Публикации
музыкальное воспитание как средство развития речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: музыкальное воспитание как средство развития речи
Автор: Микушина Татьяна Витальевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: музыкальное воспитание как средство развития речи
Автор: Микушина Татьяна Витальевна
Музыкальное воспитание как средство развития речи дошкольников Развитие речевых навыков – одна из приоритетных задач начальной школы. Грамотная и выразительная речь – залог успешной учебы, эффективного общения и гармоничного развития личности. Речь обозначает специфическую деятельность, которая неразрывно связана с сенсорным восприятием, памятью, мышлением, воображением и эмоциональной сферой. Развитие речи – это ключевая образовательная область, поскольку полноценное становление детей в других областях знаний невозможно без развитой речи, коммуникации и общения. В традиционном школьном образовании акцент делается на развитии речи посредством чтения, письма и грамматических упражнений. При этом зачастую недооценивается огромный потенциал музыкального образования в решении этой важной задачи. Как гласит народная мудрость «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы». В данной статье мы изучим возможности музыкального воспитания как действенного средства для развития речи у младших школьников.Для начала определим основные понятия, связанные с темой статьи.Воспитание – это систематическая, профессиональная деятельность педагога, направленная на всестороннее развитие личности ребенка, его приобщение к современной культуре и становление его как самостоятельного и ответственного члена общества.Л.С. Выготский считал, что цель воспитания не в адаптации ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, способной выйти за ее пределы и смотреть в будущее. При этом ребенок должен не столько воспитываться извне, сколько самовоспитываться [4, с. 352].Если верить Большому Энциклопедическому словарю, то музыкальное воспитание – это «область эстетического воспитания, направленная на приобщение личности к музыкальной культуре» [2].Музыкальная энциклопедия определяет понятие музыкальное воспитание как целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры и способностей человека, формирование эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания. Музыкальное воспитание – это процесс передачи опыта музыкальной деятельности новым поколениям, включающий элементы музыкального обучения и образования [3, с. 755].Музыка играет важную роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии детей, а также оказывает влияние на психические процессы, такие как эмоциональное переживание, мышление, речь, воображение и память. По мнению психолога Б.М. Теплова, музыка – это «путь к познанию огромного мира человеческих чувств» [1, с. 576].Немецкий композитор Карл Орф, создал систему музыкального воспитания, которая так же рассчитана не на избранных, имеющих специальные музыкальные способности, а на всех детей. Её суть – в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании: игре на простейших ударных, шумовых музыкальных инструментах, в движении под музыку, в инсценировании детских песенок и сказок. Все эти виды музыкальной деятельности дети особенно любят и занимаются ими с удовольствием. В системе Карла Орфа, песни и танцы сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и «звучащими жестами» – хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и т.д. [7, с. 256].Дальнейшее развитие система К. Орфа получила в работе итальянского педагога, врача, руководителя детского сада Марии Монтессори. Занимаясь с детьми с ограниченными возможностями, она тонко чувствовала детскую психологию и понимала, что музыка – важная составляющая воспитания. Её главные педагогические принципы – интерес детей и их свободный выбор. Монтессори считала самой важной задачей – организовать для ребёнка развивающее пространство. Чтобы всё, что ему нужно, было под рукой. Далее ребёнок сам сделает свой выбор. Так, музыкальные инструменты, рекомендованные Карлом Орфом, лежали перед ребёнком, и он сам выбирал тот, который ему больше нравится в нужное для него время [8, с. 34].Речь – это исторически сложившаяся форма общения между людьми посредством языковых конструкций, основанных на определенных правилах.Толковый словарь С.И. Ожегова определяет речь как «способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа» [5, с. 668].К.Д. Ушинский по праву считается основоположником российской методики развития речи как науки. В основе его педагогической системы лежали принципы народности и развивающего обучения. Ушинский считал родной язык средством развития умственных, нравственных и художественных способностей ребенка. Развитие речи понималось им как процесс освоения родного языка и рассматривалось как центральная задача образования и воспитания детей. Ушинский определял следующие цели обучения родному языку:развитие «дара слова», то есть способности выражать свои мысли в правильной речевой форме; усвоение лучших форм языка, представленных в произведениях фольклора и художественной литературы; освоение грамматики и логики родного языка. Для достижения этих целей К.Д. Ушинский предложил методику, включающую систему упражнений по развитию дара слова, чтение и обсуждение литературных текстов, а также изучение правил грамматики на основе анализа речевой практики [6, с. 689].Взгляды К. Д. Ушинского получили продолжение в исследованиях Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной.