Публикации
"Фестиваль в ДОУ как площадка для раскрытия воспитательного потенциала СТЕМ-образования"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Фестиваль в ДОУ как площадка для раскрытия воспитательного потенциала СТЕМ-образования"
Автор: Любимцева Александра Игоревна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Фестиваль в ДОУ как площадка для раскрытия воспитательного потенциала СТЕМ-образования"
Автор: Любимцева Александра Игоревна
Фестиваль в ДОУ как площадка для раскрытия воспитательного потенциала СТЕМ-образования.
Старшие воспитатели
МБДОУ Детский сад № 42
Любимцева А.И., Сурменева Н.Н.
На современном этапе в системе дошкольного образования произошли существенные изменения. Они связаны с целым рядом причин, в том числе и с меняющими ценностными ориентирами в обществе, значительной утратой исторических корней и традиций, смещением акцента в сторону цифровизации и многое другое. В педагогическом сообществе на первый план стали выходить новые проблемы, связанные с воспитанием детей, которые определили переосмысление сущности воспитательного компонента, его места и роли в общественной жизни.
Идея воспитания приобрела государственное значение, и отражена в ряде нормативных документов, являющихся правовой основой деятельности в детском саду.
Для решения задач по организации воспитательного процесса, актуально использование новых методик, технологий, программ, которые ориентированы на современного ребенка, соответствуют ФГОС ДО.
Таким направлением, соответствующим требованиям времени, стало STEM-образование.
STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — это образовательная стратегия, направленная на развитие научных и технических компетенций через практическое применение знаний.
Внедрение STEM образования в ДОО помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые востребованы в современной жизни.
Наш детский сад стал инновационной площадкой по направлению Раскрытие воспитательного потенциала STEM-образования.
Основой для реализации воспитательного потенциала СТЕМ–образования стал опыт проведения в нашем детском саду фестивалей, как одной из эффективных форм сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.
Что же такое фестиваль?
Попробуйте найти научное определение жанра фестиваль — и столкнетесь с неожиданной сложностью: понятие это до сих пор не получило детальной проработки.
Развернутое определение встречаем у Ожегова: Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств. Но вот что интересно: появление этого смотра достижений обусловлено исключительно историческими и даже политическими факторами.
Практика фестивалей – единовременных акций в течение многих лет широко использовалась в культурной жизни нашей страны. Традиционными были фестивали культуры союзных и автономных республик, проводившиеся в Москве, Ленинграде, Горьком и других городах.
Но фестиваль может функционировать и как единовременная и как систематически повторяемая культурная акция. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств, историческим датам, праздникам страны.
Тематическая направленность позволяет дополнять каждый из фестивалей различными выставочными мероприятиями, конкурсами, что способствует расширению и укреплению культурных связей между семьей и дошкольным учреждением.
В программе развития нашего детского сада, мы определили понятие фестиваль, как пространство для обмена опытом, выявления интересов и способностей участников образовательного процесса, генерирования новых идей.
Как организовать фестиваль?
Организация начинается с принятия решения о проведении фестиваля. После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, педагогический коллектив должен:
придумать фестивалю яркое название;
определиться в направлении;
разработать порядок проведения и условия участия в фестивале;
определиться с датами проведения;
продумать перечень основных мероприятий, развлекательную программу;
написатьсценарий. (Как правило, сценарий будет отражать какую-то определенную тему. Сценарий должен быть логически выстроен)
обеспечить рекламу (Необходимо оповестить всех будущих участников фестиваля. Социальные сетипомогут не только анонсировать предстоящее мероприятие, но и расскажут о происходящих событиях на фестивале широкой аудитории. Яркие афиши фестивалей стали визитной карточкой предстоящих мероприятий и размещались в нашей группе в ВК).
Примеры успешных практик
Примером успешного внедрения STEM-образования в нашем ДОУ стало проведение целого ряда фестивалей:
2023 год:
Фестиваль науки
С 6 по 10 февраля в нашем детском саду проходил фестиваль Науки, приуроченный к дню российской науки. На фестивале ребята знакомились с достижениями науки нашей страны (ученые, изобретения), имели возможность поэкспериментировать, и самим побыть в роли ученых и изобретателей.
Целью фестиваля стала популяризация научных знаний среди дошкольников через интерактивные формы обучения и использование СТЕМ-оборудования.
