Публикации
Опыт зарубежных стран в борьбе с преступностью несовершеннолетних
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт зарубежных стран в борьбе с преступностью несовершеннолетних
Автор: Байрамова Алиме Халитовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт зарубежных стран в борьбе с преступностью несовершеннолетних
Автор: Байрамова Алиме Халитовна
Опыт зарубежных стран в борьбе с преступностью несовершеннолетнихПреступность как негативное социальное явление, препятствующее всестороннему развитию современного общества, является крайне многогранным, охватывающим широкий спектр сфер человеческого взаимодействия. Преступность несовершеннолетних выступает составной частью общей преступности и в рассматриваемом контексте несёт в себе помимо нарушенных общественных отношений, которые охраняются государством, также и то, что сам факт совершения преступления несовершеннолетним указывает на, своего рода, недостатки в вопросе воздействия на ребёнка со стороны лиц, на которых возложена обязанность по воспитанию, заботе и прививанию общепринятых социальных ценностей и правовых стандартов, необходимых для формирования адаптированной к современному обществу личности.В рамках действующего уголовного законодательства несовершеннолетним признаётся лицо, совершившее преступление в возрасте от 14 до 18 лет. В вопросе противодействия преступности несовершеннолетних нельзя не учитывать то, что именно данный возрастной период является фундаментальным с позиции становления человеческой личности. Также, по мнению Е.Н. Федотовой, для данной возрастной группы имеет место восприимчивость к внешнему воздействию, которое несёт влияние как положительного, так и отрицательного характера [1].С учётом этой особенности личности несовершеннолетнего преступника, наиболее рациональным способом борьбы с преступностью несовершеннолетних являются предупредительные меры, направленные на недопущение совершения преступлений посредством воздействия на несовершеннолетнего путём диспозитивного убеждения, направленного на формирование правосознания, не позволяющего переступить черту закона. Именно меры профилактики преступности несовершеннолетних призваны выступить краеугольным камнем формирования стабильного и законопослушного будущего поколения.Безусловно, вопрос противодействия преступности несовершеннолетних является актуальным не только для России, но и для зарубежных стран, о чём свидетельствуют примеры применения различных методов, направленных на минимизацию совершения преступлений в подростковой среде.В качестве первого примера можно рассмотреть Нидерланды, государство, обладающее сравнительно низким уровнем преступности, как среди взрослого населения, так и несовершеннолетних, в целом, но в то же время, не лишённого проблемы совершения преступлений несовершеннолетними лицами. Социальная служба по вопросам детей в Нидерландах имеет достаточно обширный ряд полномочий, в том числе, и возможность взятия на контроль детей, находящихся в так называемой группе риска – совершивших правонарушение или мелкое преступление. Суть заключается в том, что социальная служба в этой стране свою деятельность осуществляет через определённые общественные программы (проекты), направленные на помощь социально незащищённым группам граждан. Проект, касающийся несовершеннолетних, называется Halt, и заключается в том, что после факта совершенного правонарушения или преступления, сотрудники социальных служб играют роль медиатора между несовершеннолетним правонарушителем и потерпевшей стороной, предлагая первому вместо привлечения к ответственности возмещение ущерба своими силами. С учётом того, что факт привлечения к ответственности в Нидерландах является достаточно значимым триггером в контексте преграды продвижения по социальной лестнице (невозможность поступления в учебное заведение, дальнейшее трудоустройство), то несовершеннолетние в 90% случаев склоняются к варианту возмещения ущерба [2].Данный пример социальной программы имеет некую схожесть с институтом применения принудительных мер воспитательного воздействия, существующего в уголовном праве России и регламентированным ст. 90 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) [3]. В п. «в» ч. 2 рассматриваемой статьи указан такой вид принудительных мер воспитательного воздействия, как возложение обязанности загладить причинённый вред [3], с отличием в пользу обязательного характера данной меры, а не избирательной, как в вышеизложенном примере.Также эффективным представляется опыт Великобритании, базирующийся на создании учреждений пенитенциарной системы, которые выступают альтернативой предварительного заключения. Ключевой идеей и концепцией таких учреждений является отграничение подростка от пагубного влияния тюремного заключения, а также, дополнительно, ребёнок участвует в различного рода психологических и учебных тренингах, направленных на укрепление семейных ценностей, развитие интеллектуальных способностей. При этом, осуществляется это в обстановке, максимально приближенной к домашнему пребыванию, а проводятся программы при участии педагогов и психологов [4].Отдельно следует рассмотреть Японию, государство, сформированное под влиянием самобытной культуры и многовековой истории, где само явление подростковой преступности активно порицается со стороны общества, не только с помощью морали, как социального регулятора, но и достаточно ярко выраженного социально-правового воздействия на данное явление [5].Как справедливо указывает И.П. Кузьмин, «сформированный годами японский опыт по профилактике преступности несовершеннолетних следует считать образцовым, чему способствует очень развитое гражданское общество, а также высокий уровень социальной ответственности позволяют осуществлять предупреждение подростковой преступности практически без привлечения к этому правоохранительных органов» [5].Японский профилактический подход базируется, в том числе, на превентивных мерах, учитывая не только проблемные группы подростков, склонных к совершению преступлений, но и охватывая и не склонных к преступности детей. В качестве примера можно привести общественную молодёжную организацию «Старшие братья и сёстры», члены которой берут под своё начало одного или нескольких детей, не акцентируя внимания на наличии девиантного поведения у лица, дети могут быть любые. В процессе такого наставничества с детьми проводятся беседы, организуется досуг, спортивные тренировки – иными словами, энергия ребёнка аккумулируется в позитивное русло, тем самым минимизируя возможность вступления ребёнка на преступный путь.Важно отметить, что участие в таких организациях является добровольным, что ещё раз подчёркивает высокий уровень правовой культуры и правосознания в Японии.Проанализировав опыт зарубежных стран в вопросе профилактики преступности несовершеннолетних, нельзя не отметить, что красной нитью всех методик проходит воспитательный подход, базирующийся на таком свойстве личности несовершеннолетнего преступника, как подверженность влиянию со стороны на этапе формирования жизненных установок подростка. Любой из рассмотренных примеров заслуживает имплементации в российское правовое поле, однако ключевым фактором успеха в решении проблемы преступности несовершеннолетних будет именно повышенное внимание к несовершеннолетнему со стороны лиц, на которых возложена обязанность по воспитанию ребёнка. Без приложенных усилий создание благоприятного правового микроклимата в детской среде практически невозможно. Список литературы1. Федотова, Е. Н. Особенности личности несовершеннолетнего преступника / Е. Н. Федотова // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 6. – С. 147-150. 2. Кузьмин, И. П. Зарубежный опыт предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними / И. П. Кузьмин // Аммосов-2021 : Сборник материалов научно-практической конференции студентов СВФУ, Якутск, 12 апреля 2021 года. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2021. – С. 82-86.3. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон N 63-ФЗ от 13.06.1996 (ред. от 15.10.2025) // КонсультантПлюс : справочная правовая система [Офиц. сайт]. – URL : document/cons_doc_LAW_10699/?ysclid=m9k1xvbzuf326488708 – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный. 4. Сизов, К. В. Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних правонарушителей в зарубежных странах / К. В. Сизов, А. Г. Севостьянова // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе : материалы Всероссийской научной конференции обучающихся и молодых ученых с международным участием, Самара, 22 апреля 2022 года. Том Часть 3. – Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. – С. 116-118.5. Денисов, Н.Л. Влияние криминальной субкультуры на преступное поведение подростков // Преступность и культура. М., 2015. С. 42.
