Публикации
Размышляем над прочитанным. Рассказ Н.Тэффи "Счастливая"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Размышляем над прочитанным. Рассказ Н.Тэффи "Счастливая"
Автор: Васюткина Вера Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Размышляем над прочитанным. Рассказ Н.Тэффи "Счастливая"
Автор: Васюткина Вера Михайловна
Васюткина Вера Михайловна, учитель русского языка и литературыМБОУ «Батыревская СОШ №2»Батыревского муниципального округаЧувашской РеспубликиРазмышляем над прочитанным. Рассказ Н.Тэффи «Счастливая». Знакомство с любым произведением начинается с его названия. «Счастливая»-так называется рассказ Н.Тэффи. Прочитав его, сразу обращаешь внимание на светлое, красивое название. Атмосферность текста, связанная с названием, сразу погружает нас в ощущение счастья. В жизни, наверное, каждый человек мечтает об этом состоянии, видит его по-своему. Текст Н.Тэффи, писательницы 20 века, посвящен теме счастья. Рассказчиком в ней выступает героиня, взрослая женщина, которая вспоминает свои детские годы, когда ей было 6 лет. Повествование строится на ее воспоминаниях. В настоящую жизнь героини невольно вторгается прошлое. Героиня постоянно обращается к детским воспоминаниям, которые кажутся ей более яркими, счастливыми, чем настоящее. Противопоставляя мировосприятие детей и взрослых, автор использует принцип контраста. Хронотоп улицы навевает тоску и грусть («мутно-весенняя сумеречная улица»). Взрослые, как подчеркивает автор, в этом открытом пространстве, где «сумерки весенние всегда тревожны и всегда печальны», не ощущают своего счастья (мотив одиночества). Данная мысль передается через лексический повтор «всегда». Читая эти строчки, представляешь, как скучен и неинтересен мир взрослых, потому что унылая картина из окна (это тоже своеобразное жизненное препятствие, которое надо преодолеть) заставляет их думать о злобе, об обидах и счастье, которого нет. Для детей же это открытое пространство-пространство свободы и возможностей. Особое место в тексте занимает хронотоп дома. Казалось бы, этот «большой, гулкий дом» отгораживает детей от окружающего мира. «Темный» дом-это символ одиночества и ограниченности детского мира. Но дети в поисках своего счастья выходят за рамки этого закрытого пространства «темной огромной комнаты» и находят свое счастье , в отличие от взрослых, в открытом пространстве, в детских впечатлениях . Поэтому, наверное, героиня, уходя в прошлое, с грустью вспоминает себя, когда ей было 6 лет. В тексте очевиден контраст между внутренним и внешним миром взрослых. Для детей же достаточно одного яркого детского впечатления, ухода в мир мечты, чтобы стать счастливым. Возможно, это иллюзорное счастье. Но кто сказал, что умение воображать, фантазировать сделал кого-либо несчастным? Для текста характерен мотив движения и разочарования (образ телеги, белая лошадь в начале текста-иллюзии детского счастья, дряхлая лошадь в финале-символ разочарования). Героиня в рассказе меняется. По мере взросления она утрачивает способность быть счастливой. В повторяющейся строчке: «Я сегодня видела конку!» конка (конь) выступает символом счастья, мечты. Лошадь с разноцветным вагоном-это обычный трамвай (прием юмора), но он в мире детей превратился в «колесницу радости» с кондуктором, который был «весь в золоте» и «трубил в золотую трубу». Цветопись уводит в глубокие размышления: белый, желтый, красный, золотой-это цвета детства, «золотой» поры, это беззаботное, беспечное время, когда все воспринимается в радужных красках. Олицетворение «солнце звенело» и эпитет «златозвонкими брызгами» утверждают позицию автора: счастье заключается в умении преображать простые вещи в нечто волшебное, в способности сохранять способ видеть прекрасное в обыденном. Детям всегда свойственно создавать собственные иллюзии счастья. Вспомним рассказ А.Платонова «Никита». Для пятилетнего мальчика характерно одушевлять предметы, которые окружают его. Они превращаются то в добрых, то в злых людей. Это качество помогает Никите преодолеть чувство страха и одиночества, как и 6-летней героине рассказа «Счастливая» Композиция в рассказе кольцевая: текст можно разделить на две противоположные части. В первой части Н.Тэффи повествует о том, как героиня обращается к детским мечтам и как они исполняются, во второй части взрослая рассказчица возвращается вновь к детским впечатлениям в поисках счастья. Данный мотив иллюзорности счастья прослеживается в еще одном рассказе Н.Тэффи «Жизнь и воротник», где вещь подчиняет себе человека. Мотив контраста-противопоставление детского видения мира и серой обыденности взрослой жизни - помогает раскрыть главную идею рассказа о разном восприятии счастья в разные периоды жизни человека Я думаю, от каждого человека зависит, будет ли он в жизни счастлив. Для этого, я думаю, надо как можно дольше сохранить в себе детское мировосприятие. В рассказе «Счастливая» присутствует философская аллюзия на идею древнегреческого философа Гераклита Эфесского о невозможности дважды войти в одну реку (« Как страшно, что никогда не найду ее, что нет ее больше, и никогда не будет ее, самой мне родной и близкой, — меня самой»). Если даже войдешь в эту реку, то вода будет другая. Так и с человеком: он со временем взрослеет, меняется его мировосприятие. Как говорил Козьма Прутков: если хочешь быть счастливым, будь им. Писатель и поэт ХХ И.Бунин утверждает данную мысль в стихотворении «Вечер»: О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Счастье есть, ищите ее повсюду и будьте счастливы!
