Публикации Урок с включением дидактических элементов по финансовой грамотности в доу

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок с включением дидактических элементов по финансовой грамотности в доу
Автор: Степаненко Ольга Владимировна

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДЕНЕГ» – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОУПояснительная записка:Данная методическая разработка занятия предназначена для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) и направлена на формирование у них первоначальных представлений о финансовой грамотности. В современном мире, где экономические отношения играют значительную роль, важно заложить основы разумного отношения к деньгам и рационального потребления с раннего возраста. ФГОС ДО предусматривает формирование у дошкольников основ экономической культуры, поэтому данное занятие призвановнести вклад в достижение этих целей. Занятие построено с использованием дидактических игр, сюрпризных моментов и практической деятельности, что соответствует возрастнымособенностям детей и обеспечивает максимальную вовлеченность.Тема занятия: «Путешествие в Страну Денег»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие (формирование основ финансовой грамотности), Познавательное развитие (формирование представлений о деньгах, их назначении, способах получения), Речевое развитие (активизация словаря, составление связных высказываний).Цель занятия: Формирование у детей первоначальных представлений о деньгах, их роли в жизни человека, а такжевоспитание основ бережливости и рационального отношения к ним.Задачи занятия:
  • Образовательные:
  • Познакомить детей с понятием «деньги», их
  • происхождением (исторически обмен, затем монеты и купюры).
  • Познакомить с основными видами денег (монеты, купюры), их отличительными признаками (размер, цвет, номинал – в доступной форме).
  • Сформировать представление о назначении денег: для покупки товаров и услуг.
  • Познакомить с понятиями «цена», «покупка», «продавец»,
  • «покупатель».
  • Актуализировать знания о необходимых и желаемых покупках.
  • Развивающие:
  • Развивать познавательный интерес к теме экономики и финансов.
  • Развивать логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать мелкую моторику рук в процессе практической деятельности (работа с «деньгами», «товарами»).
  • Развивать речь: обогащать и активизировать словарь по теме (деньги, монета, купюра, кошелек, магазин, продавец, покупатель, цена, купить, продать, потратить, накопить, заработать).
  • Развивать внимание, память, усидчивость.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к деньгам, понимание их ценности.
  • Формировать основы рационального потребительского поведения (отличать «хочу» от «надо»).
  • Воспитывать честность, ответственность, умение договариваться в процессе игры.
  • Формировать уважение к труду взрослых, который приносит доход.
  • Предварительная работа:
  • Беседы: «Что такое деньги?», «Откуда берутся деньги?»,
  • «Зачем нужны деньги?».
  • Рассматривание: Игрушечных денег, настоящих монет (под присмотром педагога).
  • Чтение: Стихов, рассказов, сказок на тему денег, труда, бережливости (например, «Камень, ножницы, бумага» С.
  • Маршака, «Копеечка» А. Барто, отрывки из сказок, где герои что- то покупают или зарабатывают).
  • Дидактические игры: «Что можно купить?», «На что потратить?», «У кого больше?».
  • Подготовка материалов:
  • Демонстрационный материал: Изображения
  • исторических денег (ракушки, камни), старинных монет и купюр (если есть возможность), современных монет и купюр (образцы для ознакомления), картинки сизображением различных товаров и услуг (доступных для понимания детям).
  • Раздаточный материал:
  • Игрушечные деньги (монеты и купюры разного
  • «номинала» в доступной форме, например, 1, 5, 10;10, 50, 100).
  • Игрушечные товары (фрукты, овощи, игрушки,
  • канцелярские товары) с указанием «цены» (написана или обозначена символами).
  • Макеты магазинов (например, «Продуктовый»,
  • «Игрушечный», «Книжный»).
  • Кошельки или мешочки для «денег».
  • Карточки с изображением «труда» (воспитатель, врач, строитель, продавец, художник).
  • Карточки с изображением «покупка» (продукты, игрушки, одежда, услуги – например, билет в кино).
  • Карточки с изображением «необходимых» и
  • «желаемых» покупок (для обсуждения).
  • Большой лист ватмана или доска для составления
  • «Копилки желаний».
  • Музыкальное сопровождение: Веселая, динамичная музыка для игр, спокойная для беседы.
