Публикации
Урок с включением дидактических элементов по финансовой грамотности в доу
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок с включением дидактических элементов по финансовой грамотности в доу
Автор: Степаненко Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок с включением дидактических элементов по финансовой грамотности в доу
Автор: Степаненко Ольга Владимировна
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДЕНЕГ» – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОУПояснительная записка:Данная методическая разработка занятия предназначена для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) и направлена на формирование у них первоначальных представлений о финансовой грамотности. В современном мире, где экономические отношения играют значительную роль, важно заложить основы разумного отношения к деньгам и рационального потребления с раннего возраста. ФГОС ДО предусматривает формирование у дошкольников основ экономической культуры, поэтому данное занятие призвановнести вклад в достижение этих целей. Занятие построено с использованием дидактических игр, сюрпризных моментов и практической деятельности, что соответствует возрастнымособенностям детей и обеспечивает максимальную вовлеченность.Тема занятия: «Путешествие в Страну Денег»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие (формирование основ финансовой грамотности), Познавательное развитие (формирование представлений о деньгах, их назначении, способах получения), Речевое развитие (активизация словаря, составление связных высказываний).Цель занятия: Формирование у детей первоначальных представлений о деньгах, их роли в жизни человека, а такжевоспитание основ бережливости и рационального отношения к ним.Задачи занятия:Образовательные: Познакомить детей с понятием «деньги», их происхождением (исторически – обмен, затем монеты и купюры).Познакомить с основными видами денег (монеты, купюры), их отличительными признаками (размер, цвет, номинал – в доступной форме). Сформировать представление о назначении денег: для покупки товаров и услуг. Познакомить с понятиями «цена», «покупка», «продавец», «покупатель».Актуализировать знания о необходимых и желаемых покупках. Развивающие: Развивать познавательный интерес к теме экономики и финансов. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать мелкую моторику рук в процессе практической деятельности (работа с «деньгами», «товарами»). Развивать речь: обогащать и активизировать словарь по теме (деньги, монета, купюра, кошелек, магазин, продавец, покупатель, цена, купить, продать, потратить, накопить, заработать). Развивать внимание, память, усидчивость. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деньгам, понимание их ценности. Формировать основы рационального потребительского поведения (отличать «хочу» от «надо»). Воспитывать честность, ответственность, умение договариваться в процессе игры. Формировать уважение к труду взрослых, который приносит доход. Предварительная работа:Беседы: «Что такое деньги?», «Откуда берутся деньги?», «Зачем нужны деньги?».Рассматривание: Игрушечных денег, настоящих монет (под присмотром педагога). Чтение: Стихов, рассказов, сказок на тему денег, труда, бережливости (например, «Камень, ножницы, бумага» С. Маршака, «Копеечка» А. Барто, отрывки из сказок, где герои что- то покупают или зарабатывают).Дидактические игры: «Что можно купить?», «На что потратить?», «У кого больше?». Подготовка материалов: Демонстрационный материал: Изображения исторических денег (ракушки, камни), старинных монет и купюр (если есть возможность), современных монет и купюр (образцы для ознакомления), картинки сизображением различных товаров и услуг (доступных для понимания детям).Раздаточный материал: Игрушечные деньги (монеты и купюры разного «номинала» – в доступной форме, например, 1, 5, 10;10, 50, 100).Игрушечные товары (фрукты, овощи, игрушки, канцелярские товары) с указанием «цены» (написана или обозначена символами).Макеты магазинов (например, «Продуктовый», «Игрушечный», «Книжный»).