Публикации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3d моделирование и печать на 3d принтере»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3d моделирование и печать на 3d принтере»
Автор: Отрошко Елена Александровна и Матяж Лариса Викторовна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«3D МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЕЧАТЬ НА 3D ПРИНТЕРЕ» Уровень программы: ознакомительныйСрок реализации программы: 1 год - 144 ч. Возрастная категория: от 12 до 16 летСостав группы: до 15 человекФорма обучения: очнаяВид программы: модифицированнаяПрограмма реализуется на бюджетной основест. Старотитаровская, 2025 ВВЕДЕНИЕ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D моделирование и печать на 3D принтере» по технической направленности (далее – Программа), является модифицированной, разработана на основе программ педагогов дополнительного образования, работающих в соответствующем направлении.
  • Нормативно-правовая база
  • Программа "3D моделирование и печать на 3D принтере" способствует развитию творческих и технических навыков учащихся. Участие в этой программе помогает развить пространственное мышление, логическое мышление и навыки работы с современными технологиями. Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» изменениями и дополнениями).3. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями).4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).6. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 сентября 2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»» (действует до 1 сентября 2028 г).8Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».9. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПин 1.2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди обитания».12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки от 18 декабря 2015 г. № 09-3242.13. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.14. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки от 24.06.2020 г. № 47.01-13-6067/20).15. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Станции юных техников станицы Старотитаровской муниципального образования Темрюкский муниципальный район Краснодарского края.Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»1.1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D моделирование и печать на 3D принтере» по технической направленности (далее – Программа), ориентирована на обучение детей и подростков основам современных технологий и инженерии. Участие в этой программе позволяет учащимся приобщиться к цифровой производственной среде, где они могут изучить основы 3D моделирования, прототипирования и печати. Это помогает им развить технические навыки, понимание работы современных технологий и способность применять их на практике. Программа направлена на подготовку учащихся к цифровой трансформации и развитию компетенций, которые могут быть востребованы в будущем. Программа ежегодно обновляется с учетом динамичного развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Это позволяет обеспечить актуальность содержания Программы, соответствие современным требованиям образовательного процесса и индивидуальным потребностям обучающихся. Регулярное пересмотр и обновление материала гарантирует внедрение новых методов обучения, использование современных технологий и актуальных данных, что способствует дальнейшему развитию детей, их всемирному восприятию и интеграции в современное общество. Такой подход обеспечивает не только высокое качество образования, но и формирует у обучающихся критическое мышление и готовность к жизни в быстро меняющемся мире". 1.1.1. Направленность Программа технической направленности, призвана способствовать формированию и развитию технических и инженерных навыков у детей и подростков. Она помогает развить их креативное мышление, пространственное воображение, навыки работы с технологиями и программным обеспечением. Также эта программа способствует развитию проблемного мышления и умения работать в команде через создание и реализацию коллективных проектов. Всё это в целом способствует лучшей адаптации учащихся в быстро меняющемся цифровом мире и готовит их к будущим вызовам и возможностям. 1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность Программы.Новизна. Дополнительная общеобразовательная программа "3D моделирование и печать на 3D принтере" представляет собой инновационный подход к обучению, основанный на использовании передовых технологий. Эта программа берет во внимание актуальные тенденции в образовании и применяет их для развития учащихся. Она ориентирована на обучение детей и подростков цифровым навыкам, которые становятся все более важными в современном мире. Программа также отражает интерес и востребованность в области 3D-технологий, что делает ее, свежей и привлекательной для учащихся.Актуальность. Дополнительная общеобразовательная программа "3D моделирование и печать на 3D принтере" крайне актуальна в современном мире, где цифровые технологии становятся все более важными. Умение работать с 3D-моделированием и печатью на 3D-принтерах представляет собой ценный навык, который может быть полезен в различных областях, таких как инженерия, дизайн, медицина и архитектура. Эта программа не только способствует развитию технических навыков, но также поощряет креативное мышление учащихся и помогает им освоить новые методы решения проблем. Таким образом, программа «3D моделирование и печать на 3D принтере» предлагает учащимся возможность приобрести навыки, которые будут востребованы в будущем.Программа реализуется в сельской местности, что особенно важно для повышения уровня образовательных услуг и доступности знаний для детей и подростков, проживающих вне городских агломераций. В условияхудаленности от крупных учебных заведений данная Программа обеспечивает равные возможности для развития, содействует социализации обучающихся и помогает преодолеть цифровой разрыв.