Публикации Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ
Автор: Васильева Елена Владимировна

Е.В. Васильева, педагог-психологГосударственное бюджетное образовательное учреждение «Центрпсихолого-педагогической, медицинской, социальной помощи семье и детям«Рука в руке», поселок Затеречный Нефтекумский район. Методические рекомендации: «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ» Научные исследования подтверждают, что область коры головного мозга, отвечающая за контроль движений руки, является одной из самых обширных. Это подчёркивает важность развития мелкой моторики для формирования речи и когнитивных способностей. В современном мире проблема обучения детей с ограниченными психофизическими способностями с каждым днем становится все актуальнее. Это связано с возрастающим количеством детей, имеющих отклонения в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют к себе повышенного внимания, у них слабо развит познавательный интерес, снижена познавательная активность. Они быстро устают, внимание становится рассеянным, они не могут долго следовать даже одноступенчатой словесной инструкции, не переносят полученные знания на новые задачи. У детей с ОВЗ очень часто встречаются такие психофизические отклонения как нарушение мелкой моторики рук, которое может быть вызвано, в свою очередь, различными заболеваниями нервной системы и физическими травмами. В свою очередьразвитие тонких движений рук непосредственно влияет на функционирование головного мозга, на речевой и двигательный аппараты ребенка.Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза; к навыкам мелкой моторики относятся : способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т. д. К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета; решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. Экспериментально было доказала, что рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идёт параллельно с развитием тонких движений пальцев рук, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой. Моторика относится к высшим психическим функциям. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, всех психических процессов(внимание, память, мышление, восприятие, речь). Тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребёнка более чёткой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребёнку к познавательной и творческой активности. У детей речевое развитие начинается с достижения достаточной точности движений пальцев. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с детским церебральным параличом (ДЦП). Дети с ДЦП сталкиваются с серьёзными двигательными нарушениями, которые ограничивают их способность к самостоятельной деятельности и передвижению. Это приводит к зависимости от окружающих. Кроме того, у них затруднено формирование целостного восприятия окружающего мира из-за отсутствия координации между зрительным, двигательным и тактильным восприятием. Это усложняет приобретение навыков самообслуживания и трудовой деятельности. Нарушения координации движений рук у детей с интеллектуальными нарушениями отмечаются многими исследователями. Такие дети не могут целенаправленно управлять своими движениями, что затрудняет их взаимодействие с окружающим миром.Методические рекомендацииИгрушки для развития мелкой моторикиПирамидки, матрёшки — развивают моторику, логику, тактильную чувствительность и восприятие форм и цветов.Кубики — помогают строить конструкции, развивают пространственное мышление, внимание и логику.Рамки и вкладыши — способствуют развитию моторики, внимания и логического мышления.Пазлы — развивают моторику, самостоятельность, восприятие цвета и целостное восприятие предмета. Массаж кистей рук и пальцев. Массаж для ребёнка должен быть комфортным: поглаживание, растирание и вибрация. Поглаживание медленное, растирание – с умеренным давлением, вибрация – лёгкими ударами. Движения от пальцев до запястья 3–5 минут ежедневно или через день, 10–12 раз. Сгибание и разгибание пальцев стимулируют активность другой руки, так как речевые центры мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев.Пила-Имитация пиления: ребром ладони.Стих: «Пили, пила, зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!»Тесто-Вращательные движения основанием кисти.Стих: «Тесто месим, напечем пирогов с капустой и грибами. Угостить вас пирогами?»Терка-Движение костяшками сжатых пальцев вверх-вниз и из стороны в сторону.Стих: «Дружно маме помогаем, теркой свеклу натираем, варим щи».Дрель-Движение по принципу буравчика.Стих: «Папа дрель берет, она жужжит, грызет дырочку в стенке!»Клещи-Щипцами из согнутых пальцев: от ногтей к основанию.Стих: «Клещи ухватили гвоздь, выдернуть пытаются, если постараются».Морозко-Растирание замерзших рук.Стих: «Заморозил нас Морозко, влез под воротник, как воришка».Мячики-Сжимание и разжимание мячиков.Стих: «Крепко мячики сжимаем, мышцы напрягаем, чтобы пальцы не боялись труда».Тренажёры для развития мелкой моторики.Это специальные пособия, изготовленные на фабриках или своими руками (сшитые из ткани или из картона, а также на доске).Упражнения с мячами, шариками- учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;- катать по часовой стрелке;- сжимать и разжимать;- подбрасывать и ловить.Упражнения с предметами.«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера, формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие 1бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.Игры для развития тонкой моторики и координации движений.«Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно использовать: работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, вышивание, вязание, плетение.Упражнения для пальцев и кистиЛягушкиРазжимание и сжатие кулачков: вытягиваем руки вперёд, сжимаем и разжимаем кулачки, затем кладём их на стол пальцами вниз, резко распрямляем пальцы и опять сжимаем.Куст крапивыПотягивание пальцев: потягиваем пальцы одной руки другой, тянем указательный палец большим и указательным пальцами другой руки, затем меняем руки.ПальчикиПересчёт и сжатие: считаем пальчики, сжимаем их в кулак, меняем руки, затем выполняем движения, как будто одеваем детей.Игра "Червячки"Ползущие движения: сжимаем кулачки, подтягиваем пальцы к ладони, идём по столу указательным и средним пальцами, раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз..Игры с бумагойСпособствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.- Складывание различных фигур.- Разрывание бумаги на мелкие части.- Комкание и скатывание бумажного мячика.- Плетение.- Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.Игры с пуговицами – пуговичный массажСпособствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.-катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди,- заполнять просторную коробку пуговицами,- перетереть пуговицы между ладонями,- пересыпать их из ладошки в ладошки,- найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д.,- застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы.- пришивание пуговицы на столе,- складывание пуговиц «пирамидкой»,- решение задач при помощи пуговиц,- составление узора из пуговиц.Игры с крупами Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,-пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки),- «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные предметы),- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,ШнуровкиСпособствуют развитию моторики, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.Игры с водой и песком Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.- «закапывание» игрушки, предмета,- поиск «клада»,- различные изображения (рисование) на песке,- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой,- раскрашивание воды (опыты с водой)Штриховка Способствует развитию мелкой моторики, умение правильно и уверенно держать карандаш, ориентировка на листе бумаги, развитие внимания, усидчивости, развитие мускульной памяти.Игры с прищепкамиСпособствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.- Перекладывать с одной руки в другую,- доставать прищепки из корзинки,- прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги, Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными, рука подготовиться к письму. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память, формируется художественный вкус. Таким образом, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ОВЗ, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.Хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта! Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев!
-