Публикации Развитие мелкой моторики у детей: советы для родителей.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики у детей: советы для родителей.
Автор: Савченко Мария Владимировна

Развитие мелкой моторики у детей: советы для родителей.Развитие ребенка дошкольного возраста - это процесс многосторонний. Одной из значимых сторон является развитие мелкой моторики детей. Остановимся на этом более подробно: я расскажу, как развивать мелкую моторику и почему важно начать в раннем дошкольном возрасте.Заниматься развитием моторики рук важно уже с первых месяцев жизни ребенка. Поначалу это будет только гимнастика, но чем взрослее будет малыш, тем больше и сложнее станут упражнения. Ведь очень важно понимать, что с развитием мелкой моторики у ребенка развивается и речь. Это потому, что в коре головного мозга двигательный и речевой центры находятся близко друг к другу. И импульсы, которые поступают от пальцев рук, влияют на развитие речевой области. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы и речи. Если есть проблемы с короткими и точными движениями пальцами, ребенок может медленнее осваивать новые слова и их правильное произношение. При этом его общая подвижность и активность может быть нормальной.Навыки мелкой моторики: развивается мозг, формируются новые нейронные связи. Ребенок в прямом смысле слова умнеет: придумывает свои способы решения тех или иных задач, учится творить; совершенствуется речь, расширяется словарный запас, тренируется правильное произношение; помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет; позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее; способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного. Если не развивать мелкую моторику, пострадает не только речь, но и ловкость, точность, скорость и сила движений, а также координация в целом. В детском саду ребенку может быть сложно самому справляться с пуговицами, вырезать из бумаги фигуры, выговаривать буквы или строить длинные предложения. В школе, скорее всего, будут трудности с письмом и чтением. Так же недостаточно развитые навыки мелкой моторики могут стать причиной плохой успеваемости в целом и повышенной тревожности, низкой самооценки. Поэтому нужно делать систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений (на ощупь). Повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму.Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук существуют разнообразные упражнения и игры. Лучшие упражнения для развития мелкой моторики — действия, которые ребенок совершает, участвуя в повседневной жизни семьи. Отжать тряпку, вытереть пыль, слепить шарики из теста — у этих занятий понятный смысл и видимый для ребенка результат. Главная задача родителей — помогать или хотя бы не препятствовать ребенку изучать себя и окружающий мир. Обеспечив безопасность, позвольте малышу трогать, крутить, открывать и дергать то, что он захочет. Так он получает необходимый для дальнейшего развития сенсорный опыт. Для развития моторики используется комплекс игр и упражнений:Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается речь и моторика.Использование прищепок.Система заданий делает упражнения с прищепками интересными и познавательными. В играх с прищепками ребёнок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие, а также в играх с прищепками развиваются творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия. Вы предлагаете детям прищепки разного цвета, различные фигуры из картона, например, желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля; фигура ежика без иголок, дерево без листьев и др., на которых ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.Нанизывание.Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Величину нанизываемых предметов необходимо варьировать в зависимости от возраста детей, чем они старше, тем лучше они будут справляться с более мелкими деталями.Использование сухого бассейна.Для сухого бассейна используйте пластиковую коробку, наполненную крупой. Предлагайте детям рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки, шагать по ней пальчиками, найти спрятанную игрушку и наощупь определить, что это, нарисовать на крупе букву или цифру, такие задания, позволяют развивать мелкую моторику рук в форме игры.Так же важна любая творческая деятельность, она развивает мелкую моторику и умственные способности ребенка. Рекомендую начинать с классики.Рисование.Нет возраста, в котором рисовать было бы рано: важен и полезен сам процесс, а не результат. Если ребенок рисует 5—10 минут — это не значит, что занятие его не увлекает. Рисование само по себе имеет накопительный эффект: настанет момент, когда хаотичные почеркушки начнут обретать последовательные формы, а те, в свою очередь, сложатся в сюжет. И здесь главная задача родителей — не совершать частых ошибок:* Не спешите показывать, как надо: увидев разницу между своим несовершенным рисунком и качественной работой взрослого, ребенок может начать нервничать, злиться и в итоге потеряет интерес. А вот вместе дорисовывать можно, но не чтобы улучшить, а чтобы предложить новый смысл.* Не ограничивайте творческий процесс листом альбома или ватмана — предложите разные инструменты и материалы. Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом на асфальте, палочкой на песке, угольком на стене, а специальными красками — даже на воде.* Не заставляйте рисовать «по указке». Объясните ребенку, что он может изобразить все, что его окружает, и все, что он чувствует. Рисование — это также один из способов контейнирования эмоций ребенка.Если вам сложно придумывать сюжеты для рисования — начните с раскрасок. Их огромной выбор; для самых маленьких есть пальчиковые раскраски, для детей постарше — более детализированные сюжетные альбомы с возможностью дорисовать сюжет. А рисовать можно не только карандашами, красками и фломастерами, но и пальцами.Лепка.Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Подойдет пластилин, тесто, воск, глина, кинетический песок. Ребенок не только включается в процесс, но и может взять в руки то, что создал сам. Ребенок знакомится с лепкой в два этапа: сначала исследует материал, после — переходит к сюжетной игре. Предложите вместе создать фигурки, используя различные формочки. Чтобы максимально увлечь ребенка, отталкивайтесь от интересной темы для вашего малыша. Основой изготовления почти всех форм из теста или пластилина лежат шарик и колбаска. Научите ребенка лепить эти фигуры, раскатывая между ладоней. Тесто можно рвать на кусочки, а еще — усложнять поделку, добавляя детали для украшения: семечки, горох, зерна кофе.Аппликация.Аппликация может быть из бумаги, картона, журнальных страниц — всего, что ребенок в силах разрезать. Для того чтобы занятия были не только на пользу, но и в радость, учитывайте приближающиеся праздники: например, к Новому году можно вырезать гирлянды из бумажных колечек, флажки или фонарики, а к Международному женскому дню — смастерить подарочную открытку. Так же рекомендовано сразу предлагать ребенку пользоваться обычными ножницами: ведь детские со скругленным концом, как правило, не режут ничего, кроме бумаги, да и ту плохо. Это проблема многих детских инструментов: ими не получается полноценно работать.Все эти составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей, речевому развитию. Использование в системе игр и упражнений по развитию мелкой моторики, сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет развить речевые навыки и сформировать навыки письма. Давайте участвовать в развитии мелкой моторики детей — помогать или хотя бы не мешать ребенку изучать себя и окружающий мир. Позвольте трогать, крутить, открывать и дергать то, что он захочет. Ведь если не развивать мелкую моторику, могут пострадать не только речь, но и ловкость, точность, скорость и сила движений, а также координация в целом вашего ребенка.
-