Педагогическая целесообразность. Дополнительная общеобразовательная программа "3D моделирование и печать на 3D принтере" имеет высокую педагогическую целесообразность. Она способствует развитию у учащихся комплекса навыков, таких как техническое мышление, креативность, аналитические способности, и умение работать в команде. Данная программа также помогает учащимся понять фундаментальные принципы инженерии и дизайна через практическую реализацию 3D-моделей и их последующей печати на 3D-принтере. Это развивает их умение решать проблемы и применять теоретические знания на практике.Кроме того, программа "3D моделирование и печать на 3D принтере" может способствовать повышению мотивации учащихся, так как использование современных технологий, таких как 3D-принтеры, может быть увлекательным и захватывающим. Таким образом, эта программа стимулирует активное участие учащихся в образовательном процессе и создает благоприятные условия для их полноценного развития.1.1.3. Отличительные особенности Программы.Отличительные особенности. Программа "3D моделирование и печать на 3D принтере" имеет ряд отличительных особенностей, которые делают её уникальной и полезной для учащихся: - освоение современных технологий: Программа предоставляет учащимся возможность познакомиться с передовыми технологиями 3D-моделирования и печати, что является актуальным и полезным для будущей профессиональной деятельности;- развитие креативности и инженерных навыков: Учащиеся приобщаются к творческому процессу создания 3D-моделей и их последующей реализации на 3D-принтере, что способствует развитию их инженерных и дизайнерских способностей;- практическая направленность: Программа ориентирована на практическое применение знаний, что помогает учащимся лучше усваивать материал и видеть реальные результаты своего труда;- способствование техническому мышлению: Участие в программе способствует формированию у учащихся технического и инженерного мышления, расширяет их представления об использовании различных материалов и технологий.В целом, эта программа отличается своей инновационностью, практичностью и способностью развивать у учащихся широкий спектр навыков, что делает ее важным элементом современного образования.1.1.4. Адресат программы: данная Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 12 до 16 лет. Набор обучающихся производится без специальной подготовки, требований к физическому развитию, независимо от половой принадлежности, испытывающие трудности в обучении и развитии. Группы формируются по результатам входной диагностики. Количество обучающихся по Программе в группе:- 1 год обучения до 15 человекВ Программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В случае если дети этих категорий будут зачислены на данную Программу, предполагается разработка индивидуальных образовательных маршрутов для данной категории обучающихся. В рамках Программы предусмотрена возможность работать в малых группах в зависимости от особенностей творческой деятельности с каждой возрастной категорией обучающихся. Педагогом проводится индивидуальная работа с некоторыми обучающимися, чтобы обеспечить полноценное развитие каждого участника образовательного процесса.Обучение по Программе предоставляется как для вновь пришедших обучающихся, никогда не занимавшихся в объединении, так и для опытных участников, успешно прошедших входной контроль. В объединение обучающиеся принимаются на свободной основе, что предоставляет равные возможности для всех желающих. Состав групп - разновозрастной. Развитие детского коллектива в разновозрастной группе предполагает развитие отношений наставничества, как волонтерского вида деятельности активных обучающихся, готовых понять, принять и помочь другим ребятам. Зачисление на тот или иной год обучения осуществляется в зависимости от возраста и способностей детей. Запись на Программу осуществляется через систему заявок на сайте АИС «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» по следующей ссылке: _________________________________________________________________________________Программа предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся на основе их возрастных и творческих потребностей.Психолого-педагогические особенности адресата Программы для обучающихся в возрасте от 12 до 16 лет:Программа разработана с учетом психолого-педагогических особенностей, обучающихся в возрасте от 12 до 16 лет. В этом возрасте дети находятся в период интенсивного физического и психического развития, формируют свое мировоззрение и жизненные ценности. Поэтому программа ориентирована на учет этих процессов.Основные педагогические особенности адресата программы включают:- игровой подход: Данная программа активно использует игровые методики и интерактивные задания, что помогает привлечь внимание молодых учащихся и сделать изучение материала более увлекательным;- поддержка самостоятельности: Программа способствует развитию творческого мышления, самостоятельности и ответственности учащихся, что важно для их личностного роста; - развитие навыков командной работы: Учитывая возрастные особенности, программа предусматривает работу в группах, что способствует развитию навыков коммуникации и сотрудничества. - активное использование визуальных средств обучения: Учитывая тягу подростков к визуальной информации, программа активно использует мультимедийные и графические материалы для более эффективного усвоения знаний;Таким образом, программа ориентирована на создание оптимальных условий для интеллектуального и эмоционального развития обучающихся в указанном возрасте.1.5. Уровень Программы, объем и сроки реализации.Программа ознакомительного уровня. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов 144 часа (по 2 часа 2 раза в неделю). Срок реализации программы 1 год.1.1.6. Форма обучения.Форма обучения – очная, (частично предусмотрены занятия в дистанционной форме обучения, по необходимости), групповая (возможна работа малыми группами, индивидуальная работа).Форма организации занятий: групповая, мелкогрупповая, индивидуальная.