Публикации Фразеологизмы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фразеологизмы
Автор: Кочесокова Фатима Аюбовна

Учебная дисциплина «Русский язык»Тема: Удивительный мир фразеологизма. Фразеологизмы, их особенности употребленияЦели занятия:Образовательная: обобщить знания о фразеологическом составе русского языка, совершенствовать умения выделять и использовать фразеологизмы в речи.Развивающая: развивать языковую и коммуникативную компетенции обучающихся; способствовать формированию культуроведческой компетенции – взаимосвязи языка и истории народа.Воспитательная: формировать интерес к предмету, яркую образную речь, обогащать словарный запас студентов; уважение к истории и культуре своего народа.Задачи:1.Определиить роль фразеологизмов в речи.2.Находить крылатые выражения в тексте, применять их в устной и письменной речи, отличая их от свободных сочетаний.3.Находить речевые ошибки в употреблении фразеологизмов и уметь их исправлять.4.Формулировать фразеологизмы, используя образное их восприятие.Тип занятия: Комбинированный;Вид занятия: Практическое занятиеОбеспечить достижение студентами следующих результатов: личностных:
  • воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • метапредметных:
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретённых знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • предметных:
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.
  • Форма организации работы на учебном занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.Методы обучения: учебная дискуссия, коллективная мыслительная деятельность, элементы игрыУчебно-методическое оснащение: наглядные пособия, презентация.План урокаХод занятия1. Организационный момент. Приветствие, явка обучающихся на уроке.Вступительное слово преподавателяТема этого урока «удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:Топорная работаХоть трава не растиПосадить в калошуЗадирать нос(Это фразеологизмы)Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд 2) « удивительный мир фразеологизмов». Допишите название темы урока в ваши рабочие листки.Русский язык существует много веков, и за многие столетия он претерпел немало изменений. Изменился его словарный состав, не остался неизменным и грамматический строй языка, и звуковая система. Самые значительные изменения происходят в словарном составе языка. В середине ХХ века ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно емкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Проверка домашнего задания – подготовить сжатое сообщение с примерами по теме «Фразеологический состав языка»2. Актуализация опорных знаний. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. И выполняют роль одного члена предложения (приведите примеры).Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)- Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)Мне бы хотелось напомнить вам насколько богат и красочен русский язык, а главное самобытен, большинство слов в нашем языке исконно-русские и только 10% заимствованные из других языков. 3. Сообщение темы и постановка целей урока. Эпиграф к сегодняшнему занятию станут слова И. Ефремова: «Фразеологизмы – самоцветы родного языка». Сегодня на уроке мы сможем в этом убедиться.Давайте сформулируем цель нашего урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология. Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение. На сегодняшнем уроке мы должны обозначить особенности употребления фразеологизмов, учитывать эти особенности в своей речи, запомнить, что в русском языке фразеологизмы делятся на две группы: исконно русские и заимствованные.Исконно русские фразеологизмы связаны с жизнью и характером русского народа. Историческая справка. Обучающийся: Например: фразеологизм греть руки, связан с древним языческим обычаем на Руси. Во время поминок умерших разводили костер на кладбище, чтобы покойники могли прийти погреться у костра. Выносить сор из избы – связано с мнением – причинять вред человеку. Поэтому сор из избы не выметался, а подметался к порогу, собирался и сжигался. После дождичка в четверг (никогда) – четверг был днем Перуна, бога грома. Обычно в этот день в засуху молились Перуну, чтоб он послал дождь, но мольбы к Перуну были бессмысленны и родилось это грустное высказывание. Преподаватель: Какое значение имеют эти фразеологизмы в настоящее время?4. Первичное закрепление, работа в группах:Задание 1: Предложенные фразеологизмы разделить на категории: За тридевять земель (1), при царе Горохе (1), кануть в Лету (2), провалиться в тартарары(2), казанская сирота (3), по щучьему веленью (1), Троянский конь (2), вавилонское столпотворение (2), у разбитого корыта (1), искать жар-птицу (1), метать громы и молнии (2).Задание 2. Представители каких профессий могли употреблять данные выражения? Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (3), через час по чайной ложке (5), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (3), держать порох сухим (4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).Задание 3. Ответить на шуточные вопросы фразеологизмами (по 3 вопроса):
  • Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? (Из пустого в порожнее).
  • Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро? (Больной вопрос; поставить вопрос ребром).
  • Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (В голове каша).
  • Есть ли глаза у опасности? (Смотреть в глаза опасности).
  • В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два).
  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).
