Публикации Выступление на семинаре воспитателей на тему «4 правила хорошего промпта для педагогов, чтобы сгенерировать учебные материалы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Выступление на семинаре воспитателей на тему «4 правила хорошего промпта для педагогов, чтобы сгенерировать учебные материалы»
Автор: Денисенкова Юлия Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 «Родничок» г. Вольска Саратовской области.Выступление на семинаре воспитателейна тему«4 правила хорошего промпта для педагогов, чтобы сгенерировать учебные материалы»Подготовили: Мартынова Т.М. – учитель-логопедУсанова Т.Н. - воспитательВольск 2025 г.4 правила хорошего промпта для педагогов, чтобы сгенерировать учебные материалыСлайд 1.В современном образовательном процессе всё большее внимание уделяется использованию технологий для улучшения обучения. Генерация учебных материалов с помощью искусственного интеллекта — это один из эффективных способов повысить качество преподавания. Однако для того чтобы искусственный интеллект смог предоставить действительно полезные и релевантные ресурсы, важно правильно формулировать свои запросы, или, как их называют, "промпты". Я вам расскажу четыре основных правила, которые помогут вам создавать качественные учебные материалы с помощью искусственного интеллекта. Часто педагоги, попробовав нейросети пару раз и не получив хорошего результата, сразу в них разочаровываются и больше не пользуются, считают пустым хайпом. Но на самом деле к нейросетям, как к любому инструменту, нужно найти подход — пробовать разные варианты запросов, подстраиваясь под их логику. Поначалу результаты действительно могут казаться слабыми, но стоит немного поднатореть в промптинге — и вы увидите уже совсем другую выдачу от нейросети.Подать запрос в нейросеть, как в черный ящик непонятно, что выйдет, т.е. ожидаемый результат будет или нет, но есть некие технологии, которые поможет максимально приблизить к ожидаемым и попросить нейросеть то что вы ждете.Слайд 2.Промт – запрос, инструкция или вводные данные, которые отправляются в нейросети для выполнения конкретной задачи.Слайд 3.Правило №1Структурируйте запросГлавное, что нужно понимать при работе с большой языковой моделью, ей необходима чёткая структура запроса. Это значит, что пользователю нужно:Слайд 4.
  • предоставить нейросети некоторый набор входных данных;
  • сформулировать хорошую инструкцию, чтобы нейросеть могла её выполнить;
  • задать контекст, чтобы нейросеть меньше галлюцинировала, то есть не выдавала совсем неподходящие варианты;
  • описать, в каком виде нейросеть должна выдать результат (например, в виде таблицы, нумерованного списка или текста).
  • Все эти ключевые принципы можно объединить в простую формулу хорошего промпта:1. Действие: глагол в повелительном наклонении (что должна сделать нейросеть).2. Тема, по которой нужен результат.3. Аудитория, для которой предназначается результат.4. Ограничения: количество материалов, формат, объём и так далее.Например:Слайд 5.Пример использования формулы хорошего промтаКакой результат получился в «Гига чат от сбер» по предложенной выше формуле промпта, вы видите на слайде.Чётко структурированный запрос позволяет нейросети лучше понять задачу и выдать максимально релевантный ответ.Слайд 6.Правило №2Максимально конкретизируйте запросЧтобы получить более детальную и конкретную информацию от нейросети, запрос нужно наращивать и достраивать дополнительным набором параметров. Интуитивное понимание того, как именно стоит расширить запрос, приходит с опытом и практикой, но чтобы стало ясно, что имеется в виду под конкретизацией, покажу это на примере.Слайд 7-9.Допустим, вы предлагаете нейросети такой запрос: «Составь 5 тестовых вопросов по теме „Овощи и фрукты».Нейросеть выдаёт вроде бы неплохой результат. Но  использовать сгенерированные материалы сразу, без предварительной проверки нельзя.Этот результат выдачи можно улучшить, если доработать и расширить запрос для нейросети:Слайд 10.
  • задать нейросети определённую роль;
  • прописать цель и результат занятия, на котором будут использоваться генерируемые задания;
  • обозначить связь заданий и результатов занятия.