Программа предусматривает возможность использования дистанционных технологий. Это позволяет детям продолжать обучение, не выходя из дома, и успешно осваивать материал. В связи с этим, в Программу были включены дистанционные занятия, проводимые через Интернет (VK Мессенджер и Сферум). Они не заменяют полноценное освоение Программы в режиме оффлайн.1.1.7. Режим занятий.Обучение проводится в группах, продолжительность каждого занятия – представлена в таблице 2. После каждого занятия 10 минутный перерыв; по количеству часов в неделю и по наполняемости групп Программа соответствует требованиям СанПиНа).Режим занятий: Таблица 11.1.8. Особенности организации образовательного процесса.Обучающиеся, сформированы в группы; состав группы постоянный; занятия групповые (возможна работа малыми группами); виды занятий по Программе определяются содержанием. Программы и могут предусматривать 1. Обучение основам 3D-моделирования: Занятия могут начинаться с освоения основных принципов работы с 3D-моделированием, в том числе изучение специализированных программных средств для создания трехмерных моделей.2. Применение технологии 3D-печати: Это может включать ознакомление с принципами работы 3D-принтеров, материалами для печати и методами создания объектов с помощью 3D-печати.3. Проектирование и создание собственных моделей: Учащиеся могут учиться создавать уникальные 3D-модели, начиная с простых предметов и заканчивая более сложными проектами.4. Работа в команде: Программа также может предусматривать коллективные проекты, где учащиеся будут работать в группах над реальными задачами, связанными с 3D-моделированием и печатью.5. Практические мастер-классы: Занятия могут включать практическую работу с 3D-принтерами, обзор различных материалов и техник отделки печатных объектов.В каждом разделе Программы предусмотрены задания разной степени сложности для детей с разной степенью подготовки. Наличие в одной группе обучающихся не только разного возраста, но и детей разного уровня подготовки определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой организации в учебно-воспитательном процессе новый материал всем обучающимся дается на одну тему, которая предполагает разный характер заданий для каждого возраста и уровня обучающихся. Разновозрастные группы имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают и учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и тем самым тоже учатся.Содержание Программы допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала на усмотрение педагога. В Программе предусмотрено участие детей в обсуждении процесса и результатов деятельности: как коллектива, так и каждого обучающегося. И чем чаще дети участвуют в совместном анализе, рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение и суждение, слушать других. Также важно участие каждого обучающегося в конкурсах, праздниках коллектива, мастер-классах, образовательных проектах и др. Это повышает самооценку и увеличивает интерес к выбранному виду техническо-творческой деятельности.Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:- индивидуальный подход: каждый ребенок имеет свои особенности, поэтому Программа предусматривает индивидуальный подход к обучению. Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и ребенком. Подбор индивидуальных творческих заданий необходимо производить с учетом личностных особенностей каждого обучающегося, его заинтересованности и достигнутого уровня подготовки;- постепенное усложнение: Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся могли постепенно осваивать новые навыки и умения технического творчества;- вовлечение в творческий процесс: Программа предполагает участие обучающихся в мастер-классах, конкурсах, и других мероприятиях, что способствует развитию их творческих способностей;- сотрудничество с родителями: Программа предусматривает активное участие родителей в образовательном процессе, что помогает создать атмосферу поддержки и взаимопомощи;- культуросообразности и природосообразности: в Программе учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание Программы опирается на традиции и культуру народов России, и региональный компонент.- системности: полученные знания, умения и навыки, обучающиеся системно применяют на практике. Это позволяет использовать знания и умения в единстве, целостности, реализуя собственный замысел, что способствует самовыражению обучающегося, развитию его творческого потенциала;- комплексности и последовательности: реализация этого принципа предполагает постепенное введение обучающихся в мир технического творчества, то есть, от простого к сложному;- наглядности: использование наглядности повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.Дифференцированный учебный материал по соответствующим уровням предлагается в разных формах и типах источников для участников образовательного процесса. Предусмотрены разные степени сложности учебного материала, содержание каждого из последующих уровней усложняет содержание предыдущего уровня.Программа может учитывать запросы родителей, детей и педагогов. Родители могут высказывать свои пожелания относительно содержания Программы, методов обучения и расписания занятий. Дети могут предлагать свои идеи по выбору выполнения практических работ и участию в конкурсах. Педагог может вносить свои предложения по улучшению Программы, исходя из своего опыта и знаний. Таким образом, Программа может быть адаптирована для удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.Образовательный запрос выражается в потребности сохранения, укрепления здоровья, эмоционального комфорта, формирования коммуникативных навыков и лидерских компетенций обучающихся. Объединение "3D моделирование и печать на 3D принтере" постоянно участвует в конкурсах технического творчества, выставках, акциях различного уровня. Реализация Программы тесно связанна с деятельностью МБУДО СЮТ, в котором реализуется Программа. Очень часто дети, занимающиеся в МБУДО СЮТ, посещают несколько объединений. Это способствует сотрудничеству педагогов, выработке общих подходов в организации образовательного процесса, досуга, взаимодействия с семьями обучающихся. 