Публикации Интернет-ресурсы в преподавании английского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интернет-ресурсы в преподавании английского языка
Автор: Алексеева Мария Александровна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области
Кингисеппский колледж технологии и сервиса
Статья на тему: Интернет-ресурсы в преподавании английского языка
Преподаватель
Алексеева Мария Александровна
г.Кингисепп
Обзор Интернет-ресурсов для обучения английскому языку
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и видео материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы обучающиеся не потерялись в изобилии информации разного качества, а наиболее продуктивно использовали её для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет - ресурсов, направленных на подготовку обучающихся работать с ресурсами сети Интернет.
Остановимся на структуре и методическом содержании каждого из пяти видов учебных Интернет-ресурсов.
1.Hotlist (от английского “hotlist” - список по теме) представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме.
2.Multimedia Scrapbook (от английского мультимедийный черновик) представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы (например, Podcasts) и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть скачаны обучающимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.
3.Treasure Hunt (от английского охота за сокровищами) напоминает “Hotlist” и “Scrapbook”. Он тоже содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Его отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. C помощью этих вопросов преподаватель направляет поисково-познавательную деятельность обучающихся.
4.Subject Sampler стоит на следующей ступени сложности по сравнению с “Treasure Hunt”. В отличие от него “Subject Sampler” направлен на обсуждение социально-заострённых и дискуссионных тем. Обучающимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать своё собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.
5.WebQuest (от английского “webquest” -Интернет-проект - самый сложный тип учебных Интернет – ресурсов). “WebQuest” - это сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырёх указанных выше материалов. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала вся группа знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем обучающиеся делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе. Преподавателю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе обучающиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все обучающиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении обучающиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.
Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет - ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым, позволяя решать более сложные учебные задачи. “HotList” и “Multimedia Scrapbook” направлены на поиск, отбор, классификацию информации. “Treasure Hunt”, “Subject Sampler” и “WebQuest” уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности обучающихся.
Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами обучающиеся могут находить такие сайты на WWW.
Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, т.е. знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.
World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития межкультурной компетенции.
Сайт Виртуальная реальность - это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в группу. Кроме этого занятия не привязаны к определенному городу или месту, которое преподаватель имел счастье когда-то посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных людей с разными интересами. Обучающимся предоставляется возможность общения непосредственно с этими материалами, а не с чьей-то их интерпретацией и анализом.
И использование Интернет, и адаптация оригинальных материалов в группе сейчас набирают ход. Путешествуя по сети, обучающийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. Таким образом, происходит развитие общекультурных, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций, которые позволяют обучающимся всесторонне развиваться.
Cайт City Net делает возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве, на изучаемом языке. City Net - превосходный навигатор. Попав в желаемую страну при помощи гипертекста или линков (ссылок), учащиеся ознакомятся с ее особенностями.
Сайт Metro Link (Метро ) - сайт позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города. Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.
Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия остановок предоставлены в маршрутной карте, а программа сама высчитывает приблизительное время движения, запоминает все использованные маршруты и станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той или иной станции, затраченное время.
Сайт WILD-e предлагает к рассмотрению аспекты овладения и проблемы профессии педагога, преподающего иностранный язык. Здесь можно прочитать актуальные высказывания и поделиться при желании своими, исследовать мир метафор, дать свои варианты ответов в рубрике “Скажи, почему?” (Can you tell me why?) на интересующие всех вопросы, как “Почему к написанию теоретических трактатов по педагогике допускают людей, не имеющих ничего общего с практикой преподавания?” (“Why are there so many things about teaching and educational administration that are so pointless and stupid?”), поделиться опытом последнего урока и т.д.
В любом образовательном процессе происходит формирование универсальных учебных действий (сокращенно УУД). Все УУД описаны в федеральных государственных образовательных стандартах. В данном случае речь может идти о развитии таких УУД, как: регулятивные, познавательные, коммуникативные. С точки зрения межпредметности в изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов помогут такие предметы как география, литература, информатика, история и обществоведение.
16
-