Публикации Нейроигры и нейроупражнения как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейроигры и нейроупражнения как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ
Автор: Никифорова Ирина Михайловна Лейчуг Лариса Ивановна

Нейроигры и нейроупражнения как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ
Никифорова Ирина Михайловна
учитель-дефектолог группы с задержкой психического развития,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Лейчуг Лариса Ивановна
Педагог-психолог, МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растёт с каждым годом. Работая с группой компенсирующей направленности для детей 5-7 лет, в большей степени встречаются дети с задержкой психического развития. У данной группы детей наблюдаются проблемы в психомоторном развитии (нарушена координация, дети не могут прыгать, бегать, поймать и бросить мяч, испытывают трудности в переключение с одного движения на другое, кроме того, у них просто нет желания двигаться). Нарушения двигательной деятельности негативно сказывается и на когнитивной сфере. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия, дети испытывают затруднения в выполнении заданий на классификацию, в количественном счёте, в решение арифметических задач. Воспитанники не могут выделить лишний предмет, сгруппировать предметы по форме или цвету. Найти отличия среди двух картинок, восстановить последовательность событий эти задания вызывают наибольшие трудности.
Возникает задача поиска методик и технологий для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Для решения данной проблемы применяется в коррекционной работе нейрогимнастика - гимнастика для мозга.
Нейрогимнастика - это метод двигательной нейропсихологической коррекции, который был разработан в 1970 годах Полом Деннисоном. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющими различные неврологические заболевания, который направлен на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Помогает снизить утомляемость, напряжение, развивает крупную и мелкую моторику. Нейрогимнастика активно воздействует на все органы восприятия, причём необычным образом и в разных комбинациях.
Цель нейрогимнастики-развитие мышления, памяти, внимания, межполушарного взаимодействия при регулярном выполнении определённых действий, направленных на тренировку ЦНС.
Этот метод используется в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе и даёт положительную динамику в развитии интеллектуальных способностей с детьми ОВЗ.
Как работает нейропсихологическая коррекция?
С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко. В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы:
во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка;
во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности;
в-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.
Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль.
Показания к применению нейропсихологических игр:
-ребёнок имеет дисфункцию психомоторного развития;
-испытывает трудности с усвоением материала;
имеет низкую работоспособность, повышенную утомляемость, рассеянность;
снижение функции внимания, памяти, мыслительной деятельности, отсутствие познавательного интереса;
несформированность пространственных представлений;
при диагнозе СДВГ, ЗПР, ЗРР, аутизм;
эмоциональная неуравновешенность.
Противопоказанием является эпилепсия и нервные тики.
Список литературы
Семёнович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2017.—474 с.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. —М.: Издательский центр Академия, 2003. — 384 с.
Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга /Лоренс Кац К., Рубин Мэннинг Переводчик: Зиновьев А. Ф. издательство: Попурри, 2014г
Фитнес для мозга для детей 6-7 лет. Блокнот-тренажёр + наклейки | Ахмадуллин Шамиль Тагирович
Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребёнка 4-6 лет. Книга-тренажёр /Шамиль Ахмадуллин- М.:Нева 2022-160 с.
-