1.2. Цель и задачи Программы.1.2.1. Цель Программы: расширение знаний учащихся в области современных технологий и развитие навыков в области 3D-моделирования и печати, стимулирование креативности, развитие пространственного мышления, освоение новейших технологических процессов, а также подготовку учащихся к потенциальным профессиональным возможностям в сфере инженерии, архитектуры, дизайна и других технических областях.1.2.2. Задачи Программы (общие):Предметные (обучающие) задачи:- овладение базовыми навыками работы с программным обеспечением для 3D-моделирования;- изучение технологических процессов в 3D-печати, включая выбор материалов и параметров печати;- разработка и создание собственных 3D-моделей с использованием различных инструментов и методов;- ознакомление с техническими аспектами устройства и функционирования 3D-принтеров;- решение практических задач, таких как проектирование и печать прототипов и функциональных объектов;- исследование возможностей 3D-печати в различных сферах применения, включая медицину, инженерное дело, дизайн и другие области.Метапредметные (развивающие) задачи:- развитие креативности, воображения и художественного вкуса через создание дизайнерских 3D-моделей;- совершенствование навыков коммуникации, сотрудничества и коллективной работы при выполнении групповых проектов;- развитие технического мышления, логического анализа и решения проблем, связанных с процессом 3D-моделирования и печати;- применение математических и физических знаний при работе с геометрическими формами, размерами и пропорциями объектов;- повышение информационной грамотности и технологической компетентности через освоение специализированного программного обеспечения и оборудования;- ознакомление с принципами инженерного проектирования и прототипирования, что способствует развитию инженерных навыков и творческого потенциала.Личностные (воспитательные) задачи:- развитие творческого мышления: Программа направлена на стимулирование творческого мышления учащихся через проектирование и создание уникальных 3D-моделей и объектов для печати на 3D принтере;- формирование навыков самостоятельности: Учащиеся могут освоить навыки самостоятельной работы с программным обеспечением для 3D-моделирования, а также управления и обслуживания 3D принтера;- поддержание интереса к научным и техническим знаниям: Программа способствует развитию интереса учащихся к научным и техническим дисциплинам, таким как инженерия, информационные технологии, и дизайн;- формирование коммуникативных навыков: в рамках программы, учащиеся могут участвовать в коллективных проектах, что поможет им развить навыки командной работы и общения;- приобщение к новым технологиям: Программа позволяет учащимся познакомиться с инновационными технологиями, что может способствовать формированию у них интереса к современной науке и технике.1.3. Содержание Программы.Дополнительная общеобразовательная программа "3D моделирование и печать на 3D принтере" предназначена для развития творческих и инженерных навыков учащихся. В программе обычно рассматриваются основы трехмерного моделирования, основы работы с 3D принтером, создание и модификация трехмерных объектов, а также технологии и материалы, используемые в 3D печати. Кроме того, учащиеся могут изучать процесс проектирования и создания объектов в формате 3D, а также основы инженерных решений. Программа также может включать в себя уроки по техническому рисованию, изучению материалов и методов обработки, исследование инновационных технологий и их воздействие на современное производство. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: - теоретические занятия;- практические занятия;- индивидуальные занятия;- групповые занятия.1.3.1. Учебный планУчебный план года обученияТаблица 21.3.2. Содержание учебного плана.Содержание учебного плана обучения:Раздел № 1 «Графические редакторы для 3D моделирования» (36 часов) Тема «Входная диагностика. (2 часа).Теория: Входная диагностика.Тема «Вводное занятие. (2 часа).Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Тема Цифровое описание геометрии физических тел. (8 часов)Теория: Цифровое описание геометрических тел в пространстве. Различные программы графических редакторов и их назначение.Практика: Работа в интернете по изучению графических редакторов.Тема Основные графические редакторы и их специфика. (8 часов)Теория: Изучение специфики графических редакторов. Основы работы с графическими редакторами онлайн. Практика: Освоение приемов вхождения в графические редакторы онлайн. Формирование структуры файлов для работы с графическими редакторами.Тема Базовые принципы работы в графических редакторах. (8 часов)Теория: Изучение базового инструментария графического редактора TINKERCAD. Управление объектом на рабочем поле. Приемы построения 3D моделей.Практика: Сборка простых 3D моделей цепей. Сохранение файлов с расширением STLТема Контрольно-проверочные мероприятия (8 часов)Практика: Контрольное занятие в форме зачета.Раздел № 2«Работа на 3D принтере» (36 часов).Тема Вводное занятие. (2 часа).Теория: Введение в раздел. Инструктаж по технике безопасностиТема Техника безопасности. (2 часа).Теория: Введение в раздел. Инструктаж по технике безопасностиТема Подготовка задания для печати на 3D принтере. (8 часов).Теория: Принципы работы 3D принтера. Понятия о G-code. Различные программы подготовки задания для печати и их назначение.Практика: Составление заданий для печати.Тема Устройство и настройки 3D принтера. (8 часов).Теория: Изучение специфики получения изделий различными технологиями. Основы работы по подготовке принтера к печати.Практика: Освоение приемов настройки принтера для печати. Загрузка файлов и запуск принтера на печать. Сопровождение процесса печати.Тема Запуск задания на печать. Контроль работы 3D принтера. (8 часов).Теория: Изучение базового меню принтера. Изучение приемов создания оптимальной адгезии столаПрактика: Освоение комплекса приемов работ по самостоятельной работе на 3D принтере.