Публикации
Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в сфере дошкольного образования
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в сфере дошкольного образования
Автор: Конюх Регина Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в сфере дошкольного образования
Автор: Конюх Регина Валерьевна
«Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в сфере дошкольного образования» Аннотация: В статье рассмотрены современные вызовы и ключевые проблемы, возникающие в процессе государственного и муниципального управления системой дошкольного образования в Российской Федерации. Определяются основные направления совершенствования управления и формулируются рекомендации по их решению.Ключевые слова: дошкольное образование, муниципальное управление, государственное управление, образовательная политика, система образования.Abstract: The article discusses current challenges and key issues that arise in the process of state and municipal management of the preschool education system in the Russian Federation. The main directions for improving management are identified, and recommendations for solving these issues are formulated.Keywords: preschool education, municipal management, state management, educational policy, education system.Система дошкольного образования является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, обеспечивающей начальную социализацию и гармоничное развитие личности ребёнка. Качественное государственное и муниципальное управление представляет собой залог успешного функционирования дошкольных учреждений и повышения уровня образования на начальных этапах. Однако в современных условиях система управления сталкивается с рядом актуальных проблем, требующих комплексного подхода к их разрешению.Государственное управление в сфере дошкольного образования основано на ряде федеральных законов, среди которых ключевым выступает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Важная роль в регулировании принадлежит также указам и распоряжениям Правительства РФ, а на региональном и муниципальном уровнях — локальным нормативным актам.Система управления состоит из федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления образованием, наделённых соответствующими полномочиями, задачами и функциями. На муниципальный уровень возложена основная ответственность за организацию сети дошкольных учреждений, формирование образовательных программ, кадровую политику, контроль качества образовательных услуг.Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в сфере дошкольного образования:1.Недостаточное финансирование и неравномерное распределение ресурсов. Несмотря на регулярное увеличение бюджетных ассигнований, многие муниципалитеты сталкиваются с нехваткой средств для обновления инфраструктуры, повышения заработной платы педагогов, внедрения новых образовательных технологий.2.Очередность и доступность мест в дошкольных учреждениях. В ряде крупных городов сохраняется острая проблема очередей, недостатка мест в детских садах, особенно для детей до трёх лет. Часто вопросы решаются за счёт переполненности групп, что негативно влияет на качество воспитательного процесса.3.Кадровый дефицит и профессиональная подготовка воспитателей. Низкий престиж профессии, невысокая заработная плата, а также недостаточное внимание к вопросам повышения квалификации приводят к нехватке квалифицированных кадров на уровне муниципальных и государственных учреждений.4.Качество образовательных программ. Несмотря на разработку стандартов, остаются проблемы с их применением на практике, часто наблюдается формальный подход к индивидуализации образовательных маршрутов, недостаток внимания вопросам инклюзивного образования.5.Отсутствие эффективных механизмов общественного контроля и оценки качества. Муниципальные органы зачастую не имеют действенных инструментов для обратной связи с родителями и возможностью учитывать их мнение при принятии решений.6.Детальная бюрократизация процесса управления дошкольным образованием. Избыточная отчётность, сложные процедуры лицензирования и аккредитации, низкая скорость прохождения заявок на открытие новых групп или учреждений тормозят развитие сферы.Перспективы и направления совершенствования управления. Преодоление выявленных проблем возможно за счет следующих мер:увеличение финансирования и рационализация распределения средств с учётом региональных и муниципальных особенностей; внедрение цифровых технологий для регистрации, формирования электронной очереди, автоматизации управленческих процессов; совершенствование системы профессионального образования и переподготовки педагогических кадров; развитие государственно-частного партнёрства и поддержка негосударственных дошкольных учреждений; расширение участия родительской и профессиональной общественности в обсуждении и реализации стандартов, а также в проведении независимой оценки качества услуг; оптимизация и дебюрократизация процедур управления дошкольными учреждениями. Таким образом, повышение эффективности государственного и муниципального управления в сфере дошкольного образования требует комплексных изменений, направленных на решение проблем финансирования, кадрового обеспечения, доступности и качества образовательных услуг. Опора на современные управленческие подходы и механизм общественного участия позволит создать условия для устойчивого развития системы дошкольного образования в России.
