Публикации
Воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся начальных классов на внеурочных занятиях
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся начальных классов на внеурочных занятиях
Автор: Сафаргалина Елизавета Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся начальных классов на внеурочных занятиях
Автор: Сафаргалина Елизавета Алексеевна
Воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся начальных классов на внеурочных занятияхСафаргалина Елизавета Алексеевна, студентка 42 группы специальности «Преподавание в начальных классах», ГАПОУ СО НТПК №1 г. Нижний ТагилАннотация: в работе исследуются теоретические основы воспитания духовно-нравственных ценностей у обучающихся начальной школы, через исследование понятия «духовно-нравственное воспитание». Рассматриваются традиционные источники нравственности, такие как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука и другие. Главное внимание обращается на применение методов и средств воспитания духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, развитие, метод, средства, особенности, ценности.Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. [1]Носителями ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к изучению существующих в с в нашей стране религиозные и культурных традиций. [2]Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Критерием систематизации базовых национальных ценностей, разделения их по определенным группам являются источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. [2]Таким образом, традиционными источниками нравственности являются: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.Воспитание нравственных ценностей предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счет активного включения обучаемых в деятельность, повышается интенсивность и эффективность воспитательного процесса. Формирование нравственных ценностей максимально реализуется на внеурочной деятельности. [3]Внеурочная деятельность – это та деятельность, которая проводится после уроков, на переменах, то есть во время незанятое уроками. Исходя из этого, она имеет существенные различия от деятельности учеников на уроке и в целях, и в задачах, и в функциях. Отличаются также и принципы, и содержание, и формы. Чтобы определить сущность исследуемого понятия, необходимо учесть целый ряд актуальных тенденций, появившихся в педагогической науке в последнее время. Учитывая одну из них, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность является продолжением учебного процесса во внеурочное время и виды организации данной деятельности схожи с видами организации учебной деятельности. В процессе внеурочной деятельности происходит расширение и углубление знаний программного материала у учащихся.В процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников важно использовать разнообразные методы и средства воспитания.Чтобы формировать духовно-нравственное сознание школьников, необходимо помогать учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции. Внеурочные занятия обладают большим потенциалом для воспитания духовно-нравственных ценностей.1. Игровые технологии: использование ролевых игр, театрализованных постановок и ситуационных задач позволяет детям на практике осваивать моральные нормы и этические дилеммы. Например, в ходе ролевой игры «Ситуация выбора» дети могут обсуждать последствия своих действий и учиться принимать взвешенные решения.2. Проектная деятельность: создание проектов, направленных на решение социальных проблем (например, помощь пожилым людям или защита животных), помогает детям осознать значимость добрых поступков и развивает чувство ответственности за окружающий мир.3. Творческие задания: рисование, написание рассказов или стихов на темы дружбы, любви, доброты способствует развитию креативности и позволяет детям выразить свои мысли о нравственных ценностях.4. Дискуссии и дебаты: обсуждение моральных вопросов в группе развивает критическое мышление и учит детей уважать мнения других, даже если они отличаются от их собственных.5. Чтение и анализ литературы: использование произведений художественной литературы, в которых поднимаются вопросы морали и нравственности, способствует формированию у детей представлений о добре и зле.6. Работа с примерами из жизни: обсуждение реальных историй о людях, совершивших добрые поступки или столкнувшихся с моральными выборами, помогает детям увидеть практическое применение нравственных ценностей.Таким образом, внеурочная деятельность, это часть учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, содействующая развитию личности ученика. Она представляет собой систему совместной вне учебной деятельности учащихся, создателем которой является учитель школы.В реализации внеурочной занятости младших учащихся, должны соблюдаться следующие основные условия: как добровольное желание участвовать, инициативность и независимость детей, интересное содержание деятельности, личная нацеленность работы учителя, в основе которой главными формами представляют собой личностно-ориентированные занятия и совместные творческие дела, полагаться на важность отношения, взаимодействие сверстников и детей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие различных вариантов, методов, приемов и форм и их связь в общем педагогическом процессе учебной а так же вне учебной деятельности.Библиографический список:Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2011 Букреева Р. Ю. Внеурочная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников – URL: (дата обращения 18.11.2025)