Кошельки или мешочки для «денег». Карточки с изображением «труда» (воспитатель, врач, строитель, продавец, художник). Карточки с изображением «покупка» (продукты, игрушки, одежда, услуги – например, билет в кино). Карточки с изображением «необходимых» и «желаемых» покупок (для обсуждения).Большой лист ватмана или доска для составления «Копилки желаний».Музыкальное сопровождение: Веселая, динамичная музыка для игр, спокойная для беседы. Методы и приемы:Словесный: Беседа, рассказ, загадки, объяснение, проблемный вопрос, художественное слово. Наглядный: Демонстрация иллюстраций, образцов, макетов. Практический: Дидактические игры, сюжетно-ролевая игра, практическое выполнение заданий. Игровой: Использование игры как ведущей деятельности для освоения материала. Метод стимулирования: Поощрение, похвала, создание ситуации успеха. Структура занятия:Организационный момент (3 минуты) Цель: Создание положительного эмоционального настроя, организация внимания детей. Содержание: Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им поздороваться друг с другом и с гостями. Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие! А куда именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)Отлично! А зачем нам книги? (Чтобы читать, узнавать новое). Правильно! А чтобы купить книгу, что нам нужно?»Дети предлагают свои варианты. Воспитатель: «Сегодня мы узнаем, как называются эти волшебные помощники, которые помогают нам покупать книги, игрушки, вкусную еду и многое другое!» Вводная часть: Знакомство с понятием «Деньги» (10 минут) Цель: Формирование первоначального представления о деньгах, их назначении. Содержание: Воспитатель: «Эти волшебные помощники называются – деньги! Деньги – это специальные знаки, которые люди используют для обмена. Давным-давно, когда денег еще не было, люди обменивались вещами. Я давал тебе зерно, а ты мне – шкуру животного. Это называлось бартер». (Воспитатель показывает картинки с изображением бартера).«Но такой обмен был не всегда удобен. Потом люди придумали другие деньги. Посмотрите, какие они были разные!» (Воспитатель показывает изображения старинных монет, ракушек, камней).«А сейчас во всем мире люди используют монеты и купюры». (Воспитатель демонстрирует настоящие монеты и купюры, если это безопасно и доступно, либо их реалистичные изображения. Обращает внимание на разные размеры, цвета, рисунки).«Каждая монета и каждая купюра имеет свою цену – это сколько она «стоит», сколько за нее можно купить. Чем больше цифра или рисунок на деньгах, тем больше их ценность». Дидактическая игра «Что было раньше, что стало сейчас?»: Воспитатель показывает картинки, изображающие различные способы обмена и деньги разных эпох. Дети должны расположить их в хронологическом порядке, начиная с самого древнего. Воспитатель: «Посмотрите, ребята, деньги бывают разными. Но главное их назначение – помогать нам приобретать то, что нам нужно». Основная часть: Развитие представлений о назначении денег и их получении (25 минут) Цель: Формирование понимания, что деньги зарабатываются трудом и используются для покупок. Содержание: Беседа «Зачем нужны деньги?»: Воспитатель: «А зачем нам нужны деньги? Что мы можем на них купить?» (Дети называют: еду, одежду, игрушки, книги, оплатить проезд, сходить в кино). Воспитатель: «Правильно! Деньги нужны для того, чтобы покупать товары (предметы) и оплачивать услуги (действия, которые выполняютлюди для нас, например, поездка в автобусе, поход к врачу)».**Дидактическая игра «Магазин»: ** Дети делятся на две группы: «Продавцы» и «Покупатели».На столе раскладываются игрушечные товары (фрукты, овощи, игрушки, предметы гигиены) с указанием «цены» (кружочками, цифрами). «Продавцы» раскладывают «деньги» (игрушечные монеты и купюры) в «кассу» (коробка). «Покупатели» получают определенное количество «денег» (по договоренности, например, 10 «монет»).Дети подходят к «прилавку», выбирают товар, «оплачивают» его, отдавая «деньги» продавцу.Продавец проверяет, достаточно ли «денег», и отдает товар.Воспитатель выступает в роли консультанта, помогает детям ориентироваться в «ценах», напоминает правила игры. Важно провести игру несколько раз, меняя роли. Беседа «Как появляются деньги?»: Воспитатель: «А откуда у людей берутся деньги? Деньги не растут на деревьях, и они не появляются из ниоткуда».