Тема Контрольно-проверочные мероприятия (8 часов)Практика: Контрольное занятие в форме зачета.Раздел № 3 «Проектирование и изготовление 3D моделей» (36 часов).Тема «Вводное занятие. (2 часа).Теория: Вводное занятие. Тема «Техника безопасности». (2 часа).Теория: Техника безопасности. Тема Сквозное проектирование и программирования для изготовления деталей на 3D принтере. Развитие вокального диапазона (8 часов).Теория: Изучение методики комплексного проектирования от идей до готового изделия на 3D принтере.Практика: Освоение приемов работ в основных программах графических редакторов и слайсеров.Тема Методы получения деталей на 3D принтере способы печати. (8 часов).Теория: Изучение специфики получения изделий методами FDM печати и стер литографии.Практика: Освоение приемов настройки принтера для печати для различных материалов и по различным технологиям.Тема Базовые настройки 3D принтеров для начального освоения печати. (8 часов).Теория: Принципы выбора материала и базовых настроек печати.Практика: Установка температуры, скорости печати и ретракта и других параметров работы 3D принтера.Тема Контрольно-проверочные мероприятия (8 часов)Практика: Контрольное занятие в форме зачета.Раздел № 4 «Проектирование и изготовление сложных подвижныхконструкций» «Исполнение учебно-тренировочного материала» (36 часов).Тема «Вводное занятие. (2 часа).Теория: Вводное занятие. Тема «Техника безопасности». (2 часа).Теория: Техника безопасности.Тема Понятие о сборочных единицах. Детали и узлы. (8 часов).Теория: Изучение структуры изделия понятия: деталь, деталь узел, сборочная единица.Практика: Освоение методов работы с конструкторской документациейТема Принципы создания сборочных единиц с подвижными элементами. (8 часов).Теория: Изучение вариантов взаимосвязи деталей, в сборочной единице. Условия обеспечения подвижности элементов конструкции.Практика: Разработка проектов изделий с подвижными элементами.Тема Проектирование изготовление и сборка сложных подвижных 3 D моделей (8 часов).Теория: Изучение методики проектной деятельности в соответствии с жизненным циклом изделия.Практика: Разработка функциональных и структурных блок-схем изделия.Тема Контрольно-проверочные мероприятия (8 часов)Практика: Контрольное занятие в форме зачета.Тема Итоговый контроль (4 часа)Практика: Презентация и защита группой собственного инженерного проекта.1.3.3. Планируемые результаты и способы их проверки.Планируемые результаты 1 года обучения:- Предметные (образовательные) результаты: к окончанию 1 года обучения по Программе у обучающихся сформированы элементарные навыки - изучены базовые навыки работы с программным обеспечением для 3D-моделирования;- изучены технологические процессы в 3D-печати, включая выбор материалов и параметров печати;- сформированы навыки разработки и создания собственных 3D-моделей с использованием различных инструментов и методов;- ознакомлены с техническими аспектами устройства и функционирования 3D-принтеров;- учащиеся умеют решать практические задачи, таких как проектирование и печать прототипов и функциональных объектов;- исследованы возможности 3D-печати в различных сферах применения, включая медицину, инженерное дело, дизайн и другие области.- Метапредметные результаты: - развиты креативность, воображение и художественный вкус через создание дизайнерских 3D-моделей;- совершенствованы навыки коммуникации, сотрудничества и коллективной работы при выполнении групповых проектов;- развиты техническое мышление, логического анализа и решения проблем, связанных с процессом 3D-моделирования и печати;- применяются математические и физические знания при работе с геометрическими формами, размерами и пропорциями объектов;- повышена информационная грамотность и технологическая компетентность через освоение специализированного программного обеспечения и оборудования;- ознакомлены с принципами инженерного проектирования и прототипирования, что способствует развитию инженерных навыков и творческого потенциала.- Личностные результаты:- развито творческое мышление: Программа направлена на стимулирование творческого мышления учащихся через проектирование и создание уникальных 3D-моделей и объектов для печати на 3D принтере;- сформированы навыки самостоятельности: Учащиеся осваивают навыки самостоятельной работы с программным обеспечением для 3D-моделирования, а также управления и обслуживания 3D принтера;- привит интерес к научным и техническим знаниям: Программа способствует развитию интереса учащихся к научным и техническим дисциплинам, таким как инженерия, информационные технологии, и дизайн;- сформированы коммуникативные навыки: в рамках программы, учащиеся участвуют в коллективных проектах, что помогает им развить навыки командной работы и общения;- приобщены к новым технологиям: Программа позволяет учащимся познакомиться с инновационными технологиями, что способствует формированию у них интереса к современной науке и технике.Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».2.1. Календарный учебный график.Календарный учебный график 1-го года обучения Таблица 32.2. Раздел Программы «Воспитание»2.2.1. Аннотация к разделу.Данный раздел направлен на приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения детей и подростков в социальный мир и налаживание ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.Раздел «Воспитание» Программы решает основную идею комплексного подхода в образовательном процессе и непосредственно связан с реализацией Программы в объединении «3D моделирование и печать на 3D принтере».Воспитание ребенка в объединении происходит в процессе обучения и общения его со сверстниками и педагогами. К данному разделу прилагается комплекс мероприятий, позволяющих усилить его воспитательный эффект, достигнуть планируемых результатов Программы, используя разнообразные формы работы, создать условия для реализации творческого потенциала детей в духовной и предметно-продуктивной деятельности. В данном разделе также предусмотрены тематические занятия, посвященные тематическим праздникам и датам:- День открытых дверей;- День учителя; - День Матери;- День народного единства;- Рождество Христово;- Международный женский день;- День космонавтики;- Пасха в кубанской семье;- День Победы и др.