Публикации Конспект профориентационного мастер-класса “Знакомьтесь: «Профессия – актер!”

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект профориентационного мастер-класса “Знакомьтесь: «Профессия – актер!”
Автор: Хурматуллина Альбина Автаховна

Хурматуллина А.А..,педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детства и юношества»Г. Златоуст, Челябинская областьКонспект профориентационного мастер-класса“Знакомьтесь: «Профессия – актер!”Аннотация. Конспект занятия представляет собой практический опыт проведения мастер-класса, посвященный профессии актера. Мастер класс будет полезен как для школьников, стоящих перед выбором будущей профессии, так и для студентов, желающих глубже изучить актерское мастерство, а также для всех, кто интересуется театром и хочет попробовать себя в этой творческой сфере. Тема занятия: “Знакомьтесь: Профессия – актер!” (для обучающихся 1-4 классов)Цель занятия: - познакомить детей с профессией актера; - познакомить детей с основными качествами, которые должен развивать в себе актер для успешной работы.Задачи:Образовательные:- Способствовать формированию представления о профессии актера.- Познакомить с особенностями профессионального мастерства актера.Развивающие:- Развивать способность четко проговаривать слова скороговорки.- Развивать умение эмоционально передавать образы героев этюдов.- Содействовать развитию инициативы и самостоятельности в театрализации.Воспитательные:- Воспитывать интерес к труду актера.- Воспитывать творческое воображение.Ход занятия:1. Организационный момент.1.1 На свои места могут проходить дети, которые назовут профессии людей. Молодцы! Знаете все профессии.1.2 А теперь познакомиться пора. «Раз, два, три свое имя назови!!!!» Громко, звонко каждый называет свое имя! Дружнее, веселее!!- Чтобы познакомиться поближе, есть еще игра для вас 1.3 Называется она «Ветер дует на того, у кого …» Все, кто обладает этими признаками выходит в круг:-у кого светлые глаза;-у кого светлые волосы;- кто играет на музыкальных инструментах;- кто проснулся в хорошем настроении.2. Объяснение нового материалаЗдравствуйте, ребята! Сегодня мы хотим вам рассказать об одной удивительной профессии – профессии актера. Слышали о ней? А кто-нибудь задумывался о том, чтобы выбрать эту профессию? Профессия актера существует столько же, сколько существует человечество. Расцвет профессии приходится на времена Древнего Рима и Греции Ходите в театр? Ходите, молодцы. Какие спектакли вам больше всего запомнились? Отлично. Вам довелось побывать в театре в качестве зрителей, вы смотрели готовый спектакль, до конца, может быть, не представляя какая работа актеров и режиссеров за этим стоит. Каждый актер, прежде чем выйти на большую сцену, отправляется в увлекательное путешествие прежде, чем добраться до одной удивительной страны под названием “Театр”, актеры путешествуют по волшебным островам, где они многому учатся и развивают те качества, которые необходимы актеру. А вы любите путешествовать? Тогда я и вам предлагаю отправиться всем вместе в это путешествие. Правда, у нас с вами не так много времени, поэтому мы лишь ненадолго заглянем на каждый из островов, и, конечно же, не оставим без внимания саму страну «Театр». Согласны? Отлично. Тогда в путь.Первым на пути у нас появляется остров под названием «Остров фантазии» 1.Упражнение “Волшебный чемодан” (игра на воображение)Когда мы отправляемся в путешествие, мы наверняка берем с собой какие-то вещи...