Публикации Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
Автор: Бабий Нина Николаевна

План-конспект урока по теме «КОРЕНЬ КАК ЧАСТЬ СЛОВА»Предмет: русский язык Класс: 2 Тема и номер урока в теме: «Корень как часть слова», №1 Цель урока: формирование умения выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова предметные:- познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.метапредметные:- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;- выполнять задания в соответствии с планом (алгоритмом);- сравнивать, анализировать, делать выводы;- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.личностные:- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.Необходимое техническое оборудование: .Структура и ход урока:1.Организационный момент. (Психологическая установка на урок) Звенит звонок, зовёт звонок,Пора нам начинать урок.ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ К УРОКУ. 2.Минутка чистописания. - Начнём наш урок с загадки. Загадка.Оно на небосвод взошлоИ смотрит к нам в оконце.Оно нам дарит свет, тепло.Всегда пусть светит...(Солнце)-Ребята, у вас на столах лежит солнышко. Возьмите его. Нарисуйте на солнышке свое настроение. Поделитесь своим настроением с соседом по парте. Подарите друг - другу «солнечную» улыбку. Ребята, каждый день мы выполняем множество ролей. Сегодня мы станем исследователями. А что мы будем исследовать, вы узнаете в ходе урока. Удачи вам, ребята! - С какой буквы начинается запись слова «солнце»?- Пропишите заглавную и строчную буквы Сс в рабочей тетради. Назовите количество букв и звуков в слове «солнце». Запишите его, выделите орфограммы. 3.Мотивация к учебной деятельности (Проблемная ситуация)-Ребята, давайте посмотрим на доску и прочитаем стихотворение.Семья – словечко странное,Хотя не иностранное.– Как слово получилось,Не ясно нам совсем.Ну, «Я» – мы понимаем,А почему их семь?-Кто может ответить на этот вопрос? (Дети высказывают свои предположения)-Давайте прочитаем вторую часть стихотворения. Не надо думать и гадать,А надо просто сосчитать:Два дедушки,Две бабушки,Плюс папа, мама, я.Сложили?Получается семь человек,Семь «Я»!- Ребята, так почему же семь – «Я»? (Дети высказывают свои предположения)-Как по-другому называют членов семьи? (родственниками)- О некоторых словах в русском языке тоже говорят, что они родственные. Как вы думаете, почему они получили такое название? (Дети высказывают свои предположения)-Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова. Давайте прочитаем их. Снежок, морозный, Морозко, снежинка, морозит, снежная, мороз. На какие три группы можно разделить эти слова? (1гр.: снежок, Морозко, снежинка, (предметы) мороз; 2гр.: морозный, снежная; (признак) 3гр.: морозит. (Действие)) - А как можно разделить эти слова на две группы? (1гр.- снежок, снежинка, снежная; 2 гр. - Морозко, морозит, морозный.)- По какому признаку вы разделили эти слова? (О.: Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть.) - Возьмите свой лист исследователя. Выполним задание 1. Посмотрите на рисунок. Что изображено? Каких частей растений не хватает? (Корня) Дорисуйте её. - А как вы думаете, где еще мы можем встретить корень? 4. Постановка целей и задач урока-Подумайте, как будет звучать тема нашего урока? (Давайте выйдем и соберем ее на доске.) -Чтобы узнать, на какие вопросы нам необходимо ответить в ходе урока, откройте учебник на странице 59. Вверху страницы прочитайте выделенные вопросы.
  • Что такое корень слова?
  • Что такое однокоренные слова?
  • -Какую же цель на урок мы можем перед собой поставить? Для этого ответьте на вопрос «Зачем я пришел на урок?», при помощи записей на доске. -Ребята, внизу рабочего листа у вас изображен отрезок. Начало его- это наши знания в начале урока. В ходе урока мы будем стремиться к точке В. Что такое точка В? На нашем отрезке есть точки, это те ступени, которые нам нужно преодолеть. Мы прошли первую точку. Оцените свою работу по 5 бальной шкале. 5. Актуализация знаний.а) Рубрика «Давай подумаем»Работа с учебником стр. 59. - Прочитай слова под картинками.- Одинаковое ли значение у этих слов? (общее значения слов – место, где живут)- Чем эти дома отличаются друг от друга? (Своим размером) - Значит, домик – это…маленький дом, а домище - ….большой дом (каждое из этих слов имеет своё смысловое значение). - Слова дом, домик и домище – это три формы одного и того же слова?(Нет, каждое слово имеет свою форму)- Что их ещё объединяет? (Они имеют общую часть –дом-)- Может кто-то знает, как называется эта часть слова? (ответы и предположения детей: корень)6.Первичное усвоение новых знанийб)- Послушайте сказку и проверьте свои предположения. СКАЗКА.Много лет назад люди построили своё первое жилище и назвали его ДОМ. Стали люди жить в этом доме. Стали в этом доме появляться новые слова. Столько новых слов выросло, сколько веток на деревьях. Все они очень похожи друг на друга, но в каждом слове есть что-то своё.Удивились люди: как от корня дерево выросло, так и от слова ДОМ образовались новые слова. Общую часть всех этих слов назвали корнем. Слова и деревья от корня растут. -Как называется общая часть слов? (корнем)-Давайте проверим себя по правилу на странице 59. Что важного мы можем выделить из этого правила? Давайте впишем пропуски в задание № 2 в листе исследователя. -Давайте сделаем вывод. Оцените себя. 7.Первичная проверка понимания -Я предлагаю вам выполнить задание 82. Прочитайте, что предстоит сделать?Сделайте самостоятельно. Время на выполнение задания 3 минуты. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На полях оцените работу вашего соседа. Обменяйтесь тетрадями. Физминутка «Злую тучку наказали»-Ребята, у вас под партами наклеены цветные карточки. Возьмите их. По цвету объединитесь в группы. Сейчас мы поработаем в группе. Кто мне подскажет, какие правила групповой работы вы знаете?- Рассмотрим алгоритм работы в группе:1. Прочитайте слова.2. Определите, какое слово лишнее. Объясните почему.3. Выпишите корень.Время: 3 минуты работа, 1 минута представление.Мы прошли еще один отрезок нашего пути. Оцените свою работу. Сделаем вывод.8. Первичное закрепление (самостоятельная работа)-Карточка с расселёнными родственниками. Итоги урока. Рефлексия-Ребята, на какие вопросы мы ответили в ходе урока? Что нового вы узнали? Посмотрите и подумайте, достигли ли мы цель нашего урока? -"Круг вопросов": В кругу задавайте вопросы о том, что было на уроке. Каждый ученик по очереди отвечает или задает свой вопрос.ИЛИ-"Солнечное дерево": На доске или на листе бумаги нарисуйте дерево. Каждый ученик прикрепляет к "листьям" дерева стикеры с тем, что он узнал на уроке, что ему понравилось или что осталось непонятным.-Оценивание.-Домашнее задание. -Прощание.
    -