Публикации
Классный час на тему: "Ценность семейных отношений"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час на тему: "Ценность семейных отношений"
Автор: Попова Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час на тему: "Ценность семейных отношений"
Автор: Попова Наталья Николаевна
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ Шарьинский аграрный техникум Костромской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по проведению классного часа на тему:
Ценность семейных отношений
2025 г.
Содержание
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc518223835" HYPER141. Пояснительная запискаHYPER13 PAGEREF _Toc518223835 \h HYPER143HYPER15
2. ВведениеHYPER13 PAGEREF _Toc518223836 \h HYPER144HYPER15
3. Описание занятияHYPER13 PAGEREF _Toc518223837 \h HYPER145HYPER15
ЛитератураHYPER13 PAGEREF _Toc518223838 \h HYPER1412HYPER15
HYPER15
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия на тему: Ценность семейных отношений предназначена для преподавателей и студентов любых специальностей. Тема семьи, семейных отношений, семейных традиций актуальна для всех возрастных групп, поэтому классный час по данной теме может объединить любой коллектив, способствовать самораскрытию отдельных студентов и сплочению группы.
В данной методической разработке представлены:
вопросы викторины Семья, посвященные семейным традициям, особенностям празднования свадеб, государственным семейным праздникам;
вопросы и итоги анкетирования;
задания Домино, отражающее русские родственные связи;
аукцион Книжные родственники;
блиц-интервью;
конкурс Семейный девиз;
мозговой штурм Фундамент моего дома.
Проведение мероприятия рассчитано на 45 – 60 минут. Студенты группы могут быть разделены на подгруппы по 6 - 7 человек.
На вопросы викторины Семья и игры Книжные родственники участники мероприятия отвечают с места по мере появления слайдов с вопросами. Анкетирование проводится заранее, и студенты знакомятся с его результатами непосредственно на мероприятии. Задание Домино и конкурс Семейный девиз выполняются во время звучания песен про семью, по окончании которых, результаты проверяются совместно. Ответы на блиц-интервью заслушиваются по мере готовности студентов (время подготовки 2 - 5 минут). Финальный этап - мозговой штурм Фундамент моего дома осуществляется всеми участниками мероприятия.
2. ВВЕДЕНИЕ
Семейная жизнь, может быть, и никогда
не бывает сплошным праздником.
Умей делить не только радости,
но и горе, беду, несчастье
В.А. Сухомлинский
Залог семейного счастья в доброте,
откровенности, отзывчивости
Э. Золя
Основной целью воспитательной работы в техникумеявляется обеспечение оптимальных условий для становления и самореализации личности студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
Как следствие, среди основных задач можно выделить следующие:- формирование у студентов мировоззрения и системы базовых ценностей личности;- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;- развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;- воспитание нравственных качеств, духовности;- обеспечение развития личности и ее социально-психологическая поддержка;- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
Личностный подход, признающий интересы личности обучаемого и его семьи; гражданственность, выражающаяся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства; вариативность воспитательных систем, предполагающих различные модели воспитательной деятельности – являются основными принципами воспитательной работы в техникуме.
Таким образом, воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся становятся сегодня приоритетными в работе классных руководителей в нашем техникуме.
Основой воспитания и развития личности принято считать семью. С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина. Поэтому выбор темы для проведения классного часа нам кажется актуальным и необходимым. Важно услышать и понять, как меняется отношение к семье и ценностями с ней связанными в период взросления и становления личности.
Целью проведения внеклассного мероприятия является: осознание ценности семейных отношений.
Среди задач можно выделить:
Знакомство участников с обширной информацией о ценности семьи для жизненного успеха человека, семейных традициях, праздниках.
Выявление дополнительные возможности влияния семьи на формирование социально значимых компетенций обучающихся.
3. ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ход мероприятия
На фоне песни про семью звучит одна притча из китайского эпоса, которая лучше всего подводит к началу мероприятия.
Ладная семья
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в этой семье и, стало быть, в селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивляется владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Сегодня у нас с вами необычный классный час. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и совсем скоро придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
Давайте, посмотрим, как много вы уже знаете о семье, традициях связанных с некоторыми обрядами! Принимайте активное участие в нашем мероприятии и по его итогам можете получить призы!
Викторина Семья. Все задания выведены на слайды презентации (Презентация - Приложение 1)
1. Назовите древнеримскую богиню домашнего очага.
а) Юнона;
б) Церера;
в) Веста;
г) Диана.
2. Какое выражение стало символом большой семьи?
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
3. Как в старину в России назывался свадебный обряд?
а) Щи;
б) Каша;
в) Окрошка;
г) Кулебяка.