Ярким событием фестиваля стало проведение квеста Профессии в науке. Ребята узнали о таких специальностях, как: биолог, физик, химик, инженер-конструктор, IT- специалист. Безусловно, использование разных модулей СТЕМ-оборудования способствовало активному включению дошкольников в практическую деятельность, где они смогли попробовать освоить данные профессии на уровне, доступном детям.
Ребята презентовали своим сверстникам групповые центры науки, которые также стали одним из мероприятий, проводимых в формате фестиваля. В процессе презентаций дошкольники рассказывали о принципах работы устройств и демонстрировали простые эксперименты. Воспитанники активно участвовали в демонстрациях, задавали вопросы и делились своими впечатлениями.
На протяжении всего фестиваля использовалось СТЕМ-оборудование, которое позволило сделать фестиваль более увлекательным и познавательным, помогло детям лучше понять принципы работы различных устройств и явлений. Родители отметили высокую заинтересованность своих детей в научной деятельности и выразили желание продолжать такие мероприятия в будущем.
Фестиваль национальных культур
Данный фестиваль проводился с 14 по 18 ноября и был приурочен к международному дню толерантности.
Целью фестиваля стало создание условий для формирования у детей представлений о богатстве и разнообразии культурных традиций народов, проживающих на территории Нижегородской области (русские, мордва, татары, ингуши, осетины, марийцы, удмурты, белорусы, чуваши)
Этот фестиваль стал настоящим праздником дружбы и культурного наследия. Дети познакомились с традициями разных народов, узнали много нового о музыке, танцах, костюмах, обычаях, национальной кухне.
На фестивале дети выступали с песнями, танцами, стихотворениями на языках народов России, презентовали национальные костюмы и символику, играли в народные игры.
Знакомясь с орнаментами разных культур, ребята выкладывали узоры на используя дары Фребеля, снимали видеоролики и мультфильмы. Фестиваль национальных культур показал, насколько важно сохранять и передавать традиции будущим поколениям.
2024 год:
Фестиваль мультипликации
В феврале 2024 года состоялся фестиваль мультипликации. Фестиваль был организован с целью развития творческих способностей детей через использование современных технологий. Данный фестиваль позволил детям погрузится в увлекательный мир анимации, развивая креативность и технические навыки.
Ребята познакомились с основными понятиями мультипликации (раскадровка, озвучание, съемка, сюжет), с различными видами анимации (перекладная, объемная, компьютерная), узнали о профессиях в мультипликации (режиссер, сценарист, художник-мультипликатор). Воспитанники узнали о работе киностудий – Мельница( снявшая серию мультфильмов про богатырей, Барбоскины, Лунтик), Анимаккорд(серия мультфильмов про Машу и медведя), Союзмультфильм (золотая коллекция мультфильмов), о процессе покадровой съемки.
В рамках фестиваля прошли мастер-классы по изготовлению заставок к мультфильмам Ожившие буквы, Раскадровка. Изготовление героев и фонов.
В процессе съемки мультфильмов активно использовали мультстудию Я творю мир и театрально-анимационный блок "СОЮЗМУЛЬТ-ЭЛТИ".
По итогам фестиваля был снят цикл мультфильмов по А.Л.Барто Игрушки. В процессе создания мультфильмов активно использовались элементы конструирования из Лего, элементы традиционной художественной росписи (Филимоновская, Дымковская, Хохломская, Городецкая)
Особое внимание было уделено использованию технических средств. Мы предоставили детям доступ к планшетам и компьютерам, на которых они смогли редактировать свои работы, добавлять звуковые эффекты, озвучивать персонажей.
Заключительным этапом стал мультмарафон Мультимагия, где ребятам была предоставлена возможность проголосовать за лучший мультфильм.
В ходе фестиваля все педагоги и воспитанники старшего дошкольного возраста овладели технологией создания мультфильма на основе различных материалов.
Фестиваль позволил ребятам познакомится с миром творчества и технологий, развить важные навыки и укрепить интерес к обучению.
Фестиваль "Россия - страна достижений"
В апреле 2024 года в нашем детском саду прошел фестиваль Россия – страна достижений. Он был организован с целью формирования у воспитанников интереса к науке, технике и культуре нашей страны.