Характерной особенностью исследований этих учёных явилась идея о ведущей роли литературы в развитии речи дошкольников. Литература рассматривалась в качестве основного и единственного эффективного средства речевого развития детей. Поэтому в советский период к созданию произведений детской литературы были привлечены многие лучшие писатели и поэты того времени: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, В. В. Бианки и др. Опираясь на идеи русских прогрессивных и западных педагогов, Е. И. Тихеева обосновала необходимость рассматривать развитие речи как ведущую задачу в воспитании и развитии дошкольника, сформулировала цель работы детского сада по этому разделу, определила теоретические основы методики, разработала основные ее разделы: развитие речи в первые годы жизни ребенка, словарь детей, занятия по живому слову [9, с. 49]. Е. А. Флериной была разработана методика использования художественного слова в развитии речи детей, предложены методы беседы, разговора, чтения и рассказывания литературных текстов [10, с. 76].Таким образом, происходит создание методики развития речи как науки, учебной дисциплины и практического руководства для деятельности воспитателей детских садов.Поворотным моментом в развитии данной проблемы стали исследования советского психолога С. Л. Рубинштейна, направленные на изучение развития связной речи дошкольников в условиях педагогического воздействия, которые позволили раскрыть генезис связной речи, новые возможности речевого развития ребенка, определить необходимые для этого педагогические условия. Учёным была пересмотрена цель работы по развитию речи детей в детском саду и установлена новая система речевых задач. Исходя из ведущей в дошкольном возрасте коммуникативной функции речи, главной целью стало развитие речи как универсального средства общения ребенка с окружающими людьми. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, главной из которых является формирование связной речи детей. Решение остальных речевых задач (развитие словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи), по-мнению С. Л. Рубинштейна, способствует совершенствованию связной речи ребёнка по мере его взросления [11, с. 560].На нейрофизиологическом уровне музыка и речь демонстрируют взаимосвязь. Зоны мозга, отвечающие за восприятие и анализ музыкальных данных, тесно переплетены с речевыми отделами. Музыка, аналогично речи, характеризуется наличием ритма, скорости, интонации и эмоциональной окраски. Прослушивание и исполнение музыкальных композиций активизирует те же когнитивные механизмы, что и процессы, связанные с восприятием и формированием речи.Исследования подтверждают, что музыкальное образование благотворно сказывается на развитии разнообразных аспектов речи у детей младшего школьного возраста:Фонематический слух: Занятия музыкой развивают умение различать звуки, интонационные оттенки и ритмические рисунки, что является необходимым условием для корректного произношения и понимания речи. Лексический запас: Заучивание песен, прослушивание музыкальных произведений и анализ их содержания способствуют расширению словарного запаса у детей, обогащая их новыми словами и концепциями. Грамматическая структура речи: Исполнение вокальных произведений и прослушивание музыки помогает детям усваивать грамматические правила языка в непринужденной и увлекательной манере. Связность речи: Пение, музыкальные игры и творческие импровизации стимулируют развитие связной речи, способности выражать свои мысли и эмоции. Экспрессивность речи: Музыка обучает детей чувствовать и передавать эмоции, интонации и акценты, что делает их речь более выразительной и убедительной. Включение элементов музыкального воспитания в образовательный процесс позволяет эффективно развивать речь младших школьников. Вот несколько практических методов:Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет выразить его чувства, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме того, пение является своеобразной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению.Развитие речи ребёнка через пение достигается работой над певческими навыками: звукообразованием, дыханием, чистотой интонации, дикцией. Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.Пение способствует развитию речи за счётнормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); расширения словаря; улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика); развития всех психических процессов (внимание, память, мышление, воображение); расширения кругозора. Таким образом, в процессе музыкального воспитания развивается чувство ритма, метра, темпа, улучшается внимание, память, мелкая моторика. Кроме того, при исполнении музыкальных произведений развивается не только звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, но и фонетико-фонематический слух. В процессе музыкальной деятельности дети учатся координировать пение и движение. Всё это оказывает положительное влияние на развитие речи детей. Такой вид деятельности как музыкально-ритмические движения включает в себя упражнения, пляски, игры. Все они проводятся в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности дошкольников. С её помощью в интересной и непринужденной форме успешно решаются стоящие перед педагогом задачи. Движение – это своеобразная речь, выражающая мышление и эмоции ребёнка. Даже если ребёнок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию музыкального руководителя – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для развития речи детей, поскольку помогают им координировать пение и движение. Они используются и в самостоятельной деятельности детей.