(Может быть, отсюда берёт истоки русская пословица С ним каши не сваришь?)
Как на Руси всегда водилось, должны расхлебывать вы кашу. В зал вносят горшочек с кашей и деревянными ложками. Подносят молодым с такими словами: "Что в лесу пенечков, то вам - сыночков, что в лесу кочек, то вам дочек".
Молодые начинают расхлебывать кашу.
Восхваляем родителей на свадьбе:
Теща - сама как невеста,
Из самого сдобного теста,
Уста - словно сахар медовый,
Глаза — с солнцем спорить готовы.
Слова, что халва — это ж надо,
А голос для слуха — услада.
Скажу я яснее и проще,
Везет новобрачному с тещей.
Свекровь — как творение рая,
Вы видите сами какая!
Да разве слепой не заметит:
Пройдет — словно солнце осветит,
Посмотрит - рублем одарит!
Ну просто божественный вид!
Характер свекрови и внешность
Всегда совпадают, конечно.
Тесть - ты батюшка герой!
Ты за зятя будь горой!
В гости чаще приглашай,
Вкусным пивом угощай!
4.На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Как они назывались?
а) Разгуляи;
б) Разгоняи;
в) Распеваи;
г) Распугаи.
(Тем самым гостям прозрачно намекали, что пора расходиться по домам.)
5. Как называется большой свадебный пирог конусовидной формы с различными слоями начинок, одна из которых обязательно делалась из куриного мяса?
а) Курник;
б) Курятник;
в) Курьёз;
г) Курень.
6. Какое действие петуха во время девичьего гадания предсказывает, что муж будет пьяницей?
а) Пьёт воду;
б) Купается в воде;
в) Клюёт золотое кольцо;
г) Убегает.
7. Что из этого происходит раньше остального?
а) Предложение;
б) Свадьба;
в) Помолвка;
г) Регистрация.
8. Как в переносном смысле называют семейный союз?
а) Стрелы Амура;
б) Узы Гименея;
в) Пули Купидона
(Гименей в греческой и римской мифологиях бог брака.)
9. Какое музыкальное произведение традиционно звучит на церемонии бракосочетания?
Марш Мендельсона;
10. Как в шутку называют важного человека, приглашённого на свадьбу или иное мероприятие для придания значительности происходящему?
а) Свадебный генерал;
б) Брачный маршал;
в) Обручальный капитан;
г) Венценосный адмирал.
11. Как называют мужчину, на протяжении всей жизни хранящего любовь к одной женщине?
а) Однолюб;
б) Единоверец;
в) Эгоист;
г) Единоличник.
12. Какой российский город называют городом невест?
а) Иваново;
б) Тула;
в) Воронеж;
г) Пенза.
13. В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери?
а) Февраль;
б) Март;
в) Сентябрь;
г) Ноябрь.
14. В каком городе находится единственный в мире в мире Музей материнства?
а) Лондон;
б) Рим;
в) Афины;
г) Венеция.
Удивительный музей материнства открыт у подножия афинского Акрополя. Создатель музея врач-педиатр Христос Оикономопулос. В зале неоклассического типа после реставрации разместилась коллекция музея. Среди экспонатов византийские иконы с ликом Богоматери и младенца, различные картины, объединенные тематикой материнства. Здесь представлены разнообразные детские принадлежности – чепчики, слюнявчики, самодельные погремушки, прорезыватели, деревянные формочки для пряников и печенья, используемые в обыденной жизни греческими женщинами-крестьянками.
Некоторые экспонаты музея весьма оригинальны. К примеру, засохшее растение – разновидность орхидеи под названием арсенико вотано, что означает мужское растение, имеющее две небольшие луковички и ствол. По греческому поверью, если женщина хочет родить сына, она должна в длительное время употреблять в пищу эти луковицы.
Один из стендов музея посвящен рождению ребёнка. В греческих деревнях по обычаю роды принимали пожилые женщины, не имевшие детей. Среди экспонатов предметы родовспоможения. Например, вращающаяся палочка, которую вставляли в рот роженице для регулировки дыхания.
Жизнь крестьянок была сложной и, родив ребёнка, женщина лишь ненадолго освобождалась от работ в поле. Ещё совсем крохотных малышей брали с собой и подвешивали на кожаной перевязи к ветке дерева, чтобы малыш находился в поле зрения взрослых и относительной безопасности. Такие перевязи, совсем простые и богато украшенные, тоже являются теперь экспонатами музея материнства.