Воспитатель показывает картинки с изображением людей разных профессий, занимающихся трудом (врач, учитель, строитель, продавец, художник, водитель).Воспитатель: «Каждый человек трудится, выполняет какую-то работу, чтобы получить деньги. То, что человек делает, называется труд. А деньги, которые он получает за свой труд, называются зарплата. Чем больше и сложнее труд, тем больше может быть зарплата».Дидактическая игра «Чья работа – чьи деньги?»: На одной стороне стола раскладываются картинки с изображением различных профессий (труда). На другой – картинки с изображением того, что можно приобрести на заработанные деньги (например, врач – лекарства, учитель – книги, строитель – стройматериалы, продавец – товары с полки магазина, художник – краски, водитель – билет на транспорт).Дети должны соединить картинку с профессией с картинкой того, что можно купить на заработанные деньги. Воспитатель: «Видите, ребята, каждая профессия важна и нужна, и каждая помогает людям получить деньги, чтобы потом купить все необходимое». Практическая часть: Рациональное отношение к деньгам (15 минут) Цель: Формирование представлений о бережливости, разумном потреблении. Содержание: Беседа «Что такое «хочу» и «надо»?»: Воспитатель: «Ребята, когда мы приходим в магазин, мы видим очень много всего интересного! Глаза разбегаются! Но можем ли мы купить все, что захотим?»«Давайте подумаем. Что нам нужно купить? (Еда, одежда, обувь, лекарства). А что мы просто хотим купить? (Новую игрушку, еще одну конфету, красивую ленточку)».«Очень важно отличать то, что нам нужно, от того, что мы просто хотим. Деньги лучше всего тратить сначала на самое необходимое». Дидактическая игра «Нужно или хочу?»: Воспитатель показывает детям картинки с изображением различных покупок. Дети должны разделить их на две группы: «Нужно» и «Хочу».Примеры: хлеб (нужно), новая машина (хочу), ботинки (нужно), еще одна кукла (хочу), лекарства (нужно), билет в кино (хочу).Обсуждение: Почему вы так решили? Беседа «Как сберечь деньги?»: Воспитатель: «А как вы думаете, как можно сберечь деньги? Если у нас есть деньги, но мы не хотим их тратить сразу, куда мы их можем положить?» (В кошелек, в копилку). «Копилка – это такой специальный домик для денег, который помогает нам их копить. Когда мы копим деньги, мы можем потом купить что-то более ценное и нужное. Это называется накопить».Практическое задание «Копилка желаний»: Воспитатель предлагает детям нарисовать или вырезать из журналов то, что они хотели бы купить, но для этого нужно накопить деньги (например, большой конструктор, красивое платье, велосипед).Эти рисунки или вырезки наклеиваются на большой ватман – «Копилка желаний». Воспитатель: «Когда вы будете бережно относиться к своим игрушкам, не терять деньги, возможно, вам удастся накопить на что-то очень желанное!» Заключительная часть (7 минут) Цель: Обобщение знаний, рефлексия, закрепление положительного отношения к финансовой грамотности.Содержание: Беседа-итог: Воспитатель: «Ребята, мы сегодня с вами побывали в Стране Денег! Что нового вы узнали?» «Что такое деньги?» «Зачем они нужны?» «Как люди получают деньги?» «Что такое «нужно» и «хочу»?» «Как можно сберечь деньги?» Игра «Веселый кошелек»: Воспитатель достает «волшебный кошелек» (красивую сумочку или мешочек). Воспитатель: «В этом кошельке лежат слова, которые мы сегодня узнали. Я буду доставать слово, а вы должны будете объяснить, что оно означает». Достаются слова: «деньги», «цена», «купить», «продать», «труд», «зарплата», «нужно», «хочу»,«копить».Заключительное слово воспитателя: «Вы все сегодня были очень внимательными и старательными! Вы узнали много нового о деньгах. Помните, что деньги – это не просто бумажки и монетки, они помогают нам жить, приобретать нужное и желаемое. Но очень важно относиться к нимбережно, разумно тратить и, возможно, копить на что- то важное. Спасибо вам за такое интересное путешествие!»