Публикации
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у детей среднего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у детей среднего дошкольного возраста
Автор: Сазонова Татьяна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у детей среднего дошкольного возраста
Автор: Сазонова Татьяна Владимировна
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у детей среднего дошкольного возрастаПодвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Влияние игр на физические качества обусловлено их структурой, правилами и содержанием, которые стимулируют детей к выполнению действий, требующих напряжения мышц, быстрой реакции и точности. Рассмотрим, как подвижные игры способствуют развитию каждого из физических качеств.1. Развитие силы. У детей 4–5 лет сила проявляется в преодолении сопротивления: беге, лазании, бросках мяча, прыжках. Такие игры укрепляют мышцы и развивают ловкость. Например, в игре «Медведи и пчёлы» дети бегают и лазают по стенке. Игры с переносом предметов, например «Передай мяч», тоже полезны. Регулярные занятия увеличивают силу на 20–25%, так как дети повторяют движения много раз.2. Формирование ловкости. Ловкость — это способность быстро менять движения в зависимости от ситуации. В подвижных играх, таких как «Салки» или «Зайцы в огороде», дети учатся реагировать на команды, менять направление и координировать движения. Исследования показывают, что такие игры улучшают ориентацию в пространстве и принятие решений. Ловкость также связана с мелкой моторикой, которую можно развивать, играя с мячом или метая предметы в цель.3. Укрепление выносливости. Выносливость у дошкольников — это способность долго заниматься физической активностью. Игры, такие как «Эстафеты» или «Веселые старты», тренируют сердце и легкие. Для детей 4-5 лет игры должны длиться 5-10 минут, чередуя активные и спокойные этапы. Регулярные занятия увеличивают выносливость на 30%, улучшая способность выполнять физическую работу.4. Развитие гибкости. Гибкость развивается через упражнения на растяжку в подвижных играх. Например, в игре «Гимнасты в цирке» дети повторяют движения животных, а в игре «Мостик через речку» принимают растянутые позы. Такие игры делают упражнения интересными и повышают гибкость на 15–20% у детей, занимающихся 3–4 раза в неделю, что лучше, чем обычная зарядка.5. Совершенствование координации. Координация движений важна для дошкольников, помогая им управлять телом и ориентироваться в пространстве. Подвижные игры с мячом, такие как «Горячая картошка» и «Попади в цель», полезны для этого. Также эффективны упражнения на балансировку и синхронные игры, например, «Танец с лентами». Психологи, включая Л.А. Венгера, отмечают, что игры, сочетающие ритмичные и статические элементы, улучшают связь между полушариями мозга, что положительно влияет на координацию. Исследования показывают, что регулярные занятия помогают 80% детей стать увереннее в движениях и улучшить равновесие.6. Интеграция физических качеств в игровом процессе. Подвижные игры развивают физические и умственные способности детей, улучшая координацию, выносливость, ловкость и реакцию. Они стимулируют творческое мышление и учат решать двигательные задачи. Физическая активность укрепляет сердце, легкие и мышцы, улучшает обмен веществ и развивает интеллект. Игры влияют на психику, помогая детям становиться уверенными и целеустремленными. Игры помогают познавать мир, развивать смекалку и силу воли, совершенствуя навыки и открывая новое.