По Программе воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях:- основы предпрофессионального воспитания. Включает в себя формирование этики и эстетики выполнения и культуры организации своей творческой деятельности, уважительного отношения к творческой деятельности других и адекватного восприятия предпрофессиональной оценки своей деятельности.- основы социального воспитания. Формирует коллективную ответственность, умение взаимодействовать с другими членами творческого коллектива, эмпатию.Формы воспитательной деятельности по программе "3D моделирование и печать на 3D принтере" могут включать в себя следующие методы: 1. Организация проектной работы: позволяет учащимся самостоятельно изучать материал, разрабатывать собственные проекты и творчески применять знания. 2. Мастер-классы: проведение практических занятий, где учащиеся могут непосредственно попробовать свои силы в создании 3D моделей и печати на 3D принтере под руководством специалистов. 3. Конкурсы и соревнования: стимулируют конкурентное взаимодействие, развивают интерес и энтузиазм учащихся к изучаемому предмету. 4. Экскурсии и внешкольные мероприятия: посещение выставок, музеев, предприятий современных технологий, где учащиеся могут увидеть применение технологий 3D моделирования и печати на практике. 5. Демонстрационные лекции и презентации: обзор современных достижений в области 3D технологий, знакомство с инновационными разработками. Эти формы помогут мотивировать, заинтересовать и развить творческие способности учащихся. Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребёнка, его сознания и приёмов поведения. Программа "3D моделирование и печать на 3D принтере" предлагает разнообразные методы воспитания, способствующие развитию учащихся:1. Проектная деятельность: Учащиеся могут участвовать в создании собственных проектов для печати на 3D принтере. Это развивает их креативное мышление, умение работать в команде, аналитические навыки и лидерство. 2. Технические навыки: Программа стимулирует развитие технических навыков через знакомство с процессом 3D моделирования и эксплуатацией 3D принтера. 3. Исследовательская деятельность: Учащиеся изучают принципы функционирования 3D технологий, проводят эксперименты, анализируют результаты и делают выводы. 4. Самостоятельная работа: Программа способствует развитию самостоятельности учащихся, так как они могут работать над собственными проектами и экспериментами. 5. Творческие задания: Учащимся предлагаются творческие задания, стимулирующие развитие фантазии, художественного вкуса и дизайнерских способностей. Эти методы воспитания разнообразны и способствуют всестороннему развитию учащихся в рамках программы "3D моделирование и печать на 3D принтере". 2.2.2. Цель и задачи воспитания.Цель: создание условий для усвоения обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут.Задачи воспитания:Таблица 4 2.2.3. Виды формы и содержание деятельностиТаблица 52.2.4. Оценка результативности реализации раздела «Воспитание»Таблица 62.3. Условия реализации Программы.Аппаратное и техническое обеспечение:Рабочее место обучающегося: ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark - CPU BenchMark ): не менее 2000 единиц; объём оперативной памяти: не менее 4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); мышь.Рабочее место наставника:
  • ноутбук: процессор Intel Core i5-4590/AMD FX 8350 - аналогичная или более новая модель, графический процессор NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 - аналогичная или более новая модель, объём оперативной памяти: не менее 4 Гб, видеовыход HDMI 1.4, DisplayPort 1.2 или более новая модель (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками);
  • презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру - 1 комплект;
  • флипчарт с комплектом листов/маркерная доска, соответствующий набор письменных принадлежностей - 1 шт.;
  • единая сеть Wi-Fi.
  • Программное обеспечение:
  • офисное программное обеспечение;
  • программное обеспечение для программирования (Blender);
  • графический редактор.
  • Психолого-педагогические условия реализации Программы:- создание условий для свободы выбора в учебном процессе;- побуждение к рефлексии - самоанализу учебной деятельности, выявлению собственных затруднений и ошибок, а также обучение умениям и навыкам путем «погружения» в творческую деятельность;- психологическая поддержка в самоопределении;- предоставление самостоятельности и возможности самоконтроля в проектно-творческой деятельности,- использование ИКТ во взаимодействии педагога с родителями, как вариативной формы просветительской поддержки в вопросах воспитания и обучения;- эмоциональный комфорт в общении и отношениях.Информационно-коммуникационные и методические условия реализации Программы:- дидактическое сопровождение на электронных и бумажных носителях по каждому разделу образовательной программы, наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, видео материалы;- наличие группы VK Мессенджер для обучающихся и родителей;- сайт образовательного учреждения с еженедельной обновляемой учебной и организационной информацией для педагогов, родителей и обучающихся ;- страничка в социальных сетях: - дидактические пакеты на электронных и бумажных носителях;- программное обеспечение (в том числе видео редакторы).Информационное обеспечение:Интернет-источники: - Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края - Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края». - Информационно-методический портал системы дополнительного образования.Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющей по профилю деятельности профессиональное высшее образование или средние профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, имеющий соответствующую классификацию и профессиональное образование в области, соответствующей профилю Программы (педагог дополнительного образования). По данной программе работает педагог дополнительного образования Сазонова Ольга Михайловна.2.4. Формы аттестации.