  • Методы и приемы:
  • Словесный: Беседа, рассказ, загадки, объяснение, проблемный вопрос, художественное слово.
  • Наглядный: Демонстрация иллюстраций, образцов, макетов.
  • Практический: Дидактические игры, сюжетно-ролевая игра, практическое выполнение заданий.
  • Игровой: Использование игры как ведущей деятельности для освоения материала.
  • Метод стимулирования: Поощрение, похвала, создание ситуации успеха.
  • Структура занятия:
  • Организационный момент (3 минуты)
  • Цель: Создание положительного эмоционального настроя, организация внимания детей.
  • Содержание:
  • Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им поздороваться друг с другом и с гостями.
  • Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправимся в
  • удивительное путешествие! А куда именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)Отлично! А зачем нам книги? (Чтобы читать, узнавать новое). Правильно! А чтобы купить книгу, что нам нужно?»
  • Дети предлагают свои варианты.
  • Воспитатель: «Сегодня мы узнаем, как называются эти волшебные помощники, которые помогают нам покупать книги, игрушки, вкусную еду и многое другое!»
  • Вводная часть: Знакомство с понятием «Деньги» (10 минут)
  • Цель: Формирование первоначального представления о деньгах, их назначении.
  • Содержание:
  • Воспитатель: «Эти волшебные помощники называются
  • деньги! Деньги – это специальные знаки, которые люди используют для обмена. Давным-давно, когда денег еще не было, люди обменивались вещами. Я давал тебе зерно, а ты мне шкуру животного. Это называлось бартер». (Воспитатель показывает картинки с изображением бартера).
  • «Но такой обмен был не всегда удобен. Потом люди придумали другие деньги. Посмотрите, какие они были
  • разные!» (Воспитатель показывает изображения старинных монет, ракушек, камней).
  • «А сейчас во всем мире люди используют монеты и
  • купюры». (Воспитатель демонстрирует настоящие монеты и купюры, если это безопасно и доступно, либо их реалистичные изображения. Обращает внимание на разные размеры, цвета, рисунки).
  • «Каждая монета и каждая купюра имеет свою цену это сколько она «стоит», сколько за нее можно купить. Чем больше цифра или рисунок на деньгах, тем больше их ценность».
  • Дидактическая игра «Что было раньше, что стало сейчас?»:
  • Воспитатель показывает картинки, изображающие различные способы обмена и деньги разных эпох. Дети должны расположить их в хронологическом порядке, начиная с самого древнего.
  • Воспитатель: «Посмотрите, ребята, деньги бывают разными. Но главное их назначение – помогать нам приобретать то, что нам нужно».
  • Основная часть: Развитие представлений о назначении денег и их получении (25 минут)
  • Цель: Формирование понимания, что деньги зарабатываются трудом и используются для покупок.
  • Содержание:
  • Беседа «Зачем нужны деньги?»:
  • Воспитатель: «А зачем нам нужны деньги? Что мы можем на них купить?» (Дети называют: еду, одежду, игрушки, книги, оплатить проезд, сходить в кино).
  • Воспитатель: «Правильно! Деньги нужны для того, чтобы покупать товары (предметы) и
  • оплачивать услуги (действия, которые выполняютлюди для нас, например, поездка в автобусе, поход к врачу)».
  • **Дидактическая игра «Магазин»: **
  • Дети делятся на две группы: «Продавцы» и
  • «Покупатели».
  • На столе раскладываются игрушечные товары (фрукты, овощи, игрушки, предметы гигиены) с указанием «цены» (кружочками, цифрами).
  • «Продавцы» раскладывают «деньги» (игрушечные монеты и купюры) в «кассу» (коробка).
  • «Покупатели» получают определенное количество
  • «денег» (по договоренности, например, 10 «монет»).
  • Дети подходят к «прилавку», выбирают товар,
  • «оплачивают» его, отдавая «деньги» продавцу.Продавец проверяет, достаточно ли «денег», и отдает товар.
  • Воспитатель выступает в роли консультанта, помогает детям ориентироваться в «ценах», напоминает правила игры.
  • Важно провести игру несколько раз, меняя роли.
  • Беседа «Как появляются деньги?»:
  • Воспитатель: «А откуда у людей берутся деньги?
  • Деньги не растут на деревьях, и они не появляются из ниоткуда».
