Публикации
Воспитательный час по гражданской обороне
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательный час по гражданской обороне
Автор: Фостенко Раиса Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательный час по гражданской обороне
Автор: Фостенко Раиса Леонидовна
«Гражданская оборона - умей себя защитить»(для учащихся 5-7 классов)Подготовила учитель ОБЗР Фостенко Р. Л. г. Коркино, Челябинская область«Гражданская оборона - умей себя защитить».Цель – раскрыть значение понятия » гражданская оборона», научить правилам поведения в экстремальных ситуациях, способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и безопасности других людейЗадачи:познакомить учащихся с функциями Гражданской обороны, , с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время, формировать у учащихся понятие «гражданская оборона»; закрепить правила безопасного поведения при возникновении пожара ; развивать навыки самостоятельных действий при возникновении ЧС содействовать воспитанию ответственности за последствия своих поступков, чувства долга, готовности прийти на помощь в трудную минуту.Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки, отгадывание загадок, демонстрация видеоматериалов.Материалы и оборудования – схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации, стихи и загадки на пожарную тематику, аудиозапись «Внимание всем!», мультимедиа, компьютерная презентация.Ход мероприятияI. Организационный моментСегодня мы совершим путешествие по страницам очень важной книги , которая имеет название «Гражданская оборона» , эта книга нас научит, как выжить и защитить себя в любой чрезвычайной ситуации.В 2016 году впервые в России отмечают профессиональный праздник все те, кто имеет самое непосредственное отношение к службе гражданской обороны.А что же такое «Гражданская оборона»? Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.Ежегодно в организациях проводятся дни ГО.«Предупредить, научить, помочь» - этот девиз стал главным при проведении Дня гражданской обороны.Задачи ГО:1.Обучение населения в области ГО;2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или впоследствии этих действий, а также при возникновении ЧС;3.Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;4.Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий;5. Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или в следствии этих действий.II. Основная часть.Страница 1 « Историческая»Точкой отсчета в истории создания и развития ГО стало постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 года об утверждении "Положения о противовоздушной обороне территории СССР", согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. Созданная именно в то время местная противовоздушная оборона (МПВО) и легла в основу будущей Гражданской обороны страны. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения Гражданской обороны.В 1987 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, на ГО были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофаСтраница 2 « Внимание всем!»Одними из задач гражданской обороны являются:1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций. 2. Оповещение населения об опасности. Если Вы находитесь дома, в общественном месте и услышали звук сирены или звуковой сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ», то немедленно включите полную громкость приемника радиовещания на любой программе или включите телевизионный приемник на любой местный новостной канал.( Просмотр видеоролика « Сигнал гражданской обороны») Ознакомление с сигналами ГО в мирное и военное время и действиями населения- Какие средства защиты органов дыхания и кожи вы знаете? Предлагаю проверить свои знания о правилах поведения в некоторых ЧС. Работаем в командеИгра “Гонка за лидером”( класс делится на 2 команды, выбирают командира команды).Вопросы для 1 команды:Чем печально знаменита дата 26 апреля 1986 года? (авария на Чернобыльской АЭС) Назовите ваши действия, если вы оказались заложником. (Не конфликтовать, ограничить свои действия, спрашивать разрешения, использовать любую возможность на спасение). Токсичные вещества называют… (яды) Нарушение целостности кости называют. ..(переломом) Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей) Вопросы для 2 команды:Что делать, если вы обнаружили подозрительный предмет? (Не подходить близко, сообщить о находке в полицию) Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация) Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей) Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку) Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование) Практическое занятие по одеванию ватно-марлевых повязокСтраница 3 «При пожаре, как один, набираем 101».- Кого сегодня можно поздравить?День гражданской обороны России — это профессиональный праздник сотрудников МЧС: противопожарная служба, войска гражданской обороны, авиация, поисково-спасательные подразделения, работающие в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия.