Публикации
Урок литературы. Ролевая игра по "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок литературы. Ролевая игра по "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина
Автор: Свежинцева Татьяна Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок литературы. Ролевая игра по "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина
Автор: Свежинцева Татьяна Ивановна
Урок литературы в 5 классе «Ролевая игра по сказке А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» Учитель МКОУ «СОШ№6» ИМОСК Свежинцева Т.И. 2025 годТема. Обобщающий урок по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.Цели урока.Учить проектной деятельности. Учить планировать свою деятельность. Формировать читательские умения, навыки. Развивать творческие, познавательные способности, креативное мышление, воображение.Воспитывать любовь к литературе, чтению. Оборудование. Фигура А.С. Пушкина из картона. Декорации на сцене. Проектор. Ход урока.1.Организационный момент.Представление гостей. Объявление темы урока, целей.А.С. Пушкин…Мы знакомы с его сказками с раннего детства. Его творчество не оставляет никого равнодушными . Его произведения учат нас добру, милосердию, смелости , ответственности.Для нас А.С. Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник. Сегодня нам предстоит выяснить, насколько понята вами “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. В качестве эпиграфа взяты слова из пушкинской сказки “О золотом петушке”:Сказка – ложь, да в ней намек:Добрым молодцам урокУрок наш необычный, т.к. мы будем работать в группах, использовать задания с различным уровнем сложности. А потом поиграем.2.Повторение пройденного материала.I-й уровень сложности.1. Чей это портрет?Белолица, черноброваНраву кроткого такого. (Царевна.)2. Чей это портрет?Высока, стройна, бела,И умом и всем взяла,Но зато горда, ломлива,Своенравна и ревнива. (Царица.)3. Кто и к кому обращается со словами?Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я?Не губи меня, девица!А как буду я царица,Я пожалую тебя. (Царевна к Чернавке.)4. Кто и к кому обращается со словами?Что за диво!Все так чисто и красиво.Кто-то терем прибирал.Да хозяев поджидал. (Старший богатырь к царевне.)5. Кто и к кому обращается со словами?Не видал я девы красной,На стороже я стоюТолько в очередь мою. (Месяц к Королевичу Елисею.)II-й уровень сложности.1. Какие пословицы, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие – к царевне?При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. (Царица.)На языке мед, а на сердце – лед. (Царица.)Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)Белые руки чужие труды любят.Берут завидки на чужие пожитки.Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.Не всё то золото, что блестит.2. Какой персонаж видит такую картину?Только видит: вьется вьюга.Снег валится на поля,Вся белешенька земля. (1-ая Царица.)3. Какому эпизоду соответствует данное описание природы:Там за речкой тихоструйнойЕсть высокая гора,В ней глубокая нора…4. Восстановите полный текст пушкинских строк:Позвала к себе … (Чернавку)И наказывает ей,… девушке своей, (сенной)Весть царевну … лесную (в глушь)И, связав ее, живую… оставить там (под сосной)На съедение … (волкам).4.Ролевая игра. Вы стали участниками проекта Каждый получил роль и задание, во-первых, продумать, что он будет говорить, какие действия выполнять, проникнуться характером героя. Во-вторых, изготовить костюм. Поиграем, а потом поговорим, что получилось, а что, может быть, не совсем. ▌ Сцена 1: Царица и зеркальцеДействующие лица: Царица, ЗеркальцеЦарица: Зеркальце, скажи мне, кто на свете всех милее, всех румяней и белее?Зеркальце: Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.Царица: (смеется) Вот и славно!Сцена 2Царевна: Как жаль, что моя мама умерла, а Мачеха меня не любит.Сцена 3Мачеха: Что-то я давно не разговаривала со своим волшебным зеркальцем.Злая мачеха: О, волшебное зеркало, скажи мне, кто на свете всех милее?Зеркало: Ты, конечно, прекрасна, но царевна всех милее.Злая мачеха: Что?! Как это возможно? Я должна избавиться от этой царевны!▌ Сцена 4: Царица и 2 служанкиДействующие лица: Царица, СлужанкиЦарица: Отведите Царевну в лес, привяжите к дереву и оставьте на съедение зверям.Служанки: Хорошо, Царица.Сцена 51 Служанка: Давай не будем её привязывать, отпустим, а Царице скажем, что привязали.2.Служанка: Я согласна, Царевна такая добрая, жалко её.Сцена 6 Семь богатырейЦаревна: Ой, кто вы такие?Богатырь 1: Мы семь богатырей, и мы защитим тебя.Царевна: Спасибо вам, добрые богатыри.Сцена 7Мачеха: Что-то я давно не разговаривала со своим волшебным зеркальцем.Злая мачеха: О, волшебное зеркало, скажи мне, кто на свете всех милее?Зеркало: Ты, конечно, прекрасна, но царевна всех милее.Злая мачеха: Ах, негодные служанки меня обманули. Сама навещу царевну (Отравляет яблоко и идёт в лес). Отдаёт яблоко Царевне. Царевна надкусывает и умирает▌ Сцена 8: Царица и отравленное яблокоДействующие лица: ЦарицаЦарица: (смеется злобно) Теперь царевна не будет мне мешать!▌ Сцена 9: Царица и Королевич ЕлисейДействующие лица: Царица, Королевич ЕлисейЦарица: (встретив Королевича Елисея) Кто ты такой, что осмелился войти в мой замок?Королевич Елисей: Я ищу свою возлюбленную, царевну Елену Прекрасную.Царица: (смеется) Ты ее не найдешь, она мертва!Королевич Елисей: (плачет) О, горе мне!Я найду её.(Обращается к Солнцу , Ветру, Месяцу)▌ Сцена10Царица и оживление царевныДействующие лица: Царица, Королевич Елисей, ЦарицаКоролевич Елисей: Проснись, Царевна!Царица: (в ужасе) Что происходит?Царица: (исчезает в клубах дыма)▌ Сцена 11: ФиналДействующие лица: Все персонажиКоролевич Елисей: (обнимает царевну) Ты жива! Я так счастлив!Царица: (появляется в зеркальце) Ну что ж, признаю, ты всех милее, всех румяней и белее!Все: (хором) Ура! Счастья вам, Королевич Елисей и Царица!III Подведение итогов урока.-Ребята, помните эпиграф к сказке «О золотом петушке?»-О каком намёке и о каком уроке говорит автор этих строк?По итогам урока учитель обращается к учащимся. Что понравилось или не понравилось на уроке? Что показалось сложным (легким)? (Ответ необходимо аргументировать.) Итоги игры.Дома: Творческая работа (мини-сочинение “О чём заставила задуматься меня сказка?” или “Чем особенно изумила меня сказка “О мертвой царевне и семи богатырях?”).