  • Воспитатель показывает картинки с изображением людей разных профессий, занимающихся трудом
  • (врач, учитель, строитель, продавец, художник, водитель).
  • Воспитатель: «Каждый человек трудится, выполняет какую-то работу, чтобы получить деньги. То, что человек делает, называется труд. А деньги, которые он получает за свой труд, называются зарплата. Чем больше и сложнее труд, тем больше может быть
  • зарплата».
  • Дидактическая игра «Чья работа чьи деньги?»:
  • На одной стороне стола раскладываются картинки с изображением различных профессий (труда). На другой – картинки с изображением того, что можно приобрести на заработанные деньги (например, врач лекарства, учитель книги, строитель
  • стройматериалы, продавец – товары с полки магазина, художник – краски, водитель – билет на транспорт).
  • Дети должны соединить картинку с профессией с картинкой того, что можно купить на заработанные деньги.
  • Воспитатель: «Видите, ребята, каждая профессия важна и нужна, и каждая помогает людям получить деньги, чтобы потом купить все необходимое».
  • Практическая часть: Рациональное отношение к деньгам (15 минут)
  • Цель: Формирование представлений о бережливости, разумном потреблении.
  • Содержание:
  • Беседа «Что такое «хочу» и «надо»?»:
  • Воспитатель: «Ребята, когда мы приходим в магазин, мы видим очень много всего интересного! Глаза
  • разбегаются! Но можем ли мы купить все, что захотим?»
  • «Давайте подумаем. Что нам нужно купить? (Еда, одежда, обувь, лекарства). А что мы
  • просто хотим купить? (Новую игрушку, еще одну конфету, красивую ленточку)».
  • «Очень важно отличать то, что нам нужно, от того, что мы просто хотим. Деньги лучше всего тратить сначала на самое необходимое».
  • Дидактическая игра «Нужно или хочу?»:
  • Воспитатель показывает детям картинки с
  • изображением различных покупок. Дети должны разделить их на две группы: «Нужно» и «Хочу».
  • Примеры: хлеб (нужно), новая машина (хочу), ботинки (нужно), еще одна кукла (хочу), лекарства (нужно),
  • билет в кино (хочу).
  • Обсуждение: Почему вы так решили?
  • Беседа «Как сберечь деньги?»:
  • Воспитатель: «А как вы думаете, как можно сберечь деньги? Если у нас есть деньги, но мы не хотим их тратить сразу, куда мы их можем положить?» (В кошелек, в копилку).
  • «Копилка – это такой специальный домик для денег, который помогает нам их копить. Когда мы копим
  • деньги, мы можем потом купить что-то более ценное и нужное. Это называется накопить».
  • Практическое задание «Копилка желаний»:
  • Воспитатель предлагает детям нарисовать или вырезать из журналов то, что они хотели бы купить, но для этого нужно накопить деньги (например,
  • большой конструктор, красивое платье, велосипед).
  • Эти рисунки или вырезки наклеиваются на большой ватман «Копилка желаний».
  • Воспитатель: «Когда вы будете бережно относиться к своим игрушкам, не терять деньги, возможно, вам удастся накопить на что-то очень желанное!»
  • Заключительная часть (7 минут)
  • Цель: Обобщение знаний, рефлексия, закрепление
  • положительного отношения к финансовой грамотности.
  • Содержание:
  • Беседа-итог:
  • Воспитатель: «Ребята, мы сегодня с вами побывали в Стране Денег! Что нового вы узнали?»
  • «Что такое деньги?»
  • «Зачем они нужны?»
  • «Как люди получают деньги?»
  • «Что такое «нужно» и «хочу»?»
  • «Как можно сберечь деньги?»
  • Игра «Веселый кошелек»:
  • Воспитатель достает «волшебный кошелек» (красивую сумочку или мешочек).
  • Воспитатель: «В этом кошельке лежат слова, которые мы сегодня узнали. Я буду доставать слово, а вы должны будете объяснить, что оно означает».
  • Достаются слова: «деньги», «цена», «купить»,
  • «продать», «труд», «зарплата», «нужно», «хочу»,«копить».
  • Заключительное слово воспитателя:
  • «Вы все сегодня были очень внимательными и старательными! Вы узнали много нового о деньгах.