Чтобы вдруг не настигла стихия,Не накрыла внезапно беда,Мы должны принять меры такие,Чтоб отпор был готов ей всегда!Для победы решенья ищите,Пред стихией нельзя отступать,Солидарность с гражданской защитойВам поможет с бедой совладать.Все вы знаете о том, что миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека и верно служил ему. Огонь с нами всегда: и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках, при условии соблюдения пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добрый огонь тут же становится злым. По причине неосторожного обращения с огнем исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные людьми. Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека. Но чтобы его не бояться, нужно обязательно дружить с ним и использовать для своего блага, тогда дружба с огнем будет приносить только радость. А знакомы ли вы с огнем, мы сейчас узнаем!И мала, и зла, чуть свечу.Но уж если прилечу - много горя принесу.(Искра)В деревянном домикеПроживают гномики.Уж такие добряки –Раздают всем огоньки. (Спички)Могу я кротким быть порой,Ваш дом согрею я зимой.Но коль со мной играть возьмутся -Могу пожаром обернуться! (Огонь)Я мчусь с сиреной на пожар,Везу я воду с пеной.Потушим вмиг огонь и жарМы быстро, словно стрелы. (Пожар)С огнем бороться мы должны,С водою мы напарники,Мы очень людям всем нужны,Так кто же мы?(Пожарные)Решение ситуаций на примере литературных произведений-А знаете ли вы, как нужно действовать в чрезвычайных ситуациях. Сейчас мы в этом убедимся.«Лиса и волк»- русская народная сказка-показываем отрывок из сказки (ситуация поведения на льду МЧС)Волк пошел на реку, опустил свой хвост в прорубь и начал говорить:-Ловись рыбка и мала и велика!А лиса вслед за ним явилась, ходит около волка да приговаривает-Мерзни, мерзни волчий хвост!Вопрос:Что случилось с глупым волком? Почему хвост у волка примерз? Правильно ли действовал волк и почему?«Колобок» - русская народная сказка»-показываем отрывок из сказки (ситуация –незнакомец на улице МЧС)И лиса ласково пропела:-Ах как хороша твоя песенка! Да только вот слышу я плохо, сядь ко мне нана носок, да пропой еще разок!Вопрос: Как повел себя Колобок ? Из-за чего он пострадал?«Гуси лебеди» - русская народная сказка-показываем отрывок из сказки (ситуация – поведение на улице МЧС)Отец с матерью ушли, а Аленушка и позабыла что ей наказывали следить за братцем. Она посадила Иванушку на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Как вдруг налетели гуси-лебеди…Вопрос: Что произошло с маленьким братцем и почему? Как следовало поступить Аленушке, чтобы ее братец не пострадал?«Волк и семеро козлят»- русская народная сказка-показываем отрывок из сказки (ситуация –незнакомец и дверь МЧС)Как только коза ушла в лес, волк прибежал к избе, постучался и запел тоненьким голоском.Вопрос: Как повели себя козлята? Как следовало поступать и почему?«Морозко» - русская народная сказка- показываем отрывок из сказки (ситуация –зимой в лесу МЧС)Холод стал еще сильнее потрескивать, да пощелкивать. Морозко спросил:-Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?А деваца сидит, окаменевшая, чуть языком шевелит:-Ой тепло, Морозушко! Ой тепло батюшка!Вопрос: Что надо было делать падчерице, чтобы не замерзнуть?С задание вы справились. Молодцы!Страница 4 «Внимание! Опасно!»В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять? Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания. Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту). Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции. Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.Во всех перечисленных случаях:- не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;- зафиксируйте время обнаружения предмета;- постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем). Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.Страница 5 «Знаю и соблюдаю!»Работа в малых группах1 группа Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия2 группа 3 группа “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”3 группа “Если рядом прогремел взрыв”III. Итог занятия.-Что нового вы сегодня узнали?-Что было самым трудным?-Кто из вас хочет стать спасателем, работать в МЧС?Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации.До новых встреч. Будьте внимательны и осторожны.День гражданской обороныЧрезвычайные ситуации и безопасность человекаПодготовила учитель ОБЖФостенко Р.ЛТема: «Чрезвычайные ситуации и безопасность человека».Цель:1) дать понятие о чрезвычайной ситуации,2) развивать навыки самостоятельных действий при возникновении ЧС;3) содействовать воспитанию ответственности за последствия своих поступков.Содержание занятияОрганизационный момент. Чтобы вдруг не настигла стихия,Не накрыла внезапно беда,Мы должны принять меры такие,Чтоб отпор был готов ей всегда!Для победы решенья ищите,Пред стихией нельзя отступать,Солидарность с гражданской защитойВам поможет с бедой совладать.- Сегодня , 3 октября – День Гражданской обороны.Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Основными задачами в области гражданской обороны являются:подготовка населения в области гражданской обороны;оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;- Что такое чрезвычайная ситуация? От чего возникает чрезвычайная ситуация?- Вы должны знать не только причины возникновения чрезвычайной ситуации, но и правиладействий в таких ситуациях.II. «Информационный блок».Работа с толковым словарем В.Даля Понятийный аппаратБедствие – большое несчастье.Наводнение – стихийное бедствие – затопление суши водой, выступившей из берегов.Опасность – угроза чего-нибудь опасного (вред, несчастье).Стихия – явление природы, обнаруживающееся, как ничем не сдерживаемая сила.Чрезвычайная ситуация-это обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, стихийного бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей.III. . Блок. «Это должен знать каждый!»- Каждый из вас должен знать, какие предприятия находятся рядом со школой, домом, где вы живете, какие ядовитые сильнодействующие вещества они используют в производстве, как эти вещества воздействуют на организм человека, что надо делать, если случится авария на соседнем предприятии.- Население, проживающее в сейсмоопасном регионе, должно с малых лет быть готово спасти себя и своих близких при землетрясении.- В населенных пунктах, расположенных по берегам рек, где периодически случаются разливы, весеннее половодье, население должно уметь оградить свое жилище и себя от этого бедствия.- В условиях большой скученности жилых зданий (микрорайоны) особую опасность представляют пожары. Участившиеся за последнее время взрывы газа из-за нарушения правил его использования приводит не только к возникновению пожара, разрушению зданий, но нередко и к человеческим жертвам. Поэтому каждый должен хорошо знать не только причины возникновения пожара, но и правила действий при пожаре.IV.Блок «Пожарная безопасность».1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком— внизу меньше дыма.3. Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.Просмотр презентации Пожарная безопасностьКаковы причины пожара?неисправность электрических приборов; забывчивость (забыл выключить); искра (печь, камин); легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол); спички (игры со спичками); керосин, бензин, газ. V.Блок «Защитные мероприятия Гражданской обороны»Презентация по чрезвычайным ситуациямРассмотрим ситуации, когда возникает опасность другого характера:При воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и других современных средств нападения.Считается, что своевременное оповещение населения и возможность укрытия его за 10-15 мин после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении противником оружия массового поражения с 85 % до 4-7 %. Поэтому защита населения от оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества убежищ и укрытий будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения, организация которой возлагается на штабы гражданской обороны. Оповещение организуется для своевременного доведения до населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны об эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности и др.Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а также через местные радиовещательные станции.Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревогам Воздушная тревога!» Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала2-3 минуты. По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и все население укрывается в защитных сооружениях. Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу значительно сокращают потери людей.Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается органами гражданской обороны. По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание граждане! Отбой воздушной тревоги? Отбой воздушной тревоги». По этому сигналу население с разрешения комендантов (старших) убежищ и укрытий покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе.В городах (районах), по которым противник нанес удары оружием массового поражения, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения. Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса. По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть респиратор, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии - противогаз, взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие. Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости - и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении. Необходимо быть предельно внимательными и строго выполнять распоряжения органов гражданской обороны. О том, что опасность нападения противника миновала, и о порядке дальнейших действий распоряжение поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения. Основной способ оповещения населения. Содержание речевой информации.