Публикации ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: герц елена геннадьевна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСвоевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития. В чем же дело? Что было сделано не так? Опыт работы показывает, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родителей нужно убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны. Ежегодно педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка (диагностика). Цель диагностики – выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом, определение результативности работы по речевому развитию детей за год. Результаты диагностики доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы – заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе воспитатель отмечает сильные и слабые стороны речи ребенка, намечает пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего его совершенствования. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьей. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Воспитатель объясняет родителям, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Детский сад владеет серьезной методической и информационной базой для воспитания и образования дошкольников. Что же надо сделать, чтобы ею могли воспользоваться и родители? Самое лучшее – опросить родителей (беседы, анкетирование), что позволит определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и родителей. Опыт работы в данном направлении позволил определить разнообразные формы совместной работы по речевому развитию:Игротека. Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми умений, представлений на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все желающие члены семей воспитанников, которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспитателя по поводу интересующих их проблем, познакомиться с различными речевыми дидактическими игр, поиграть в них со своим ребенком, взять домой на время понравившиеся игровые материалы для индивидуальной работы со своим ребенком.Газета для родителей. Выходит газета раз в месяц. Она вооружает родителей, как теоретическими знаниями, так и практическими советами. Каждый выпуск посвящен какой-то одной проблеме речевого развития ребенка: артикуляции звуков, грамматическому строю, развитию словаря и связной речи и т.д.«Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных игровых навыков (какие артикуляционные упражнения следует разучить); по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка (как проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка).«Домашняя игротека». Этот раздел знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне». Предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Помогаю маме» (предложить перебрать крупу на кухне); «Волшебные палочки» (предложить выложить из счетных палочек различные геометрические фигуры). На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка: «Давай искать на кухне слова»; «Угощаю» (предложить вспомнить «вкусные» слова) Одна из рубрик «Домашней игротеки» - «Мастерская Золушки». Здесь можно проводить игровые упражнения на развитие мелкой моторики, используя пуговицы, кнопки, нитки выложить красивые узоры. Здесь же можно играть в подвижные игры: «Игры с мячом» (называть слова и ловить мяч, если в слове есть определенный звук); «Лягушка» (прыгать, как лягушка, если услышишь «а»).Традиционные игры. По рекомендации педагога родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель – расширить словарь ребенка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его , но и обязательно объясняют значение. Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Слова пишутся на бумажках и складываются в копилку, по желанию любую бумажку можно достать и объяснить значение слова, которое там написано. Выставки. Родителей в разных формах убеждают о важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Им рассказывают о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. На выставке демонстрируются только те работы, которые были сделаны детьми дома. Таким образом, подобный вид работы позволяет на данном возрастном этапе развивать и поддерживать любую попытку ребенка выразить себя. Вызывать речевую активность ребенка следует, учитывая его потребности, а организованное предметнодейственное общение взрослого с ребенком является важнейшим стимулом развития его речи. При этом следует помнить, что в дошкольном возрасте правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой взрослых, гораздо важнее сформировать необходимые предпосылки и потребность к речевому общению.Литература 1. «Дошкольное воспитание», 2000 г., №6. 2. «Дошкольное воспитание», 2010 г., №10. 3. Есенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Иваново, 1983
-