  • 5. Творческое применение знаний:Задание 4. Каждый обучающийся, по одному, как можно быстрее, отвечают на вопросы, если происходит заминка, то задается следующий вопрос. Задание для первого ряда:А) Закончите фразеологизмы
  • Хитер как...(лиса)
  • Нем как...(рыба)
  • Упрям как...(осел)
  • Голоден как...(волк)
  • Купить ... в мешке (кота)
  • Два сапога...(пара)
  • Море по...(колено)
  • Ни рыба...(ни мясо)
  • С горем...(пополам)
  • Делать из мухи...(слона)
  • Б) Дайте толкование фразеологизмам:
  • Мухи не обидит (добрый)
  • Как две капли воды (очень похож)
  • Тянуть кота за хвост (затягивать решение)
  • Витать в облаках (мечтать)
  • Не разлей вода(дружные)
  • Плясать под чужую дудку (выполнять беспрекословно волю)
  • Водить за нос (обманывать)
  • Сесть на шею (быть обузой)
  • Точить лясы (обсуждать)
  • Ломать голову (думать)
  • Задание для второго ряда:А) закончите фразеологизмы
  • Смотрит как..а новые ворота (баран)
  • Дуется как..а крупу (мышь)
  • Пускать ...в огород (козла)
  • Как ...языком слизала (корова)
  • Моя хата... (с краю)
  • Играть первую... (скрипку)
  • Лезть на... (рожон)
  • Вставлять палки в ... (колеса)
  • Выводить на чистую... (воду)
  • Остаться с...(носом)
  • Б) Дайте толкование фразеологизмам:
  • Держать язык за зубами (молчать)
  • Метать гром и молнии (сердится)
  • С горем пополам (кое-как)
  • Как с гуся вода (не виноват)
  • Расхлебывать кашу (решать проблемы)
  • В час по чайной ложке (долго)
  • От горшка два вершка (маленького роста)
  • Как кошка с собакой (враждовать)
  • Шевелить мозгами (думать)
  • Попасть в переплет (трудности)
  • Как вариант задание №6: (закреплении)или домашняя работа: Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение.1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль) )6.Домашнее задание: На сегодняшнем уроке мы постарались охватить фразеологизмы разных происхождений.7. Рефлексия: Давайте вернемся к целям нашего сегодняшнего урока, которые мы ставили перед собой и Ответьте на вопросы:1. Что общего у фразеологизмов и слов и чем они различаются?2. Почему возникают в языке фразеологизмы, несмотря на то, что их значения можно выразить отдельными словами?3. Можно ли рассказать о чем-то только с помощью фразеологизмов? Почему?4. Чем объяснить, что многие фразеологизмы прошлого в настоящее времяоказались забытыми?5. Какую грамматическую роль выполняют в речи фразеологизмы?Вывод: Связь фразеологизмов с жизнью народа, фразеологизмы как средство создания выразительности и образности речи. Особенности толкования фразеологических единиц можно изучит в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова и во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И.МолотковаЛитература:
  • С.А. Алентикова, Н.И. Демидова Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс. М.: Экзамен, 2015г
  • Л.А. Веденская, М.Т. Баранов Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка», М.: Просвещ№ 32 по ПТП Учебная дисциплина «Русский язык» Специальность, группа 2-ТМ Тема: Фразеологизмы, их особенности употребления Цели занятия: (Слайд 1) Тема этого урока «удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:Топорная работаХоть трава не растиПосадить в калошуЗадирать нос(Это фразеологизмы)Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд 2) « удивительный мир фразеологизмов». Допишите название темы урока в ваши рабочие листки.Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.Задание 1. «Я начну, а ты продолжи»:На все руки (мастер).Смотреть правде (в лицо).Выносить сор (из избы).Держать язык (за зубами).Как корова (языком слизала).Куда глаза (глядят).Как ветром (сдуло).Задание 2. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)(Ползет, как черепаха.За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.Топает, как слон.Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.)Задание 3. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:Сильно краснеть? (До корней волос.)        Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)быстро бежать? (Сломя голову.)Промокнуть? (До костей.)Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)Громко кричать? (Во все горло.)Задание 6. Продолжить фразеологизмБез задних …; брать себя в …; бросать слова на …зять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….Задание 7. Фразеологизмы со словом «ухо»(Влюбиться по уши, вешать лапшу на уши, рот до ушей, медведь (слон) на ухо наступил, ездить по ушам, в одно ухо влетело (вошло), в другое вылетело (вышло), лапша на ушах, греть уши, притянуть за уши, за уши не оттянешь, бесплатные уши, ушки на макушке, барабанить в уши, влюбиться по уши, держать ухо востро, драть уши, заткнуть уши, и ухом не вести, крепкий на ухо, навострить уши, насторожить уши, не видать, как своих ушей, ни уха ни рыла не смыслить, пропускать мимо ушей, развесить уши, тугой на ухо, хлопать ушами, схватить за ухо, шепнуть на ухо, ударить по уху, УХО РЕЖЕТ, ЗА УШАМИ ТРЕЩИТ, НЕ ВЕРИТЕ СВОИМ УШАМ, ПРОПУСТИТЕ МИМО УШЕЙ)Задание 8. Откуда берут своё начало русские фразеологизмыv  "закадычный друг"?(Старинное выражение "залить за кадык означало "напиться", "выпить спиртного". Отсюда образовался фразеологизм "закадычный друг", который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.)адание 9. Вопросы-шутки:ü  Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.ü  В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?Как дважды два (знать).ü  Может ли вопрос заболеть?Да, во фразеологизме «больной вопрос».ü  Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?Да, во фразеологизме «И след простыл».ü  Может ли горе быть в жидком состоянии?Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».ü  Есть ли глаза у правды?Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».ü  Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?Каша.ü  Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).ü  Может ли правда иметь неприятный вкус?Да, «горькая правда».ü  Какого цвета бывает тоска?Зеленого; «тоска зеленая».Задание 10. «На загадку дай отгадку».Ø  Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)Ø  Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)Ø  Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)Ø  Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)Ø  Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)Ø  Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
    -