Дети смогли больше узнать о космических полетах, технических и спортивных достижениях, достопримечательностях. Воспитанники смогли закрепить полученные знания в викторинах и продемонстрировать свои достижения в технариуме – специально организованном в рамках фестиваля. Дети практиковались в изобретении новых технических помощников сочетая СТЕМ-оборудование и элементы ТРИЗ-технологии. Также в рамках фестиваля дети презентовали постройки достопримечательностей России из разнообразного конструктора. Дошкольники представили космодром Восточный, Нижегородский кремль, монумент Родина-мать зовет!
Фестиваль способствовал формированию чувства гордости за свою страну.
2025 год:
Фестиваль робототехники
В марте 2025 года состоялся Фестиваль роботов, который стал настоящим фестивалем робототехники, где воспитанники демонстрировали свои разработки в области конструирования роботов. Придумывали и снимали сказки на основе робототехнических наборов, участвуя в конкурсе Лучшая робосказка. При проведении данного конкурса открыли для себя новый жанр – сказка-экскурсия. В программе фестиваля было и проведение квестов и робототехнических соревнований на основе наборов Tale-bot и умная пчела Bee-bot. Особую воспитательную ценность и внимание при проведении фестиваля мы уделили преемственности со школой, ученики которой стали активными участниками нашего фестиваля.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, впереди главная дата нашей страны в этом году - празднование 80-летия победы в ВОВ. Уже разработан сценарий Фестиваля героического прошлого, который пройдет в нашем саду в мае. Также планируем активно использовать СТЕМ-оборудование - конструкторы, мультстудии, робототехнические наборы. Уже сейчас мы начали подготовку к фестивалю и на основе комплекта Детям о победе ребята сняли мультфильм, который принимает участие в одноименном конкурсе, а в дальнейшем будет продемонстрирован ребятам нашего детского сада на открытии фестиваля.
Таким образом, использование воспитательного потенциала STEM-образования через фестивальное движение, способствует:
- эффективной организации воспитательного процесса в ДОО, основанном на связи с историей и обычаями русского народа, народным календарем;
- повышению профессионального интереса педагогов и специалистов ДОО к технологиям STEM-образования;
- активному взаимодействию с родителями воспитанников с целью эффективной организации воспитательного процесса с детьми, формирования связи с историческим прошлым, развития интеллектуальных способностей и природных задатков.
Мы уверены, что такие мероприятия помогают воспитывать в детях толерантность, открытость миру и стремление к познанию. Ведь именно в детстве закладываются основы мировоззрения, и мы гордимся тем, что можем способствовать этому процессу, сочетая лучшие традиции прошлого с достижениями настоящего.
Старшие воспитатели
МБДОУ Детский сад № 42
Любимцева А.И., Сурменева Н.Н.
На современном этапе в системе дошкольного образования произошли существенные изменения. Они связаны с целым рядом причин, в том числе и с меняющими ценностными ориентирами в обществе, значительной утратой исторических корней и традиций, смещением акцента в сторону цифровизации и многое другое. В педагогическом сообществе на первый план стали выходить новые проблемы, связанные с воспитанием детей, которые определили переосмысление сущности воспитательного компонента, его места и роли в общественной жизни.
Идея воспитания приобрела государственное значение, и отражена в ряде нормативных документов, являющихся правовой основой деятельности в детском саду.
Для решения задач по организации воспитательного процесса, актуально использование новых методик, технологий, программ, которые ориентированы на современного ребенка, соответствуют ФГОС ДО.
Таким направлением, соответствующим требованиям времени, стало STEM-образование.
STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — это образовательная стратегия, направленная на развитие научных и технических компетенций через практическое применение знаний.
Внедрение STEM образования в ДОО помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые востребованы в современной жизни.
Наш детский сад стал инновационной площадкой по направлению Раскрытие воспитательного потенциала STEM-образования.
Основой для реализации воспитательного потенциала СТЕМ–образования стал опыт проведения в нашем детском саду фестивалей, как одной из эффективных форм сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.
Что же такое фестиваль?
Попробуйте найти научное определение жанра фестиваль — и столкнетесь с неожиданной сложностью: понятие это до сих пор не получило детальной проработки.
Развернутое определение встречаем у Ожегова: Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств. Но вот что интересно: появление этого смотра достижений обусловлено исключительно историческими и даже политическими факторами.
Практика фестивалей – единовременных акций в течение многих лет широко использовалась в культурной жизни нашей страны. Традиционными были фестивали культуры союзных и автономных республик, проводившиеся в Москве, Ленинграде, Горьком и других городах.