складываем их в сумку, рюкзак или чемодан. Вот и у меня есть волшебный чемодан (показывает воображаемый чемодан), в который можно положить все, что угодно. В зависимости от того, что мы туда положим, наш чемодан будет или легким или тяжелым, если мы положим туда, что-то ценное или хрупкое, то понесем чемодан очень аккуратно, боясь повредить его содержимое. Для начала я положу в свой чемодан свой телефон. Все, что будет происходить в путешествии я запишу на видео. А еще перекус (так бананы, конфеты(побольше), бутерброды, панаму, газету и иииии…) Ох, и тяжелый получился чемодан! Наверняка, я его понесу так (показывает, тащит с усилием воображаемый чемодан) Итак, каждый из вас открывает свой чемодан, кладет в него, все, что он хочет взять в путешествие, и переходит на нашу импровизированную сцену.А может, мы захотим взять с собой нашего любимого питомца, и чемодан будет служить сумкой-переноской. Тогда, мы понесем его вот так! (Показываем) («Волшебный чемодан» переносят с одного места на другой при этом объявляют, что несут) 2. Упражнение “Горячая скороговорка”. Итак, следуем дальше. На нашем пути – говорящий остров. Как вы считаете умение красиво и четко говорить важно для актера? Конечно, это умение важно для каждого человека, но для актеров - особенно. Поэтому важным этапом в обучении актера является постановка голоса, правильного дыхания и четкой дикции. Но на острове сегодня плохая погода, дуют штормовые ветра, поэтому мы с вами застряли в бухте скороговорок. А ведь именно скороговорки помогают актеру добиться красивой и правильной речиПоэтому я предлагаю поиграть вам в игру “Горячая скороговорка”. Вы наверняка играли в игру “горячая картошка”? Они чем-то похожи. У нас есть очень простая скороговорка «Повар Петр пек пироги» Есть вот этот жизнерадостный мячик. Скороговорка состоит из четырех слов, каждый произносит одно слово, как можно скорее, скороговорка ведь горячая, сосед, получив мячик продолжает скороговорку, говоря следующее слово. (по кругу, несколько раз повторяем скороговорку) 3. Упражнение «Остров внимания» Ну что, перед нами, прямо по курсу остров внимания. Любой человек делает свою работу лучше, если его никто не отвлекает, а внимание устремлено только на предмете текущего занятия. А для артиста это важно вдвойне, ведь он должен уделять внимание своей речи, жестам, позе и многому другому. Погостив на этом острове, можно развить свое внимание и стать внимательным к мелочам. Я предлагаю и вам поиграть в игру «Зеркало». Садимся в круг, повторяем движения за мной. Молодцы! Отлично! А теперь выбираем одного человека «отгадывателя». Мы продолжаем показывать движения. Задача «отгадывателя» узнать, за кем сейчас повторяем движения4.Упражнение «Остров движения» (Упражнение “Воздух. Желе. Камень”) Итак, вот мы подплываем к “Острову движения”. Умение красиво двигаться на сцене – немалая часть успеха любого артиста. Пластика и отработанные движения подчеркивают выразительность выступления. А начинающему актеру, как бы странно это не звучало, бывает сложно справиться со своим телом. Он хорошо выучил текст, понял роль, но во время выступления он может разволноваться от того, что не знает, как правильно стоять, куда деть руки, как правильно поставить ноги. Поэтому всех молодых актеров обязательно обучают сценическому движению. Так же не мало важно научиться попеременно напрягать и расслаблять свое тело.Упражнение называется “Воздух. Желе. Камень”. Встаем в круг, как только начинается музыка, начинаете передвигаться по нашему воображаемому кругу. Как только слышите команду “Воздух” вы становитесь легкими, воздушными, как облачка, почти парящими. По команде “Желе” представляете себя в виде желе, лежащего на тарелке, оно колышется из стороны в сторону, но из тарелочки не вытекает. И наконец, последняя команда “Камень” - застываете в той позе, в которой вас застигла эта команда.5. Упражнение «Театр–экспромт»Сейчас мы подошли к самому интересному моменту. Что показывают на сцене? Правильно, спектакли. Иными словами постановку. Она готовиться очень долго и тщательно. Но есть такие пьесы, которые не требуют долгой подготовки. Это пьесы театра-экспромта. И вот одну из таких пьес мы поставим прямо сейчас. Для этого нужно распределить роли.