «Семья», «Счастливая семья». Роль семьи в жизни человека. Ценности семейных отношений.Беседа: “Мужественность – это сила ума или сила духа.Понятие «Мужественность», мужская честь благородство, достоинство, умение быть защитой и поддержкой. Сила духа, сила воли.Беседа: Наше здоровое будущее» Формирование представления о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на духовное и физическое развитие; о жизненных ценностях, о последствиях пагубных привычек, индивидуальной системе поведения.Расширение кругозора по данной теме и привлечение внимания обучающихся к здоровому образу жизни.Воспитание чувства ответственности за свое личное здоровье и здоровье окружающих.Беседа: «Здоровый образ жизни – что это такое?» Цель жизненной позиции человека - это быть не только здоровым, но иметь здоровое будущее поколение, иметь здоровых детей, внуков, правнуков.Беседа: «Вредные продукты»Познакомить с вредными для человека продуктами.Познакомить с полезными для организма продуктами.Беседа: «Как правильно питаться, чтобы быть здоровым и красивым.»правила ухода за кожей лица, приемы нанесения косметических средств на лицо, шею, правила и приемы закаливания организма, как правильно распределить физические нагрузкиРисование на тему: «Будь здоров» Учебно-тематический планСписок литературы.
  • Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. «Режим дня младшего школьника» М., 2002г.
  • Ирхин В., Ирхина И. «Учитесь на здоровье» М., 2008г
  • Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.,2003.
  • Татарникова Л.Г. «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей»- Санкт – Петербург, 2004г.
  • Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни»- Новосибирск, 2005г.
  • Журнал «Здоровье школьника» № 3,9, 10 2008г.
  • Журнал «Здоровье детей» № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 2008 г
  • Приложение 1
    -