  • Слайд 11.Улучшенный вариант промпта будет выглядеть следующим образом:«Ты опытный воспитатель. Твоя задача — разработать тестовые задания по теме „ Овощи - фрукты “ для воспитанников средней группы.Цель занятия: Закрепить умения правильно называть овощи, фрукты, описывать их цвет и форму, размер.Планируемый результат обучения по итогам занятия: воспитанники будут способны различать овощи и фрукты.Тесты должны быть направлены на формирование запланированного результата обучения».Слайд 12-13.Вот какой ответ получился по этому промпту. Мы видим, что теперь нейросеть предлагает более разнообразные задания и чётко прописывает формулировки, в конце выдаёт даже методические рекомендации по заданному запросу. Эксперты призывает при работе с нейросетью не ограничиваться односложными запросами. Кстати, такое пошаговое составление промпта позволяет педагогу в процессе и самому лучше разобраться, какой результат и в каком виде хочется получить.Конечно, создание подобного объёмного промпта занимает какое-то время, но зато его потом можно использовать многократно и регулярно. То есть при генерации новых заданий можно брать за основу свой удачный промпт и менять предмет, тему или количество заданий. В итоге работа с нейросетями будет экономить время и откроет много возможностей для методической разработки.Слайд 14.Правило №3Запрашивайте не только сами задания, но и идеи для заданийНеобязательно полностью поручать нейросети разработку учебных материалов. Её можно использовать и просто для вдохновения, чтобы попробовать новые форматы и разнообразить свои задания.Допустим, у вас есть понимание цели задания, но вы сомневаетесь, какой формат можно использовать или какие конкретные формулировки применить. Нейросеть помогает навести фокус и взглянуть на разные аспекты задачи.Слайд 15-17.Для этого можно использовать следующий несложный промпт«Предложи идеи заданий по теме „Овощи и фрукты» для детей средней группы ДОУ.Мы видим, что по этому промпту нейросеть предложила четыре вариантов. Среди них игра, рисование пальцами, сказочная прогулка по огороду и игра пантонима.Слайд 18-21.А вот как может выглядеть более подробный и конкретизированный промпт с запросом идей для заданий (конечно, на его основе вы можете сформировать свой перечень и таким образом начать взаимодействие с нейросетью):«На основании информации в прикреплённом файле предложи идеи заданий по теме „Овощи и фрукты“ для воспитанников средней группы.Не составляй сразу сами задания, а перечисли по 2–3 идеи для каждого типа задания из списка ниже.Типы заданий:задания на знание и воспроизведение;задания на классификацию и группировку;задания на сопоставление и соответствие;задания на исправление ошибок;задания на применение;творческие задания (придумать свой пример, правило, алгоритм);исследовательские задания (провести мини-исследование);задания для групповой или парной работы;профессионально-ориентированные задания.Для каждого типа задания предложи кратко идею (без подробной формулировки самого задания), чтобы потом можно было выбрать подходящие варианты для разработки».По этому промпту нейросеть составила компактный разноплановый список из 9 идей (см. слайд).Слайд 22.Правило 4Выстраивайте диалог с нейросетьюЭксперты предупреждают: необходимость корректировки промпта для нейросети — ситуация вполне стандартная, далеко не всегда результат получается хорошим с первого раза.Как это работает, рассмотрим на примере тестовых заданий:Сначала рассмотрите типы вопросов, которые предлагает нейросеть.Затем, исходя из них, начните диалог.Например, можно ответить нейросети так: «Мне понравился этот вопрос, он подходит» — и попросить составить десять подобных вопросов, но, например, с изменёнными вариантами ответов.Так как при таком подходе вы приглашаете нейросеть к диалогу, даже некоторому мозговому штурму, чем чётче, конкретнее вы будете формулировать уточнения насчёт того, что хотите получить, тем точнее будет выдавать ответ и нейросеть.Слайд 23-24.В качестве примера приведу серию промптов для творческого задания — создания мероприятия на тему. Сначала запрашиваем идеи для мероприятия:«Предложи идеи мероприятия по теме „Овощи и фрукты“ для воспитанников средней группы.Идеи должны быть интересными, соответствовать возрасту.Для каждой идеи кратко опиши сюжет, персонажей и проблемную ситуацию, которую можно обыграть в мероприятии».На слайде представлен пример одной из идей, предложенных нейросетью, — её вполне можно использовать не только для мероприятия, но и для игрового формата занятия.Дальше, в зависимости от того, что нам требуется, мы можем попросить нейросеть описать мероприятия или составить стихи для воспитанников по готовому мероприятию. А ещё можно попросить нейросеть составить промпт для другой нейросети, чтобы понять мероприятие. Например, так:Слайд 25.«Составь промпт для нейросети (например, Kandinsky, „ЯндексGPT“ („Шедеврум), чтобы по нему можно было сгенерировать игру для одного из ключевых моментов мероприятия.Промпт должен содержать описание сцены, персонажей, атмосферу, цветовую гамму и важные детали».Слайд 26Главное же в работе с нейросетями, — экспериментировать и анализировать свои промпты и то, что в результате получается. Так можно заметить, благодаря чему ответы нейросети получаются максимально корректными, правдоподобными и качественными. Постепенно уточняя свой запрос и видя результат, вы получите и собственные наиболее эффективные формулы запроса, которые позволят и дальше генерировать похожий контент в желаемом формате.
    -