Действующие лица: 8 человекЗанавес - (Актер, изображающий Занавес пробегает вдоль сцены).Звонок- (Актер, изображающий Звонок, издавая соответствующий звук, бегом огибает сцену по кругу).Часы -(Актер, изображающий Часы, должен, как маятник, раскачиваться в сторону и отчетливо тикать).Ученик 5-го класса Вася ПетровДиректор школы -(Актер, изображающий Директора с важным и строгим видом, шествует по сцене).Техничка Тетя ДусяВедро-(Актер, изображающий Ведро Тети Дуси сидит на корточках рядом с нею, руками изображая опущенную дужку сидит на корточках рядом с нею, руками изображая опущенную дужку).Швабра Тети Дуси- (Актер, изображающий Швабру Тети Дуси, стоит рядом с нею, раскинув руки в стороны)- Итак, зажигаются софиты, открывается занавес, и зрители аплодисментами приглашают на сцену актеров. А актерами сегодня будете вы.Текст театра–экспромта читает ведущийОткрывается Занавес.(Актер, изображающий Занавес с полотенцем ткани в руках пробегает вдоль сцены).Перед нами школьный коридор. Тикают Часы, отсчитывая последние минуты до звонка.(Актер, изображающий Часы, должен, как маятник, раскачиваться в сторону и отчетливо тикать).Тишина. Только Тетя Дуся, закончив уборку, стоит, поставив свое Ведро на пол. Тяжело опираясь на Швабру, она утирает со лба трудовой пот.Актер, изображающий Ведро Тети Дуси сидит на корточках рядом с нею, руками изображая опущенную дужку. Актер,изображающий Швабру Тети Дуси, вначале стоит рядом с нею, раскинув руки в стороны. Тетя Дуся опирается на его плечо).Наконец раздается долгожданный Звонок (Звонок, издавая соответствующий звук, бегом огибает сцену по кругу).И вот уже слышится радостный (но негромкий, т.к. идут уроки) крик учеников и веселый топот ног (здесь помогают зрители).И вот уже цокают каблуки Директора, шагающего по коридору (Директор с важным и строгим видом шествует по сцене).Его чуть не сбивает с ног летящий по коридору Вася Петров. В последнюю секунду он отскакивает в сторону от Директора, но наталкивается на Ведро, которое, не выдержав такого натиска, падает в обморок.(Когда на актера, изображающего Ведро, налетает Вася Петров, он заваливается на бок, не размыкая руку и не разгибаясь).Вася Петров пытается убежать. Швабра Тети Дуси настигает неудачливого прыгуна.Актер, изображающий Швабру, падает в сторону Васи Петрова так, чтобы тот успел поймать его под мышки. Руки актера, играющего роль Швабры, остаются раскинутыми в стороны.Он начинает возмущаться (отталкивая к Тете Дуси Швабру), Кричит: - «А че я?» Но Тетя Дуся смело возражает ему. Подхватив и поставив Швабру прямо, Тетя Дуся берет Васю Петрова за шкирку со словами: «Нечего носиться как угорелый».За всем этим грозно наблюдает Директор. Но тут звучит Звонок на урок. Пострадавший несется в класс, боясь опоздать. Директор уходит в свой кабинет. А Тетя Дуся гордо удаляется, захватив с собой Ведро и Швабру.Тетя Дуся должна идти, кряхтя и очень медленно, чтобы Ведро и Швабра поспевали за ней мелким семенящим шагом. Не забудьте, что «ручка» Ведра должна находиться в руке у Тети Дуси, и Швабру она также должна «держать» в руке.Снова наступает тишина, нарушаемая только тиканьем Часов. Занавес закрывается.- Молодцы. Поаплодируем нашим актерам. Вы сегодня выступали как настоящие актеры, поэтому эти аплодисменты для вас! Вы- большие молодцы! Спасибо за работу, желаю вам творческих успехов! Использованная литература:
  • Л. С. Выготский «Психология искусства». М., издательство «Искусство», 1989.
  • Б. Е. Захава «Мастерство актёра и режиссёра». М., издательство «Искусство», 1984.
  • Е. Н. Ильин «Герой нашего урока». М., издательство «Педагогика», 1991.
  • З. Я. Когородский «Театр, в котором играют дети». С-П., издательство «АКС», 1985.
  • П. М. Ершов «Технология актёрского искусства». 2-е изд., М., издательство «Педагогика», 1992.
  • -