Публикации «Практика применения активных форм и методов работы с обучающимися на уроке»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Практика применения активных форм и методов работы с обучающимися на уроке»
Автор: Абрамова Валентина Викторовна

Из личного опыта – «Практика применения активных форм и методов работы с обучающимися на уроке»Сначала немного о терминах: что стоит за словами, о которых нужно рассказать. В педагогической науке метод обучения – это способ совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на достижение ими образовательных целей (словесный, наглядный, практический). Форма обучения – конструкция некоторых отрезков процесса обучения (урок, лекция, семинар, практическая работа). Средство обучение – относительно независимые (от педагога) источники получения знаний, формирование умений. Средства электронного обучение – интерактивное, насыщенное содержанием средство обучение.Активный - деятельный, действующий, в противовес пассивному, недеятельному.Интерактивный – способствует вовлечению обучающихся в учебный процесс; появился с программированием; относится к компьютерным системам; диалоговый, осуществляющий взаимосвязь между человеком и СМИ.Учебное занятие, как форма обучения, представляет собой целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих обучаемых, педагогов, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию.Такие учебные занятия конструируются самими преподавателями для отдельного предмета, для конкретного состава обучаемых, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс обучения.При этом учитывается и, мною, конечно
  • особенности содержания и методов математики, конкретной темы;
  • особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины - математики и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
  • цели, задач и содержания материала конкретного занятия;
  • времени, отведенного на изучение того или иного материала;
  • уровня подготовленности обучающихся (образованности, воспитанности и развития);
  • материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств на данный момент;
  • также мои возможности как педагога, а это уровень теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, личных качеств и видения своей задачи от «математику должны выучить все, математика – это наше Всё», до «можно многое простить, пусть хотя бы специальность выучат»
  • При использовании комплекса названных обстоятельств и условий педагог принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля – для всех этапов урока.1. Для начала урока хотелось бы отметить прием «Захват внимания», который основан на известной закономерности – из 100% полученной информации человек способен вспомнить и воспроизвести только 16% безличной, но около 80% эмоционально-окрашенной. Позитивно-эмоциональный заряд - одно из ведущих условий быстрого включения в учебную деятельность. Суть метода в том, чтобы с первых секунд занятия захватить внимание и «раскрутить» эмоциональную сферу студентов, настроить на дальнейшее активное восприятие. Это может быть – разговор о чем-то, очень близко связанном с собственными интересами студентов и в тоже время с темой занятия; - сообщение чего-либо прочувствованного, какого-либо эпизода из собственного опыта; - загадка по теме занятия, которую надо отгадать сразу или потом; - любая уместная неожиданность, необычность, оригинальность; - использование «черного ящика».2.При изучении новой темы (30% времени урока) есть оригинальный метод «Перевернутый класс» (при условии исполнительности хотя бы 30% студентов, если выполнят меньше - метод не пройдет). При этом методе мы делаем объяснение нового материала самостоятельным: ставим перед студентами задачу «Начинаем изучать тему не с моего объяснение, а объясняем все самим – себе, может друг другу, может фронтально всему классу». Моя задача – скорректировать, подстраховать на уроке, организовать закрепление. Применение метода разнообразит учебную деятельность и активизирует работу дома. Рекомендации по применению выглядят следующим образом:Материально-техническое обеспечение: персональный домашний компьютер или собственное электронное устройство у каждого обучающегося.Организация учебной деятельности: самостоятельная работа с цифровым образовательным контентом дома: выполнение домашних заданий, опережающие задания, виртуальная отработка профессиональных навыков.Образовательная модель «Перевернутый класс» меняет местами учебную деятельность на учебном занятии (изучение нового материала) и дома (отработка умений и навыков). Данная модель повышает рациональность использования времени педагога и обучающегося.Преподаватель предоставляет обучающимся доступ к учебным электронным изданиям для предварительной теоретической подготовки дома, на учебном занятии организует практическую деятельность с использованием ЦУМ.При работе в таком формате возрастает доля ответственности обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами).3.1. При закреплении материала по теме (60% времени) получается использовать групповой метод при котором учебная группа (15–20 человек) разбивается на подгруппы по 5–6 обучающихся. Рекомендуется, чтобы подгруппа из своего состава выбирала руководителя, но я стараюсь исключить момент «торга», поэтому подгруппа у меня начинается с руководителя;ставится задача или формулируется проблема, определяется время ее решения;работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя;после выработки решения руководители сами или по их назначению представители подгрупп по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучающиеся: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вносятся коррективы в свои решения; итог подводится преподавателем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность (степень правильности) групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов.Оценку обучающимся дают руководители подгрупп, а руководителям — преподаватель. Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучающихся формируются навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики. Были 3.2. При закреплении материала по тематическому разделу я использовала деловую игру «Доклад и дискуссия»На предварительном этапе игры определяется тематика занятия, формируются игровые группы, (количество игровых групп 3–5), ставится перед каждой группой конкретная задача, доводится до сведения участников «цена вопроса», то есть система оценивания работы в ходе игры.Собственно игра: представление групп («визитная карточка»: имя и девиз группы); определение очередности выступления (жребий); определение игровой группы, которая будет выполнять функции арбитража; доклады групп, вопросы от групп-соперников, ответы на вопросы. Подведение итогов выполняется арбитрами по каждой группе по следующим позициям: оценка за «визитку»; оценка за доклад; оценка за вопросы; оценка за ответы; штрафы за некорректное поведение.Послеигровой анализ проводит руководитель игры. Основная цель этого этапа — сделать выводы о том, насколько достигнуты цели, поставленные на этапе подготовки к занятию, оценить результаты и средства их достижения, оценить эффективность использования времени, отведенного на игру, и т. п.Заключительный этап — это способ «выгрузки из игры» ее участников. Как правило, во всех игровых занятиях возникают проблемные ситуации: неверно понятый вопрос, критические высказывания в адрес групп-соперников и т. п. Для перехода группы из формата игры в формат обычного, стандартного занятия рекомендуется завершить игровое занятие такими приемами: пожелания группам-соперникам, комплимент сидящему рядом по поводу его профессиональных качеств и т. п.3.3. Деловая игра «Конкурс проектов» очень похожа игра «Доклад и дискуссия»В игре моделируется игровая ситуация — защита проектов обучающихся. Принципиальное отличие от игры «Доклад и дискуссия» состоит в том, что вводится дополнительный формат в обсуждение: рецензирование представленного проекта.Основная цель: рецензирование представленного проекта выполняется группами соперников в соответствии с назначенной ролью: критики, конформисты, реалисты. Смена ролей идет «по кругу», т. е. каждая группа отработает во всех режимах: докладчик, критик, конформист, реалист, из чего следует, что игровых групп должно быть четыре. Арбитраж выполняет оценивание работы каждой группы не только по содержанию, но и по соответствию роли на данном этапе игры.На заключительном этапе анализируется не только достижение цели, но и то, как группы отыграли свои роли: насколько корректна и обоснована была критика, смогли ли конформисты найти то положительное, что есть в каждом из представленных проектов, насколько обоснован вердикт реалистов о приеме/неприеме к исполнению проектов. 3.4. Немного более трудоемкий по отношению к предыдущим методам в части подготовки Метод случаев. Его применение зависит от общей образованности, воспитанности и развития студентов группы.Цель метода случаев — оформить умение применять на практике полученные обучающимися ранее знания и закрепить основные понятия по предмету.Занятие делится на шесть фаз, не считая вступительной части.1-я фаза — передача и изучение обучающимися информации, касающейся данного случая. Информация дается посредством печатного текста, который преподаватель раздает и, определив время для его изучения, следит за тем, чтобы обучающиеся изучили его самостоятельно.2-я фаза имеет целью формирование у обучающихся умения определять, какой информации недостает. Это определяется открытым обменом мнениями.3-я фаза — нахождение главных и второстепенных проблем проводится методом свободной дискуссии. В результате дискуссии должно сложиться общее мнение о том, какая проблема является главной.4-я фаза — выделение существенных обстоятельств, необходимых для решения главной проблемы. Результатом явится составленная модель задания.5-я фаза — принятие общего критерия выбора решения и его оценки. Проводится методом свободной дискуссии.6-я фаза — принятие решений по главным и второстепенным проблемам.4. На этапе контроля знаний (10% времени) кроме привычных способов контроля - устного опроса, рейтинга, тестирование для повышения учебной мотивации студентов хороши следующие активных методы. 4.1. Методика свободных заданий предполагает, что кроме обязательного домашнего задания дается необязательное, предупредив, что его выполнение желательно, но не обязательно (например, оно полезно для закрепления и более глубокого освоения учебного материала). Преподаватель подчеркивает, в каком случае за выполнение данного задания оценка ставиться будет или не будет. Если такие свободные задания давать систематически, то можно с большой степенью надежности установить характер мотивации студентов и их готовность к самостоятельной учебной деятельности.4.2. Методика прерванных заданий предполагает самостоятельный возврат студентов к нерешенным задачам, невыполненным заданиям, показывает наличие у студентов стремления к завершенности учебного действия.Первый вариант: перед студентами ставится задача; после обсуждения задачи (когда преподаватель убедился, что она понятна студентам и они могут ее решить) он умышленно находит предлог, чтобы удалиться из аудитории. Через 10 минут, возвратившись в аудиторию, преподаватель фиксирует, кто из студентов решил задачу, а кто занялся своими делами, отложив работу до его возвращения.Второй вариант (более простой и реальный): преподаватель рассчитывает время учебного занятия таким образом, чтобы студенты не могли выполнить задание до конца. На следующем занятии преподаватель фиксирует, кто из студентов продолжил выполнять задание, а кто — нет.4.3.Предпочитаю Методику составления задач и вопросов.   Перед завершением темы студентам предлагается самостоятельно составить набор вопросов по пройденной теме для зачета или вариант письменной работы. При этом оговаривается, что наиболее интересные предложения станут основой для проведения зачета. Собрав на следующем занятии работы студентов, по характеру вопросов - репродуктивные, продуктивные, их оригинальности, полноте можно судить об уровне усвоенного объёма знаний. Хорошим показателем выступает наличие проблемных вопросов, что свидетельствует о творческом подходе студентов к выполнению задания.
    -