Публикации
Использование шестиугольного (гексагонального) обучения в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование шестиугольного (гексагонального) обучения в начальной школе
Автор: Казакова Елена Степановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование шестиугольного (гексагонального) обучения в начальной школе
Автор: Казакова Елена Степановна
Использование шестиугольного (гексагонального) обучения в начальной школеЦели гекс-технологии:развитие познавательной активности детей через создание дидактических игр с использованием гексов. развитие критического мышления у детей дошкольного возраста через использование гексов в процессе образовательной деятельности Задачи:• развить речевую практику детей для овладения ими навыков общения; • способствовать развитию критического мышления у детей;• способствовать освоению детьми типовыми приёмами фантазирования для развития воображения и решения проблем; • развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли; • сформировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; • воспитывать творческую личность, применять знания по применению шестиугольников на других занятиях. • развитие и обогащение эмоциональной сферы детей средствами эмоциональной выразительности, стимулирование эмоционального отклика• Создание эмоционально-благоприятных условий для успешной социализации дошкольников Новая методика «Шестиугольное обучение как образовательная технология» вызвала интерес у российского педагогического сообщества. И это не случайно, так как использование данной технологии в работе позволяет ответить на вопросы, которые задает себе каждый педагог:- Как за определенное время обобщить и систематизировать материал?- Как устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы?- Как активизировать деятельность дошкольников на занятии?- Как управлять групповым процессом?Каждый педагог хочет видеть результат своей работы: что учебный материал хорошо усвоен детьми и они могут применять полученные знания в новых условиях. Теперь перейдем от теории к практике.Шестиугольная карточка - гекс, имеет форму пчелиной соты. Одна из загадок природы - пчелиные соты. Геометрия пчелиных сот такова, что каждый элемент имеет правильную форму шестигранника и совершенно одинаковый размер, именно это является причиной такого прочного сцепления. Опытным путём доказано, что никакая другая геометрическая форма не способна вынести такую же нагрузку, как шестигранные ячейки. По форме шестиугольники напоминают пчелиные соты, поэтому их также можно называть сотамиГекс-технология - технология, которая является средством поддержки познавательной инициативы детей дошкольного возраста. В эпоху информационной насыщенности повседневной жизни и образовательного процесса применение гекс-технологий в обучении дошкольников имеет свои преимущества: использование гексов наглядно оживляет любое занятие; шестиугольная форма гексов привлекает каждого дошкольника. Она основана на принципе шестиугольного обучения. Используя её своей работе, можно смело заявить, что это один из эффективных способов создания единой зрительной картины чего-либо. В основе технологии шестиугольного обучения заложены принципы:1. вариативности 2. интерактивности 3. сотрудничестваПрименять в работе можно :1.Гексы с готовой информацией:• Ученики располагают так гексы, чтобы выстроить логическую цепочку. Учебный материал, с которым работают самостоятельно ученики, легко запоминается.2. Гексы незаполненные.• обучающиеся самостоятельно знакомятся с учебным материалом, выбирают основные понятия, самостоятельно записывают их на гексах. Затем выстраивают из гексов цепочку, для устного выступления.3.Гексы цветные Цветовая гамма гексов представляет изучение тем учебного материала.4.Гексы – коллажОбучающиеся составляют изображения из нескольких гексов представляющих единую темуПрименять этот метод можно на любом виде урокаФормы гекс-рисунков могут быть разнымиРомашкаСотыЛинииСнежинкаРабота с гексами строится на основе принципа ассоциации, поскольку дошкольники лучше осознают не разрозненные факты, а то, что связано в смысловое единство. Благодаря использованию гекс-технологии дети легко включаются в экспериментирование, простую познавательную деятельность, про являют любознательность, задают поисковые вопросы, устанавливают причинно-следственные связи и систематизируют конкретный материал.Каждый из шестиугольников – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде изображения. Карточки могут быть изготовлены из любого материала бумажные, пластиковыми, фетровые. Их размер может быть произвольным: если это демонстрационный материал – лучше сделать их крупными, если гексы содержат материал для индивидуальной работы, работы в парах или в группах – они могут быть небольшими. Соответственно, размещаются они на столе или доске.Соединяя шестиугольники друг с другом гранями, как мозаику, дети устанавливают между ними определённые логические связи, связи между различными явлениями, между определёнными действиями, между предметами, событиями. Соединенные вместе гексы (шестиугольники) создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала. Надо отметить, что детям необходимо не только установить связи между карточками, но и объяснить, прокомментировать свой выбор.Вписанный в гексы учебный материал, по мере ознакомления с ним, собирается в виде пазла. Можно добавить лишний гекс, который не входит в данную тему, тогда дети должны его найти, исключить и объяснить своё решение. Шестиугольники - гексы, объединяющие учебный материал в определённую категорию, могут быть разного цвета. Определённым цветом можно выделять карточки, содержащие наиболее важную информацию или итог, вывод. Когда дети уже научатся использовать гексы, можно оставлять пустые карточки, чтобы воспитанники могли внести свою информацию. Например, учащиеся соединяют шестиугольники-картинки в коллаж и составляют по нему рассказТакже мы используем гексы как итог занятия, для рефлексии.Использование гекс-технологии является простым и эффективным способом развития таких навыков, как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Гекс-технология облегчает понимание художественных произведений детьми. Любое художественное произведение можно закодировать в гексы, и это будет хорошим помощником ребёнку для восстановления содержания произведения. Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.Данная методика многогранна и применима не только в процессе проведения учебных занятий, а также досуговых мероприятий. Использование ГЕКС-технологии в начальной школе – это отличный способ развить у детей важные навыки и подготовить их к дальнейшему обучению. Творчество, фантазия и умение работать в команде – все это становится возможным благодаря этой замечательной методике!