Обучающиеся объединения «"3D моделирование и печать на 3D принтере" проходят аттестацию (входную, текущую, промежуточную и итоговую). Она проводится в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной Программы (тестирование, опрос, творческая работа). По итогам прохождения аттестации возможно определение дальнейшего маршрута ребенка.Формы подведения итогов реализации Программы:Подведение итогов реализации программы "3D моделирование и печать на 3D принтере" представляет собой важный этап, который можно осуществить через различные формы: 1. Презентация проектов: учащиеся могут представлять свои работы, созданные в рамках программы, на специально организованной выставке или презентации. Это поможет им продемонстрировать свои навыки и знания, а также подвести итоги своей работы.2. Организация выступлений: учащиеся могут выступить с докладами или презентациями о своем опыте участия в программе, поделиться своими достижениями и впечатлениями. 3. Рубрика "Учащийся месяца": можно установить ежемесячную награду для ученика, который продемонстрирует наилучшие результаты в рамках программы. Это стимулирует учащихся к активному участию и развитию навыков. 4. Опросы и обратная связь: проведение опросов среди учащихся и педагогов для выявления их мнения о программе и предоставление обратной связи. Это поможет понять, насколько программа была полезной и интересной для участников.Способы определения результативности:1. Оценка знаний и навыков учащихся: Проведение тестирования для оценки полученных знаний и умений в области 3D моделирования и печати на 3D принтере. 2. Оценка выполненных проектов: Анализ и оценка качества и сложности проектов, выполненных учащимися в рамках программы. 3. Обратная связь от учащихся: Опрос учащихся о том, что они усвоили из программы, какие аспекты были наиболее полезными и т.д. 4. Наблюдение и оценка прогресса: Оценка прогресса учащихся в сравнении с началом программы, например, используя рейтинговые шкалы или портфолио учащегося. 5. Участие в конкурсах и выставках: Оценка результатов учащихся на конкурсах и выставках в области 3D моделирования и печати.Формы аттестацииТаблица 72.5. Оценочные материалы.В качестве оценки творческой деятельности детей по данной Программе могут использоваться:1. Анализ выполненных проектов: Оценка качества и технической сложности созданных детьми 3D моделей и напечатанных объектов. Это может включать в себя оценку оригинальности и творческого подхода к заданию. 2. Участие в выставках и конкурсах: Организация мероприятий, где дети могут продемонстрировать свои проекты и принимать участие в конкурсах, позволяет оценить их творческие достижения и умения представлять свои работы. 3. Оценка обратной связи: Получение отзывов и реакций от детей на свои проекты, их уровень удовлетворенности результатами своей творческой деятельности. 4. Разработка портфолио: Сбор и систематизация работ детей в виде портфолио, которое будет отражать их творческий процесс и достижения. Эти методы помогут эффективно оценить творческую деятельность детей в рамках программы "3D моделирование и печать на 3D принтере".Оценка результатов усвоения теоретических знаний и приобретения практических умений и навыков, а также уровень эмоционально-психологической готовности обучающихся к занятиям по Программе будет проходить по 3-х бальной системе (приложение 1):Таблица 82.6. Методические материалы. Методы обучения Программа "3D моделирование и печать на 3D принтере" может быть реализована через различные методы обучения, направленные на развитие творческого мышления, инженерных навыков и навыков работы с современными технологиями:- проектная деятельность: Учащиеся могут участвовать в создании своих собственных 3D-моделей, начиная с концептуального проектирования и заканчивая печатью на 3D-принтере. Проектная деятельность стимулирует самостоятельное мышление, творческий подход и предпринимательские умения; - мастер-классы и лекции: Проведение занятий с опытными специалистами в области 3D-моделирования и печати поможет детям усвоить основы технологии, изучить программное обеспечение и узнать о современных трендах и возможностях 3D-технологий; - использование образовательных ресурсов: Использование онлайн-курсов, видеоуроков и интерактивных программ позволяет учащимся освоить технические аспекты 3D-моделирования и печати пошагово;- практические занятия: Организация практических занятий с доступом к 3D-принтерам, компьютерам с установленным специализированным программным обеспечением и другими необходимыми ресурсами для создания и распечатывания 3D-моделей. Эти методы позволят эффективно реализовать образовательную программу "3D моделирование и печать на 3D принтере" и помогут детям освоить технологии 3D-моделирования и печати. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального).Формы организации учебного занятия: 1. Лекции и демонстрации: Педагог проводит лекции, демонстрируя основы 3D моделирования и печати на 3D принтере, объясняя принципы функционирования технологии. 2. Практические занятия: Учащиеся участвуют в практических занятиях, где им предоставляется возможность создавать свои собственные 3D модели и затем печатать их на 3D принтере. 3. Проектная работа: Учащиеся могут работать в группах над проектами, связанными с 3D моделированием и печатью на 3D принтере, что позволит им применить полученные знания на практике. 4. Мастер-классы и воркшопы: Организация специальных занятий и мастер-классов с приглашенными профессионалами в области 3D моделирования и печати, чтобы учащиеся могли получить практические навыки и консультации от опытных специалистов. 