Публикации Семья – основа государства. Роль семьи в выборе профессии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семья – основа государства. Роль семьи в выборе профессии
Автор: Ямщикова Светлана Марсовна

Выступление на родительском собрании «Семья – основа государства. Роль семьи в выборе профессии»Без сомнения, семья – это основа государства. Ведь именно от семьи зависит, каким гражданином станет ребёнок, когда вырастет. Выбор будущей профессии – дело семейное. Родители, зная способности и увлечения своего ребёнка, могут помочь ему сделать правильный выбор. Каждый родитель считает своего ребёнка самым лучшим, самым добрым и самым умным. И это правильно! Ведь вера папы и мамы в успех сына или дочери придаёт уверенность ребёнку в завтрашнем дне. Конечно, решающее слово остаётся за тем, кто делает свой первый взрослый шаг и выбирает будущую профессию, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны. Советский педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко отмечал: «В самом деле, ребенок, общаясь с вами, родителями, получает первые представления о мире профессий, наблюдает различные трудности, испытываемые взрослыми, знакомится с особенностями межличностных отношений людей. Поистине, впечатляюще влияние отцов и матерей на формирование интересов, вкусов, оценок и жизненных установок детей. И это понятно, так как воспитание в семье характеризуется продолжительностью и естественностью взаимоотношений родителей и детей». В современном обществе ярко выражен кризис семьи, который обусловлен следующими причинами:- ухудшение экономической ситуации в стране (основное время родителей тратится на добывание средств к существованию);- двойная нагрузка на женщину в семье;- высокий процент разводов. В таких непростых условиях происходит выбор ребёнком жизненного пути.В 15-17 лет готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. В этот момент очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает (например, профессия врача); рассказать, какие есть образовательные организации, подчеркнуть их преимущества и недостатки (например, местоположение, наличие бюджетных мест, общежития, различных вариантов направлений), на каких направлениях больше бюджетных мест, а значит, они востребованы обществом. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно.Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.Наиболее типичные ошибки родителей:1) Предложение родителей по выбору профессии не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают. Прояснить ситуацию помогают объективные независимые результаты тестирования.2) Родители не учитывают, что выбор профессии – процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается – ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Большое значение имеет эмоциональный рассказ родителей о своей работе, о других известных им профессиях.Очень важно предоставить детям возможность наглядного ознакомления с разными профессиями.3) Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом – передадим тебе семейный бизнес» и т.п.). Родителям важно помнить: если ребенок получит профессию, не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может испортить его характер и причинить вред здоровью.4) Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. Целесообразно сначала выбрать профессию, а потом – учебное заведение.5) Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»).Самые адекватные советы родителей оказываются невоспринятыми, если между детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего, нарушение семейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок становится подростком.Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в принятие решения за них.Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить назло родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.Нужно найти золотую середину между инициативой ребенка и активным участием родителей. Крайняя позиция «Пусть все решает сам» и самоуверенное «Что он без меня решит?!» – в конечном счете приведут к отчуждению.Для детей важно, что по сложному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, не только учебным, но и профессиональным.Значимы слова ещё одного советского педагога – Василия Александровича Сухомлинского: «Всякая семья составляет часть государства». А какая будет эта часть, зависит от каждого. Если каждая семья будет стремиться быть лучше, родители будут примером своим детям и постараются обеспечить их достойной профессией, то и общество, и государство в целом будут лучше.
-