Публикации Методы и приемы обучения по медицинскому массажу (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приемы обучения по медицинскому массажу (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Автор: Баишева Александра Дмитрьевна

Баишева Александра Дмитрьевна Преподаватель высшей категории ГАПОУ Республики Саха (Якутия)«Якутский медицинский колледжим. В.А.Вонгродского»Методы и приемы обученияпо специальности 34.02.02 Медицинский массаж(для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) Обучение студентов нашем колледже с нарушением зрения имеет свою специфику.Глубокие нарушения зрения требуют применения аудиальных (предоставление информации в виде звуков) и кинестетических (передача и восприятие информации организована с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела) форм предоставления информации.Несмотря на то, что возможность применения кинестетической формы передачи информации в профессиональном образовании слепых и слабовидящих обучающихся не описана в педагогической литературе, она широко применяется в практике работы образовательных учреждений при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению при подготовке массажистов.При обучении медицинскому массажу лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, применяемые методы обучения должны способствовать формированию специфических двигательных стереотипов, необходимых для практики массажных техник.При освоении приемов массажа нужно руководствоваться важнейшими правилами: - длительность и систематичность занятий;- активность процесса нарабатываемых навыков;- целенаправленность формирования специфических навыков на поведенческом уровне.Поскольку слепые и слабовидящие студенты испытывают сложности с пространственным представлением при изучении учебных дисциплин и различных видов массажа, необходимо в процессе обучения формирование у них навыка «осязательного зрения», чему способствует использование на занятиях выпуклых планшетов, объемных муляжей.Достижению цели обеспечения доступности слепым и слабовидящим обучающимся визуальной информации способствует применение тифлокомментирования – лаконичного описания предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому или слабовидящему без специальных словесных пояснений. Тифлокомментирование подразумевает использование не только звукового тифлокомментария (например, просмотра учебного видеофильма), но и письменного, печатного (например, описание для слепых иллюстрации и т.д.). Речь педагога должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что пишешь и делаешь.Важен принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, использование оптических и технических средств коррекции (очки, лупы, диктофоны и др.) в зависимости от состояния зрения студента. Для слепых и слабовидящих студентов предусмотрены малогрупповые и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре и массажу. При поощрении используется словесная похвала, можно положить руку на плечо, улыбка и кивок не всегда доступны восприятию. Преподаватель буквально «на пальцах» объясняет студентам, как правильно выполнять все движения, – берет за руки и пальцами подопечного выполняет массаж. Так незрячие лучше усваивают все особенности движений при массаже.Для того чтобы оценить, насколько правильно был организован учебный процесс и достигли ли применяемые методы обучения его цели, необходима организация контроля качества освоения основной профессиональной образовательной программы. При работе со студентами-инвалидами по зрению контроль может проводиться в различных формах: устной, письменной (по Брайлю и в плоскопечатном варианте), тестовой, практической и комбинированной как во время теоретических и практических занятий, так и во время зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов, в том числе квалификационных. Практические занятия углубляют, расширяют, детализируют и закрепляют знания студентов. Они направлены на развитие практических умений и формирование опыта профессиональной деятельности. При обучении медицинскому массажу высоки требования к формированию специфических двигательных стереотипов, необходимых для выполнения различных массажных техник. При освоении приемов массажа нужно руководствоваться важнейшими правилами: длительность и систематичность занятий, активность процесса нарабатываемых навыков, целенаправленность формирования специфических навыков на поведенческом уровне. Организация проведения практических занятий, в том числе и по массажу, лицам с ограниченными возможностями здоровья по зрению имеет свои особенности. Гораздо шире, чем при проведении занятий студентам без физических нарушений, необходимо применять индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Рабочее место, на котором инвалид осваивает профессию, должно быть оснащено всем необходимым. Студенты работают парами («массажист» и «пациент»). Здесь недостаточно демонстрации приема сразу всей группе. Преподаватель показывает технику массажных приемов каждому работающему студенту, причем, в ходе занятия это производится многократно до получения желаемого результата. Затем пары меняются ролями, и весь процесс вновь повторяется. Для правильного выполнения техники приемов массажа необходима правильная постановка рук массажиста, и формирование двигательного стереотипа, чему на практических занятиях уделяется особое внимание. Студенты должны чувствовать руки преподавателя и движения пальцев при выполнении приема, поэтому в индивидуальной работе используется "метод наложения рук", когда руки студента повторяют движение рук преподавателя. Этим же методом можно проверить правильность выполнения приемов массажа. Одним из ключевых моментов образовательного процесса является организация учебной и производственной практики. Во время реальной профессиональной деятельности, под непосредственным контролем преподавателя, происходит интеграция теории и практики, что позволяет использовать единый системный подход для освоения профессиональных и общих компетенций и приобретения профессионального опыта. Необходимо помнить, что лица с ограниченными возможностями здоровья зачастую болезненно воспринимают критику, поэтому, чтобы студенты, с одной стороны не утратили уверенности и желания работать, а с другой стороны, научились нести ответственность за результаты своей работы, анализ ошибок и неточностей надо проводить индивидуально и в корректной форме. Если аудиторные учебные занятия закладывают основы научных знаний в обобщенной форме, то самостоятельная работа студентов способствует их углублению. Организация самостоятельной работы студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению должна быть направлена на развитие у них профессиональной мотивации, самоконтроля, перспектив профессионального роста и в обязательном порядке обеспечиваться контролем со стороны преподавателя. Это позволяет организовать выполнение отдельных видов самостоятельной работы на базе лечебных учреждений по профилю их специальности. Такой подход способствует раннему погружению студентов в специфику профессиональной деятельности медицинской сестры по массажу и прочному усвоению содержания дисциплин и профессиональных модулей. Труд массажиста связан с большими физическими нагрузками и затратой энергии, поэтому особенно важно при организации самостоятельной работы предусмотреть задания, направленные на выполнение упражнений, совершенствующих мышечное чувство с целью экономии нервно-мышечной энергии при формировании специфических двигательных умений, соответствующих трудовой деятельности массажиста. Чтобы добиться точности и ловкости движений пальцев, увеличения силы мышц студенту рекомендуется ежедневно заниматься гимнастикой, самомассажем, закаливанием организма, вести здоровый образ жизни. Мы считаем проведение таких занятий целесообразным еще и потому, что это входит в программу не только социальной, но и медицинской реабилитации инвалидов. Контроль является важной составной частью учебного процесса. Значение контроля определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой. Контроль результатов обучения позволяет определять эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию – вносить изменения во все его другие компоненты. Подведение итогов каждого этапа обучения необходимо не только для оценки его результативности, но и для развития рефлексии и самоанализа свойств личности обучающегося, самого преподавателя, а также формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед и у того, и у другого. При работе со студентами из числа инвалидов по зрению контроль может проводиться в различных формах: устной, письменной (по Брайлю и в плоскопечатном варианте), тестовой, практической и комбинированной как во время теоретических и практических занятий, так и во время зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов, в том числе квалификационных. При проведении квалификационного экзамена после изучения профессионального модуля, который представляет собой форму независимой оценки результатов обучения, в обязательном порядке принимают участие представители профессионального сообщества. Данное условие необходимо, поскольку квалификационный экзамен проверяет готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности и сформированность у него общих и профессиональных компетенций. В целом, организация учебного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в системе среднего профессионального образования медицинского профиля направлена на реализацию права инвалидов на образование, их социальную и профессиональную реабилитацию, что в итоге позволит создать равные условия и возможности участия в жизни общества для данной категории обучающихся.
-