5. Использование онлайн-ресурсов: Использование интерактивных онлайн-платформ и учебных ресурсов для самостоятельного изучения и практики 3D моделирования и печати. Педагогические технологии технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, инновационные технологии, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технологии обученияРаботая на занятиях по техническому творчеству, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.1. Педагогические технологии:- здоровъесберегающие; - игровые технологии обучения.2. По подходу к ребенку:- личностно-ориентированные;- гуманно-личностные технологии. -технологии сотрудничества;- технологии свободного воспитания.3. По организационным формам:Групповые технологии предполагают фронтальную работу, групповую (одно задание на разные группы), межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели), работу в статичных парах.Технология дифференцированного обучения предполагает дифференциацию по возрасту, уровню развития; позволяет осуществлять развивающее - дифференцированное обучение с учетом разнообразия состава обучающихся. Основные методы организации деятельности обучающихся на занятиях следующие: групповой, метод индивидуальных занятий.Групповой метод. Групповой метод при реализации программы "3D моделирование и печать на 3D принтере" может быть очень эффективным для учащихся. Групповой метод более эффективно позволяет контролировать обучающихся и вносить необходимые коррективы: направлять внимание на группу, выполняющую более сложные задания, или на менее подготовленную группу. Способы использования группового метода: 1. Коллективное моделирование: Учащиеся могут работать в группах для создания коллективных 3D моделей, используя свои знания и умения. Это позволяет им обмениваться идеями, учиться от друг друга и развивать навыки командной работы. 2. Коллективная подготовка к печати: После создания 3D моделей, учащиеся могут работать вместе для подготовки моделей к печати на 3D принтере. Они могут изучать процесс подготовки файлов для печати и решать проблемы совместно. 3. Совместная демонстрация: После печати моделей, учащиеся могут провести совместную демонстрацию своих работ, обсудить процесс создания, поделиться своим опытом и получить обратную связь от одноклассников. Эти методы могут помочь учащимся развивать навыки сотрудничества, коммуникации и творческого мышления, что делает групповой метод особенно полезным при изучении 3D моделирования и печати на 3D принтере.Формы занятий: - лекции и демонстрации; - практические занятия; - проектная работа; - мастер-классы; - использование онлайн-ресурсов. Методические приёмы: Для реализации программы "3D моделирование и печать на 3D принтере" можно использовать различные методические приёмы, способствующие эффективному обучению и развитию учащихся: 1. Проектная деятельность: Разработка проектов по созданию 3D моделей и их последующей печати на 3D принтере может стать основой для активной творческой работы учащихся. Этот подход поможет им развить навыки самостоятельной работы, анализа информации, коммуникации и решения проблемных задач. 2. Коллективное моделирование: Групповой метод при реализации данной программы также может быть эффективным. Учащиеся могут работать в группах, обмениваясь знаниями и опытом, что способствует развитию командной работы, обсуждению различных подходов к моделированию и обмену идеями. 3. Использование онлайн-ресурсов: Использование интерактивных онлайн-курсов, видеоматериалов и образовательных платформ поможет учащимся приобрести новые знания и навыки в области 3D моделирования и печати на 3D принтере. 4. Практические занятия: Организация практических занятий с возможностью самостоятельного творчества и экспериментирования стимулирует активное обучение и помогает учащимся лучше усвоить материал. Учитывая специфику данной программы, сочетание различных методических приёмов может оказаться наиболее эффективным для обучения учащихся и развития их навыков в области 3D моделирования и печати на 3D принтере. 5. Игровой метод. Основным методом обучения у обучающихся является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.Методы обучения:- Иллюстративный (рассказ и показ различных техник, творческих работ);- репродуктивный (демонстрация работы в исполнении педагога, повторение детьми или в записи);- рекомендации. Проводить занятия в форме игры.Словесный метод. Это беседа о техническом творчестве.Практический метод заключается в выполнении творческих работ.Алгоритм учебного занятия Таблица 9Приложение 1КИМ для итоговой аттестации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "3D МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЕЧАТЬ НА 3D ПРИНТЕРЕ"Раздел 1: Теоретические вопросы 1. Что такое 3D-моделирование? - А) Процесс создания двумерных изображений. - Б) Процесс создания трехмерных объектов с помощью программного обеспечения. - В) Процесс печати на обычном принтере. - Г) Процесс сканирования объектов. 2. Какой формат файлов чаще всего используется для 3D-печати? - А) .jpeg - Б) .docx - В) .stl - Г) .mp3 3. Какие материалы обычно используются для 3D-печати? Назовите хотя бы два. 4. Опишите основные этапы процесса 3D-печати. 5. Что такое FDM-технология в контексте 3D-печати? Раздел 2: Практические задания 1. Создайте простую 3D-модель (например, куб или пирамиду) в программе для 3D-моделирования (например, Tinkercad или Blender). Сделайте скриншот своей модели и прикрепите его к ответу. 2. Подготовьте файл для печати вашей 3D-модели. Какие параметры вы выберете для настройки печати? Обоснуйте свой выбор. 3. Проанализируйте готовую 3D-модель и назовите три возможные проблемы, которые могут возникнуть при её печати. Как можно их избежать? Раздел 3: Критическое мышление и обсуждение 1. Обсудите, как 3D-печать может повлиять на различные отрасли (медицина, строительство, искусство). Приведите конкретные примеры. 2. В чем преимущества и недостатки использования 3D-принтеров в образовательных учреждениях? 3. Как вы видите будущее 3D-печати и ее развитие в России? Укажите свои прогнозы на ближайшие 5-10 лет.Раздел 4: Заключение 1. Напишите краткое резюме о том, что вы узнали в ходе обучения по программе "3D МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЕЧАТЬ НА 3D ПРИНТЕРЕ". Как вы планируете использовать полученные знания в будущем?
    -