Слушание музыки (восприятие) является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Для развития речи детей очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет способствовать развитию внимания и памяти. Вместе с тем оно лежит в основе всех других музыкальной деятельности, т. е. по сути, является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. В процессе слушания обязательно необходимо использовать наглядность (предметные рисунки, изображения различных действий, картинки из жизни детей и природы) на основе прослушивания произведений устного народного и авторского творчества (потешки, речевые минутки, чистоговорки, стишки, небольшие сказки и др.).Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает все психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов используются инструменты, изготовленные совместно с детьми самодельные инструменты («шуршалки» из мятой бумаги и целлофана, «шумелки» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных крупой, «стучалки» из деревянных палочек, «звенелки» из металлических трубочек).Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах для развития речи очень велика – это средство решения таких задач как:•развитие внимания и памяти;•развитие координации движений (бубен, барабан, маракасы и др.);•развитие мелкой моторики;•развитие дыхания при игре на духовых инструментах (свистульки, дудочки и др.);•развитие ритмического чувства.Хорошо развитое у детей чувство ритма создаёт базу для дальнейшего развития речи и в том числе – для усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения. Напротив, при несовершенном чувстве ритма, у детей замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована; школьники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. При заучивании стихотворений дети меняют слова, нарушают рифму, так как не слышат «пульсации» строки, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы. В дальнейшем, слабое развитие слуховых и ритмических способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение.Для результативного воплощения в жизнь программы музыкального образования, ориентированной на совершенствование речи, требуется формирование стимулирующей образовательной обстановки. Это подразумевает обеспечение наличия музыкальных инструментов, разнообразных аудиовизуальных ресурсов, а также специально подготовленной аудитории для музыкальных уроков. Существенно, чтобы ребята имели шанс не просто быть слушателями музыки, но и принимать деятельное участие в ее сотворении, проводя эксперименты со звучанием и ритмическими рисунками.Значимым элементом является взаимодействие с семьей. Преподавателям следует доводить до сведения родителей цели и задачи музыкального обучения, делиться советами по организации музыкальных упражнений в домашних условиях, вовлекать их в музыкальные события образовательного учреждения. Согласованная деятельность педагогов и родителей поспособствует формированию оптимальных условий для речевого прогресса ребят посредством музыки.При определении результативности музыкального образования, нацеленного на развитие речи, необходимо принимать во внимание многообразные индикаторы. К ним относятся оценка лексического запаса, грамматической структуры речи, ее целостности, выразительности, а также степени развития фонематического восприятия и чувства ритма. Важно использовать разные методы оценивания, такие как наблюдения, диалоги, проверочные работы и анализ детских творческих работ.Подводя итог, стоит подчеркнуть, что музыкальное образование является эффективным средством совершенствования речи у детей младшего школьного возраста. Изучение возрастных особенностей детей младшего школьного возраста позволяет убедиться в том, что этот возраст является благоприятным периодом для развития речи. Ребенок постигает речь на эмоциональном уровне легче и прочнее, поэтому важно уделять внимание проблемам речевого развития школьников в процессе творческой музыкальной деятельности.Включение музыкальных компонентов содействует прогрессу речевых умений, благоприятствует гармоничному развитию ребенка как личности, формирует его чувство прекрасного, активизирует творческие способности. Не следует забывать, что музыкальные занятия должны проводиться регулярно, планомерно и с учетом возрастных категорий и личных качеств учащихся. Применение представленных методик в образовательном процессе начальной школы обеспечит ощутимые результаты в развитии речи младших школьников и создаст основу для их дальнейшего обучения и благополучной жизни.Список литературы:Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей: сб. «Проблемы индивидуальных различий» / Б.М. Теплов. – М.: АПН РСФСР, 1961, с. 576. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: Музыкальная энциклопедия в 6 томах, т. 3 / гл. ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1973 – 1982, с. 755. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Изд. 5, испр. /Л.С. Выготский. М.:Лабиринт, 1999, с. 352. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов. – М.: «ОНИКС 21 век» – 24 издание, исправленное, 2003, с. 668. Ушинский, К.Д. Собр. соч. т. 3/ К.Д. Ушинский.–М.: Издательство АПН РСФСР, 1948, с. 689. Гудкин, Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / Д. Гудкин. – М.: Классика-XXI, 2013. – 256 с. Монтессори, М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики / М. Монтессори [Электронный ресурс] – Режим доступа : Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М., 2002 Флерина, Е.А. О руководстве восприятием дошкольника в процессе обучения // Советская педагогика / Е.А. Флерина. – 1952. - №12. – С.74-78. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 560с.