Воспитатель благодарит детей за активное участие. Анализ занятия:Данное занятие направлено на решение задач по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы, что соответствует требованиям ФГОС ДО.Образовательные задачи: Решены. Дети познакомились с основными понятиями (деньги, монеты, купюры, цена, покупка, продавец, покупатель, труд, зарплата, нужно/хочу, накопить), получили представление об истории денег и их назначении. Развивающие задачи: Реализованы. Развивался познавательный интерес, логическое мышление (сравнение, классификация, причинно-следственные связи), мелкая моторика (в играх с «деньгами» и «товарами»), речь (активизация словаря, составление высказываний), внимание, память, усидчивость.Воспитательные задачи: Реализованы. Воспитывалось бережное отношение к деньгам, понимание ценности труда, основы рационального потребительского поведения, честность и ответственность в играх.Применение дидактических элементов:Дидактическая игра «Что было раньше, что стало сейчас?»: Позволила наглядно представить эволюцию денег, стимулировала хронологическое мышление.Дидактическая игра «Магазин»: Создала условия для практического применения знаний о покупке и продаже, закрепления понятий «цена», «продавец», «покупатель», «деньги».Дидактическая игра «Чья работа – чьи деньги?»: Актуализировала знания о связи труда и дохода, показала разнообразие профессий и их значимость.Дидактическая игра «Нужно или хочу?»: Способствовала формированию навыков анализа и классификации, помогала детям разграничивать базовые потребности и желания. Практическое задание «Копилка желаний»: Стимулировало формирование установки на сбережения, визуализировало цель накопления. Игра «Веселый кошелек»: Послужила инструментом для обобщения и закрепления лексического материала в игровой форме.Практическая ценность:Данная разработка имеет высокую практическую ценность, так как:Соответствует возрастным особенностям: Использование игры, наглядности, доступной лексики делает материал понятным и интересным для дошкольников. Систематизирует знания: Представляет информацию о финансах в логичной, последовательной форме, от простого к сложному.Предлагает конкретные дидактические материалы и игры: Педагог может легко адаптировать и использовать предложенные игры и задания в своей работе. Способствует формированию базовых навыков: Закладывает основы финансовой грамотности, которые будут развиваться в дальнейшем.Легко интегрируется: Может быть проведено как отдельное занятие, так и включено в другие образовательные области (например, в социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие). Взаимодействие с родителями (рекомендации):Для закрепления полученных знаний и формирования устойчивыхнавыков финансовой грамотности, воспитатель может рекомендовать родителям:Проводить беседы дома: Обсуждать с ребенком, как семья зарабатывает деньги, на что их тратит, как планирует бюджет (в доступной форме). Использовать «карманные деньги»: Выделять ребенку небольшую сумму «карманных денег» (по возрасту) и учить его распоряжаться ими разумно, планировать покупки, копить на желаемое. Играть в «Магазин» дома: Использовать игрушечные деньги для игр, чтобы ребенок мог практиковать навыки покупки и продажи. Объяснять ценность труда: Поощрять ребенка за помощь по дому, объясняя, что труд приносит пользу и может быть вознагражден. Обсуждать рекламу: Учить детей критически относиться к рекламе, понимать, что не все, что рекламируется, является необходимостью. Читать соответствующую литературу: Предлагать детям книги и сказки на тему денег и бережливости. Заключение:Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста – важная задача современного образования. Использование дидактических элементов, игровых технологий, наглядныхматериалов, как представлено в данной разработке, позволяет сделать этот процесс не только эффективным, но и увлекательным. Путешествие в «Страну Денег» помогает детям осознать ценность денег, понять их назначение, научиться разумно распоряжаться ресурсами и формировать ответственное отношение к своемубудущему. Воспитание финансовой грамотности с раннего возраста – это вклад в формирование экономически активной, ответственной и разумной личности.
