Публикации
«Профориентационная направленность коррекционной работы с учащимися (с нарушением интеллекта)»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Профориентационная направленность коррекционной работы с учащимися (с нарушением интеллекта)»
Автор: Вязьмина Елена Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Профориентационная направленность коррекционной работы с учащимися (с нарушением интеллекта)»
Автор: Вязьмина Елена Петровна
«Профориентационная направленность коррекционной работы с учащимися (с нарушением интеллекта)» Я хочу начать свой доклад со слов Василия Александровича Сухомлинского:"Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Ум ребёнка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела или овладеет рука, тем умнее ребёнок, подросток, юноша".Разрешите мне представиться: Я учитель с многолетним педагогическим стажем. Начинала я свою педагогическую деятельность в ПУ 35 мастером производственного обучения по направлению «Автомеханик» по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей». На сегодняшний день я работаю учителем в Специальной коррекционной школе (с детьми со слабой умственной отсталостью) по направлению «Технология» по предмету «Слесарное дело» Имею основное высшее педагогическое образование по специальности «Преподаватель профессионального обучения (по отраслям)». Будущее России - в руках её тружеников. Учитель технологии может много сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми и это зависит в немалой степени повышении эффективности занятий трудового обучения. Я работаю с детьми со слабой умственной недостаточностью, у которых Моторная сфера как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.К большому моему сожалению, мы учителя технологии в школе сталкиваемся с проблемой методического характера (для коррекционных школ очень мало выпускаются учебников, я не могу их обновить т.к. их нет в продаже, инструментального характера, материального оснащения мастерских трудового обучения), сейчас уже более всё современное, механизированное. В этих условиях очень трудно мотивировать учащихся на обучение к труду и всё-таки мы мотивируем и применяем множество методик и технологий обучения. Конечно же технологии не стоят на месте, в современных оборудованных мастерских детям учится интереснее с применением новейших инструментов, механизмов, приспособлений. Нам приходится обучать учащихся на устаревшем оборудовании (станки), их используем как макеты. и частично устаревшими инструментами, которые уже на предприятиях не применяются. В нашей школе не так уж и плохо, постепенно нам удаётся обновлять механизмы и инструменты, которые позволяют более быстрее и лучше выполнять определённые работы с затратой малых сил, и ученики уже с интересом выполняют задания. На уроках слесарного дела в основном использую методы:индивидуальный (учащийся индивидуально выполняет задание). бригадный (работа в малых группах) игровая технология здоровьесберегающие технологии Начиная с 5х классов, уроки проводятся в основном на индивидуальном методе (I полугодие, 1-2 четверти) на уроках слесарного дела проводятся занятия в основном теоретического плана, работа с картоном (бумага пластика), знакомимся со слесарными инструментами и их применение, со II полугодия постепенно вводим работу с тонколистовым металлом и проволокой. Изготавливаем не сложные изделия, картины. В с 6 классов учащиеся распределяются на группы: 1 группа – учащиеся, которые могут самостоятельно выполнить задания, 2 группа – учащиеся, которым частично необходима помощь учителя при выполнении задания, 3 группа – с учащимся требуется индивидуальная работа учителя. Из-за особенностей учеников, уроки проводятся в основном на индивидуальном методе обучения так, как в этих классах в основном строятся уроки и задания на освоении приёмов слесарных операций, правильное использование и по назначению инструментов, соблюдение правил техники безопасности при выполнении определённых работ, уметь читать и составлять технологические карты последовательности изготовления изделия. Как только доходит до чтения, составления технологических карт и изготовлении изделия всплывают сопутствующие предметы такие, как черчение, геометрия, физика, химия. Слабая подготовка у детей по математике, много времени затрачивается на освоение приёмов работы с измерительной линейкой, циркулем, построение геометрических фигур используя всего лишь такие инструменты, как линейку и циркуль. Очень даёт хороший результат, работа в группах (я его называю «бригадный метод», акцент делаю на предприятие, поступил заказ на продукцию и т.д.) эту работу можно даже отнести к Игровой технологии. Класс-это бригада, поступил заказ от автотранспортного предприятия на изготовление для ремонтного цеха из оцинкованного, тонколистового металла коробки для хранения болтов и гаек.Перед изучением и изготовлении будущего изделия определяем его значимость, применение его в быту и свойства металлов например: изготовление коробки из тонколистового именно из оцинкованного металла. Это изделие применяется для хранения гаек, шурупов и т.п., используется дома, на даче, в гараже, а почему оцинкованный металл потому, что не ржавеет.Ученику выдаётся индивидуальная работа и он её выполняет. Индивидуальный метод обучения развивает самостоятельность у учащихся, самостоятельно принимать решения, находить решения поставленных перед ним задач, развивается мышление, моторику рук, ответственность, соблюдение правил техники безопасности и правил гигиены.Помощь учителюУченики I группы, выполнившие первыми задания, я их назначаю бригадирами, и они оказывают помощь ученикам II группы, c III группой учащихся я работаю сама.В старших классах уроки проводятся в основном профориентационной направленности, используется и строится урок работа в малых группах по 2-3-4 человека). Этот позволяет научиться работать в коллективе, научить выполнять коллективные работы, работать сообща выполняя одно сложное задание, распределение работ между собой (изготавливая одно изделие, состоящее из нескольких деталей), развивает умственное мышление, ориентироваться в пространстве, происходит осознание значимости его (учащегося) в коллективе. Учащиеся сами распределяют между собой обязанности и виды работ, которые будут выполнять при изготовлении изделия, они же и при выполнении второго изделия (задания) сами меняют между собой обязанности и виды работ. Например: обшивка металлом деревянной лопаты для уборки снега. Распределение обязанностей:1. разметчик и резчик металла.2. сверлильщик.3. гибщик металла.4. клепальщик. Все методы применяемые хороши если приносят положительный результат.Я на своих уроках иногда применяю для стимулирования к труду самых пассивных учащихся "Экран успеваемости" это таблица, в которой указывается класс, фамилии учащихся, виды работ, которые они должны выполнить и шкала оценивания. Этот экран-таблица вывешивается на всеобщее обозрение в цехе и по мере выполнения задания учащимися она заполняется мною. Даже самые пассивные ученики, глядя на отличные результаты своих одноклассников стараются ещё лучше выполнить работы чем у них, и видя, что у других все клеточки таблицы заполнены, стараются не отставать от них по выполнению заданий. А ещё мои наблюдения, ученики соревнуются между параллельными классами. Эта таблица "Экран успеваемости" вырабатывает у учащихся дух соперничества, стремление быть лучше, чем другие, гордость за достигнутые хорошие результаты и самая лучшая оценка для них-это похвала, выделить самую лучшую работу ученика, самого лучшего класса учителем, а также участие в различных выставках. И действительно мы учителя профессионально-трудового обучения коррекционной школы видим, что ум ребёнка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела или овладеет рука, тем умнее ребёнок, подросток, юноша". (Василий Александрович Сухомлинский).В основном уроки слесарного дела имеют профориентационную направленность на будущую профессию слесаря механосборочных работ, по этой профессии обучают в Ангарском техникуме рекламы и промышленных технологий (Профессиональном училище № 36.)