Основным способом оповещения населения о возникновении опасности и порядке действий является передача сообщения средствами радио и телевидения. При аварии на АЭС: «Внимание! Говорит штаб гражданскойобороны района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе поселка Новоспасский ожидается выпадению радиоактивных веществ. Населению поселка находиться в жилых домах. Провести герметизацию помещений и подготовиться к эвакуации. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями штаба ГО». При наводнении: «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! В связи с внезапным повышением уровня воды в реке Черемшан ожидается подтопление домов в районе улиц Некрасова, Речная, Железнодорожная и поселка Северный. Населению этих улиц и поселка собрать необходимые вещи, продукты питания на 3 дня, воду, отключить газ и электроэнергию и выйти в район школы № 7 для регистрации на сборном эвакопункте и отправки в безопасные районы». Примерно такие же сообщения будут переданы в случае угрозы других аварий, катастроф и стихийных бедствий. При возникновении угрозы нападения противника местными органами власти и штабами ГО с помощью средств массовой информации передаются населению постановления или распоряжения о порядке действий. С этого времени радиоточки, телевизоры должны быть постоянно включены для приема новых сообщений. В кратчайшие сроки население должно принять необходимые меры защиты и включиться в выполнение мероприятий, проводимых ГО. Работа в группах1.Правила поведения при пожаре.пожар, позвонить по телефону 01, сообщить фамилию, адрес, что и где горит. Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше. При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться. Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие. Когда приедут пожарные, выполнять все их указания. 2.Правила поведения при катастрофах и стихийных бедствияхВ случае угрозы землетрясения необходимо действовать следующим образом:1.Отключить газ, воду, электроэнергию, погасить огонь в печах, закрыть окна, балконы.2.Сообщить соседям об опасности, взять с собой необходимые вещи, документы, деньги, воду, продукты и, закрыв квартиру на ключ, выйти на улицу, детей держать за руку или на руках.3. Обратить внимание на поведение животных: перед землетрясением собаки воют, кошки выносят потомство наружу, и даже мыши бегут из домов.4. Реагировать немедленно на внешние признаки землетрясения: колебание почвы или здания, дребезжание стекол, раскачивание люстр, тонкие трещины в штукатурке. Надо помнить, что наибольшая опасность происходит от падающих предметов, частей потолка, стен, балконов и т.п.5.При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение 15-20 секунд по лестнице или через окна первого этажа (лифтом пользоваться опасно).6. Как только стихнут толчки, немедленно покиньте здание по лестнице, прижимая спиной к стене. Попробуйте выключить газ, воду, электроэнергию, захватите с собой дежурную аптечку, необходимые вещи, закройте дверь на ключ.7.Не допускайте своими действиями возникновения паники. При наличии в соседних квартирах детей и престарелых взломайте двери и помогите им выбраться на улицу, окажите первую помощь раненым, вызовите по телефону-автомату «скорую помощь» или отправьте посыльного в ближайшую больницу за врачом3.Правила поведения и действия населения при угрозе радиационного зараженияПри получении информации о радиационной опасности проведите следующие защитные мероприятия:• плотно закройте окна, двери, исключив попадания пыли в помещение; • ежедневно не менее 2-х раз проводите влажную уборку в помещениях; • без необходимости не выходите на улицу, не открывайте окна и двери; • в пищу используйте только консервированное молоко и пищевые продукты, не подвергшиеся радиоактивному загрязнению; • продукты питания поместите в полиэтиленовые пакеты, сделайте запасы воды в закрытых сосудах; • оборудуйте входные двери мягкими шторами, перед дверью поставьте ёмкость с водой, постелите коврик.4.Правила поведения при обнаружении взрывоопасного предметаПри обнаружении взрывоопасных предметов необходимо:— Сохранять спокойствие;— Немедленно сообщить о находке представителям спасательной службы по номеру 101;— Не курить;— Не пользоваться зажигалками, другими источниками открытого огня, а также предметами, которые могут его создавать;— Не касаться подозрительного предмета руками;— Ни в коем случае не пытаться перемещать взрывное устройство (подозрительный предмет) или изменять его положение;— Покинуть место, где обнаружен подозрительный предмет, при возможности организовать охрану на безопасном расстоянии.Запомните самые простые правила безопасности:Надо всегда быть готовым к опасности и уметь предвидеть её. Никогда не поддаваться панике. В любой ситуации сохранять присутствие духа. Всегда помнить, что безвыходных положений не бывает. Лучше избежать опасность, чем встретиться с ней лицом к лицу. Встретившись с опасностью, надо бороться с ней и не сдаваться. Помнить, что в борьбе с опасностью полезны не только сила и присутствие духа, но и знания. Всегда быть готовым оказать помощь человеку, попавшему в беду.
