Публикации
"Организация совместной проектной деятельности в детском саду"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация совместной проектной деятельности в детском саду"
Автор: Бурданова Анна Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация совместной проектной деятельности в детском саду"
Автор: Бурданова Анна Дмитриевна
«Организация совместной проектной деятельности в детском саду» В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. Становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.Целесообразность использования проектной деятельности в ДОУ:Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы; Повышает компетентность педагога; Способствует развитию креативности и логического мышления; Является одним из методов развивающего обучения и самообразования; Повышает качество образовательного процесса Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.В младшем дошкольном возрасте это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению Позиция взрослых как участников проекта:имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности; не претендуют на право единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности» предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты ПРОЕКТ-это « Модель трёх вопросов»1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О…? 2. ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? 3. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ? «Направления деятельности по проекту» Познавательное развитие (развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира) Речевое развитие (обогащение активного словаря новыми словами, знакомство с детской литературой) Художественно-эстетическое развитие (реализацию самостоятельной творческой деятельности: изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной) Физическое развитие (овладение подвижными играми с правилами, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук) Социально-коммуникативное развитие (развитие взаимоотношений, становление самостоятельности, формирование готовности к совместной деятельности, формирование основ безопасного поведения) Проект это пять «П» 1 – Проблема (дети самостоятельно или при помощи взрослого задаются каким либо вопросом, возникает проблема, гипотеза возникает первый вопрос ЧТО МЫ ЗНАЕМ О…?;2 - Проектирование второй вопрос ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? (планирование);3 - Поиск информации; ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ?4 - Продукт; результат5 - Презентация.Шестое «П» проекта - это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы. По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные, познавательные) По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы,в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями) По характеру содержания(Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности) По характеру участия ребенка в проекте(Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный) Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую инициативу, показать всем свою индивидуальность. Проектная деятельность является одним из методов поддержки детской инициативы, что очень важно при реализации ФГОС ДО.
