Публикации «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством народного декоративно-прикладного искусства»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством народного декоративно-прикладного искусства»
Автор: Мухаметшина Лейсан Фаизовна

«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством народного декоративно-прикладного искусства», статья Мухаметшина Лейсан ФаизовнаВоспитатель МБДОУ №12 «Росинка» г. Азнакаево РТВоспитание гражданина , патриота, знающего и любящего свою Родину –особенно актуальная тема на сегодняшний день. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.Огромное значение имеет для поликультурного воспитания дошкольников - знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа, экскурсии – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методические рекомендации, которые имеются в программах не достаточны или же их очень мало. Поэтому мы посчитали целесообразным использовать в нашей работе более углубленное знакомство с народным творчеством. И была разработана авторская программа для детей подготовительной к школе группы по дополнительному образованию по направлению -декоративно-прикладное искусство. Реализация программы происходило в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народов Поволжья ,русского, татарского народного художественного промысла, знакомство с их символикой , знакомство традицией и культурой , национальным костюмом, самостоятельным созданием декоративных изделий, организацией музыкальных и литературных мероприятий по данному направлению.Цель программы : Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством народного декоративно-прикладного искусства. Задачи программы:- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству;- Ознакомление ребенка с культурой своего народа, формирование понятия культурной идентичности;- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;За период реализации программы проведена работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества , анкетирование , совместные мероприятия «Ярмарка», «Сабантуй», «Масленица», « Навруз» и другие. Дети участвовали в КВНах, развлечениях, праздниках, конкурсах, посвященных народным промыслам и традициям, в выставках в детском саду и за его пределами. В детском саду созданы выставки, музейные уголки на темы «Народные игрушки», «Куклы в народных костюмах». Организована подборка книг, открыток, произведений искусства, художественной литературы, дидактических игр знакомящие с историей, культурой, традицией русского , татарского народа и народов Поволжья. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения. Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. И мы посредством народного декоративного- прикладного искусства стараемся воспитать культурного, уважающего культуру, традиции, ценности своего и других народов человека.
-