  • Помните, что деньги это не просто бумажки и монетки, они помогают нам жить, приобретать нужное и желаемое. Но очень важно относиться к нимбережно, разумно тратить и, возможно, копить на что- то важное. Спасибо вам за такое интересное путешествие!»
  • Воспитатель благодарит детей за активное участие.
  • Анализ занятия:Данное занятие направлено на решение задач по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
  • Образовательные задачи: Решены. Дети познакомились с основными понятиями (деньги, монеты, купюры, цена, покупка, продавец, покупатель, труд, зарплата, нужно/хочу, накопить), получили представление об истории денег и их назначении.
  • Развивающие задачи: Реализованы. Развивался познавательный интерес, логическое мышление (сравнение, классификация, причинно-следственные связи), мелкая моторика (в играх с «деньгами» и «товарами»), речь
  • (активизация словаря, составление высказываний), внимание, память, усидчивость.
  • Воспитательные задачи: Реализованы. Воспитывалось
  • бережное отношение к деньгам, понимание ценности труда, основы рационального потребительского поведения, честность и ответственность в играх.Применение дидактических элементов:
  • Дидактическая игра «Что было раньше, что стало
  • сейчас?»: Позволила наглядно представить эволюцию денег, стимулировала хронологическое мышление.
  • Дидактическая игра «Магазин»: Создала условия для практического применения знаний о покупке и продаже, закрепления понятий «цена», «продавец», «покупатель»,
  • «деньги».
  • Дидактическая игра «Чья работа чьи
  • деньги?»: Актуализировала знания о связи труда и дохода, показала разнообразие профессий и их значимость.
  • Дидактическая игра «Нужно или хочу?»: Способствовала формированию навыков анализа и классификации, помогала детям разграничивать базовые потребности и желания.
  • Практическое задание «Копилка желаний»: Стимулировало формирование установки на сбережения, визуализировало цель накопления.
  • Игра «Веселый кошелек»: Послужила инструментом для
  • обобщения и закрепления лексического материала в игровой форме.Практическая ценность:Данная разработка имеет высокую практическую ценность, так как:
  • Соответствует возрастным особенностям: Использование игры, наглядности, доступной лексики делает материал понятным и интересным для дошкольников.
  • Систематизирует знания: Представляет информацию о
  • финансах в логичной, последовательной форме, от простого к сложному.
  • Предлагает конкретные дидактические материалы и игры: Педагог может легко адаптировать и использовать предложенные игры и задания в своей работе.
  • Способствует формированию базовых
  • навыков: Закладывает основы финансовой грамотности, которые будут развиваться в дальнейшем.
  • Легко интегрируется: Может быть проведено как отдельное занятие, так и включено в другие образовательные области (например, в социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие).
  • Взаимодействие с родителями (рекомендации):Для закрепления полученных знаний и формирования устойчивыхнавыков финансовой грамотности, воспитатель может рекомендовать родителям:
  • Проводить беседы дома: Обсуждать с ребенком, как семья зарабатывает деньги, на что их тратит, как планирует бюджет (в доступной форме).
  • Использовать «карманные деньги»: Выделять ребенку небольшую сумму «карманных денег» (по возрасту) и учить его распоряжаться ими разумно, планировать покупки, копить на желаемое.
  • Играть в «Магазин» дома: Использовать игрушечные деньги для игр, чтобы ребенок мог практиковать навыки покупки и продажи.
  • Объяснять ценность труда: Поощрять ребенка за помощь по дому, объясняя, что труд приносит пользу и может быть вознагражден.
  • Обсуждать рекламу: Учить детей критически относиться к рекламе, понимать, что не все, что рекламируется, является необходимостью.
  • Читать соответствующую литературу: Предлагать детям книги и сказки на тему денег и бережливости.
  • Заключение:Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста важная задача современного образования. Использование дидактических элементов, игровых технологий, наглядныхматериалов, как представлено в данной разработке, позволяет сделать этот процесс не только эффективным, но и увлекательным. Путешествие в «Страну Денег» помогает детям осознать ценность денег, понять их назначение, научиться разумно распоряжаться ресурсами и формировать ответственное отношение к своемубудущему. Воспитание финансовой грамотности с раннего возраста – это вклад в формирование экономически активной, ответственной и разумной личности.
    -