Но фестиваль может функционировать и как единовременная и как систематически повторяемая культурная акция. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств, историческим датам, праздникам страны.
Тематическая направленность позволяет дополнять каждый из фестивалей различными выставочными мероприятиями, конкурсами, что способствует расширению и укреплению культурных связей между семьей и дошкольным учреждением.
В программе развития нашего детского сада, мы определили понятие фестиваль, как пространство для обмена опытом, выявления интересов и способностей участников образовательного процесса, генерирования новых идей.
Как организовать фестиваль?
Организация начинается с принятия решения о проведении фестиваля. После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, педагогический коллектив должен:
придумать фестивалю яркое название;
определиться в направлении;
разработать порядок проведения и условия участия в фестивале;
определиться с датами проведения;
продумать перечень основных мероприятий, развлекательную программу;
написатьсценарий. (Как правило, сценарий будет отражать какую-то определенную тему. Сценарий должен быть логически выстроен)
обеспечить рекламу (Необходимо оповестить всех будущих участников фестиваля. Социальные сетипомогут не только анонсировать предстоящее мероприятие, но и расскажут о происходящих событиях на фестивале широкой аудитории. Яркие афиши фестивалей стали визитной карточкой предстоящих мероприятий и размещались в нашей группе в ВК).
Примеры успешных практик
Примером успешного внедрения STEM-образования в нашем ДОУ стало проведение целого ряда фестивалей:
2023 год:
Фестиваль науки
С 6 по 10 февраля в нашем детском саду проходил фестиваль Науки, приуроченный к дню российской науки. На фестивале ребята знакомились с достижениями науки нашей страны (ученые, изобретения), имели возможность поэкспериментировать, и самим побыть в роли ученых и изобретателей.
Целью фестиваля стала популяризация научных знаний среди дошкольников через интерактивные формы обучения и использование СТЕМ-оборудования.
Ярким событием фестиваля стало проведение квеста Профессии в науке. Ребята узнали о таких специальностях, как: биолог, физик, химик, инженер-конструктор, IT- специалист. Безусловно, использование разных модулей СТЕМ-оборудования способствовало активному включению дошкольников в практическую деятельность, где они смогли попробовать освоить данные профессии на уровне, доступном детям.
Ребята презентовали своим сверстникам групповые центры науки, которые также стали одним из мероприятий, проводимых в формате фестиваля. В процессе презентаций дошкольники рассказывали о принципах работы устройств и демонстрировали простые эксперименты. Воспитанники активно участвовали в демонстрациях, задавали вопросы и делились своими впечатлениями.
На протяжении всего фестиваля использовалось СТЕМ-оборудование, которое позволило сделать фестиваль более увлекательным и познавательным, помогло детям лучше понять принципы работы различных устройств и явлений. Родители отметили высокую заинтересованность своих детей в научной деятельности и выразили желание продолжать такие мероприятия в будущем.
Фестиваль национальных культур
Данный фестиваль проводился с 14 по 18 ноября и был приурочен к международному дню толерантности.
Целью фестиваля стало создание условий для формирования у детей представлений о богатстве и разнообразии культурных традиций народов, проживающих на территории Нижегородской области (русские, мордва, татары, ингуши, осетины, марийцы, удмурты, белорусы, чуваши)
Этот фестиваль стал настоящим праздником дружбы и культурного наследия. Дети познакомились с традициями разных народов, узнали много нового о музыке, танцах, костюмах, обычаях, национальной кухне.
На фестивале дети выступали с песнями, танцами, стихотворениями на языках народов России, презентовали национальные костюмы и символику, играли в народные игры.
Знакомясь с орнаментами разных культур, ребята выкладывали узоры на используя дары Фребеля, снимали видеоролики и мультфильмы. Фестиваль национальных культур показал, насколько важно сохранять и передавать традиции будущим поколениям.
2024 год:
Фестиваль мультипликации
В феврале 2024 года состоялся фестиваль мультипликации. Фестиваль был организован с целью развития творческих способностей детей через использование современных технологий. Данный фестиваль позволил детям погрузится в увлекательный мир анимации, развивая креативность и технические навыки.
