Публикации Статья на тему: «Адаптация ребенка в дошкольному учреждению. Взгляд психолога на данную тему»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья на тему: «Адаптация ребенка в дошкольному учреждению. Взгляд психолога на данную тему»
Автор: Марышева Анастасия Александровна

Статья на тему: «Адаптация ребенка в дошкольному учреждению. Взгляд психолога на данную тему»Как часто я слышу от родителей «Почему мой ребенок никак не может адаптироваться? Или как помочь ему, чтобы адаптация прошла успешнее и быстрее?» Давайте попробуем разобраться в этом вопросе .Что такое адаптация? Это сложный процесс привыкания ребёнка к новым условиях жизни: помещению, распорядка дня, к детям , педагогам.Дошкольное учреждение для ребенка –незнакомое пространство, в нем все отличается от домашней обстановки , начиная от запахов до непривычных звуков. От сюда у ребёнка возникают множественные изменения в его поведении, например  невротические реакции, такие, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.Так какая же бывает адаптация?На основе всего выше сказанного можно выделить следующие степени адаптации легкую, среднюю и тяжелую. ЛЕГКАЯЛегкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу
  • малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
  • с радостью  с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
  • успешно контактирует с ребятами из группы;
  • адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
  • СРЕДНЯЯСредняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно
  • ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
  • тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
  • через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
  • соблюдает распорядок учреждения;
  • адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.
  • ТЯЖЕЛАЯТяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко
  • отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
  • плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
  • отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
  • слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.
  • Способы преодоления тяжелой адаптации заключаются в своевременном обращении к психологу, постоянном контакте с ребенком и воспитателями, установлении доверительных отношений с малышом. В своей работе очень часто сталкиваюсь со многими проблемами в адаптации дошкольников. Консультируя родителей выявляются следующие проблемы:1. Родители,которые настраивают детей , что детский сад - это наказание, место, где нужно «перетерпеть», «отбыть время» – то с большой долей вероятности ребенок так и будет считать и адаптация будет оттягивается.2. Неуверенные родители (сами не до конца понимают необходимо ли ребёнку посещать детский сад (или хотя бы один из родителей не считает это обязательно) – проблемы адаптации скорее всего будут. Ребёнок отлично чувствует, когда родители сомневаются, и тогда он использует любые их колебания для того, чтобы не расставаться с ними.3. Следующая категория родители , которые обещают и не выполняют, так называемые «фрустрирующие родители». Нужно понимать, если пообещав ребенку что то , вы обязательно должны будите выполнить , так как регулярное невыполнение обещаний может вызывать у ребёнка целый спектр негативных чувств: гнев, обиду, равнодушие, апатию. И это так же вызывать сложность в адаптации.4. Родители не умеющие выражать свои чувства и эмоции .Нужно понимать, что у ребенка нет понятия времени, поэтому, отправляясь в детский сад, кажется , что мама «исчезает от него навсегда» . При этом он испытывает кучу эмоций и чувств. И тут на помощь должна прийти мама. Ведь все мамины чувства он переживает сам, так как, связь еще очень крепка. Поэтому очень важно малышу проговаривать чувства – свои и ребёнка, желания, рисовать «линию времени» на сегодняшний день. Например, ты знаешь детский сад – это такой большой и дружный дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду дети занимаются ,кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошёл в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Тогда каждый из нас сможет заниматься своим интересным делом. Утром я тебя отведу в садик, схожу на работу , а вечером обязательно приду за тобой и заберу . Мы вместе оправимся на прогулку и играть . Правильный настрой родителя и ребёнка ведет к более быстрой адаптации ВАЖНО:
  • Так же важно рассказать о режиме в детском саду. Что и как его ждет . Чем подробнее будет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее Ваш малыш пойдёт в детский сад. Детей пугает неизвестность. Когда ребёнок видит, что всё происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее и спокойнее.
  • Обязательно поговорить о предстоящих трудностях: например, если тебе будет нужна помощь или ты захочешь попить , нужно подойти и сказать об этом
  • Адаптация пройдет легче , если ребенок умеет пользоваться горшком, самостоятельно есть , знает как зовут и может коммуницировать с другими детьми, играть
  • НИКОГДА не пугайте ребёнка детским садом и  избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок посещал детский сад, важно создать положительный образ садика. Потому что ваша негативная позиция перейти и на малыша.
  • Так как в период адаптации время проведения с ребенком уменьшается. Старайтесь компенсировать его: общением , объятьями, поддержите его , говоря о своих чувствах ( для малыша это важно)
  • Помните , что адаптация может затянуться, для этого снизти нервно- психическую нагрузку, старайтесь делиться с ребёнком положительными эмоциями
  • Уважаемые родители, адаптация –сложный процесс, но преодолимый. Я желаю вам, набраться сил в успешном привыкании к дошкольному учреждению. Пусть каждый день будет много положительных и позитивных эмоций. Делитесь всем со своими членами семьи и всегда будьте рядом друг с другом в сложных ситуация.
    -