Ребята познакомились с основными понятиями мультипликации (раскадровка, озвучание, съемка, сюжет), с различными видами анимации (перекладная, объемная, компьютерная), узнали о профессиях в мультипликации (режиссер, сценарист, художник-мультипликатор). Воспитанники узнали о работе киностудий – Мельница( снявшая серию мультфильмов про богатырей, Барбоскины, Лунтик), Анимаккорд(серия мультфильмов про Машу и медведя), Союзмультфильм (золотая коллекция мультфильмов), о процессе покадровой съемки.
В рамках фестиваля прошли мастер-классы по изготовлению заставок к мультфильмам Ожившие буквы, Раскадровка. Изготовление героев и фонов.
В процессе съемки мультфильмов активно использовали мультстудию Я творю мир и театрально-анимационный блок "СОЮЗМУЛЬТ-ЭЛТИ".
По итогам фестиваля был снят цикл мультфильмов по А.Л.Барто Игрушки. В процессе создания мультфильмов активно использовались элементы конструирования из Лего, элементы традиционной художественной росписи (Филимоновская, Дымковская, Хохломская, Городецкая)
Особое внимание было уделено использованию технических средств. Мы предоставили детям доступ к планшетам и компьютерам, на которых они смогли редактировать свои работы, добавлять звуковые эффекты, озвучивать персонажей.
Заключительным этапом стал мультмарафон Мультимагия, где ребятам была предоставлена возможность проголосовать за лучший мультфильм.
В ходе фестиваля все педагоги и воспитанники старшего дошкольного возраста овладели технологией создания мультфильма на основе различных материалов.
Фестиваль позволил ребятам познакомится с миром творчества и технологий, развить важные навыки и укрепить интерес к обучению.
Фестиваль "Россия - страна достижений"
В апреле 2024 года в нашем детском саду прошел фестиваль Россия – страна достижений. Он был организован с целью формирования у воспитанников интереса к науке, технике и культуре нашей страны.
Дети смогли больше узнать о космических полетах, технических и спортивных достижениях, достопримечательностях. Воспитанники смогли закрепить полученные знания в викторинах и продемонстрировать свои достижения в технариуме – специально организованном в рамках фестиваля. Дети практиковались в изобретении новых технических помощников сочетая СТЕМ-оборудование и элементы ТРИЗ-технологии. Также в рамках фестиваля дети презентовали постройки достопримечательностей России из разнообразного конструктора. Дошкольники представили космодром Восточный, Нижегородский кремль, монумент Родина-мать зовет!
Фестиваль способствовал формированию чувства гордости за свою страну.
2025 год:
Фестиваль робототехники
В марте 2025 года состоялся Фестиваль роботов, который стал настоящим фестивалем робототехники, где воспитанники демонстрировали свои разработки в области конструирования роботов. Придумывали и снимали сказки на основе робототехнических наборов, участвуя в конкурсе Лучшая робосказка. При проведении данного конкурса открыли для себя новый жанр – сказка-экскурсия. В программе фестиваля было и проведение квестов и робототехнических соревнований на основе наборов Tale-bot и умная пчела Bee-bot. Особую воспитательную ценность и внимание при проведении фестиваля мы уделили преемственности со школой, ученики которой стали активными участниками нашего фестиваля.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, впереди главная дата нашей страны в этом году - празднование 80-летия победы в ВОВ. Уже разработан сценарий Фестиваля героического прошлого, который пройдет в нашем саду в мае. Также планируем активно использовать СТЕМ-оборудование - конструкторы, мультстудии, робототехнические наборы. Уже сейчас мы начали подготовку к фестивалю и на основе комплекта Детям о победе ребята сняли мультфильм, который принимает участие в одноименном конкурсе, а в дальнейшем будет продемонстрирован ребятам нашего детского сада на открытии фестиваля.
Таким образом, использование воспитательного потенциала STEM-образования через фестивальное движение, способствует:
- эффективной организации воспитательного процесса в ДОО, основанном на связи с историей и обычаями русского народа, народным календарем;
- повышению профессионального интереса педагогов и специалистов ДОО к технологиям STEM-образования;
- активному взаимодействию с родителями воспитанников с целью эффективной организации воспитательного процесса с детьми, формирования связи с историческим прошлым, развития интеллектуальных способностей и природных задатков.
Мы уверены, что такие мероприятия помогают воспитывать в детях толерантность, открытость миру и стремление к познанию. Ведь именно в детстве закладываются основы мировоззрения, и мы гордимся тем, что можем способствовать этому процессу, сочетая лучшие традиции прошлого с достижениями настоящего.