Конечно, в музее представлено и более тысячи различных игрушек – тряпичные куклы, глиняные зверушки, забавные свистульки. Есть так же амулеты, к примеру, нереидос фондило - амулет от удушения младенца злыми ведьмами-нереидами, его привязывали ребёнку по исполнению трёх месяцев. Интересные предметы – тамата - восковые фигурки детей, которыми матери в церквях заменяли свечи, когда молились во имя спасения рожденного дитя. Детская смертность была очень высокой, и если такое случалось, младенца хоронили с восковым крестиком во рту, чтобы ангелы на небесах видели, что дитя крещёное.
В одной из витрин лежат вещи, имеющие, казалось бы, опосредованное отношение к теме материнства – старый деревянный замок с ключом и ножницы. Оказывается, существовал старинный обычай, за несколько дней до свадьбы уже выросших детей запирали на ключ, чтобы недобрые люди не испортили заклинаниями, будущее молодых. Жениха запирали условно, мать трижды поворачивала ключ в замке в присутствии сына, а открывала накануне свадьбы. А ножницы клали в первую брачную ночь в обувь невесты, чтобы подрезать злые языки сплетников и недоброжелателей.
Христос Оикономопулос исколесил всю Грецию в поисках интересных экспонатов для своего музея. Он общался с крестьянами о традициях предков и старинных обрядах и обычаях, был не на шутку удивлён, узнав, что вдали от цивилизации в горных деревнях и по сей день строго придерживаются старых традиций.
В музее материнства много фотоэкспонатов и тысячи редких книг. Музей материнства – поистине необычное место, не имеющее аналогов нигде в мире.
15. Какой семейной картиной нельзя полюбоваться в Третьяковской галерее?
а) Сватовство майора;
б) Разборчивая невеста;
в) Неравный брак;
г) Свадьба в Малиновке.
(Это кинокартина.)
16. В каком месяце отмечается День Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности?
а) Февраль;
б) Май;
в) Июль;
г) Март.
(8 июля.)
17. Какой цветок является символом нового праздника - Всероссийского дня семьи, любви и верности (Дня Петра и Февронии)?
а) Роза;
б) Незабудка;
в) Ромашка;
г) Лилия.
(Дарите ромашки своим любимым в этот замечательный день.)
Мы уже видим, людей наиболее подкованных в этом вопросе.
2. Итоги анкетирования
До проведения классного часа, студентам были выданы анкетные листы, на которых они отвечали на вопросы:
Что в Вашей жизни значит семья?
Как Вы думаете, что самое главное для счастья семьи?
Что больше всего мешает людям быть счастливыми в семье?
Есть ли в Вашей семье семейные реликвии (медали, старинные фотографии, ценные вещи, книги, дневники)?
Есть ли в Вашей семье свои традиции? Какие?
Есть ли в Вашей семье ближайшие родственники, которые имеют строительное, инженерное или архитектурное образование? Кто-то из них повлиял на выбор Вашей будущей профессии?
Как Вы считаете – важно ли в современном мире выходить замуж и жениться? В каком возрасте это лучше делать?
Ваша будущая семья – она какая?
Прежде чем происходит знакомство с итогами анкетирования, беседуем со студентами об их представлениях, связанных с семьей, семейным счастьем, семейными традициями, реликвиями.
- А как Вы понимаете это слово семья? (слушаем ответы студентов)
На этот счёт есть чудесное детское стихотворение
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, Я – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь Я!
– А если есть собака?
Выходит восемь Я?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
(М. Швар)
- Что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья? (слушаем ответы студентов)
Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Нам было очень интересно узнать ваше мнение по многим вопросам и поэтому мы попросили вас ответить на некоторые из них в анкете: давайте познакомимся с ответами, которые мы получили (Презентация – Приложение 2).
3. Задание Домино
А знаете ли вы, как называют в России каждого члена семьи, каждого родственника?
Элементы домино с названиями родственников выдаются каждой команде и гостям. Студентам во время звучания песни необходимо собрать всю цепочку.
Тетя
Сестра мужа
Золовка
Отец жены
Тесть
Мать жены
Тёща
Отец мужа
Свёкор
Брат мужа
Деверь
Муж сестры
Зять
Мать мужа
Свекровь
Брат жены
Шурин
Муж свояченицы
Свояк
Жена брата
Невестка
Жена сына
Сноха
Отец зятя
Сват
Отец отца
Дед
Мать невестки
Сватья
Мать матери
Бабушка
Сын дочери
Внук
Брат матери
Дядя
Сестра отца
4. Аукцион Книжные родственники
И теперь вспомнив, как кого называют, давайте вспомним названия литературных произведений, в которых упоминаются родственники
Бабушкин ____ и его ______ (В. Крапивин) (внук, братья)
___________ Карамазовы (Ф.М. Достоевский) (братья)
Бузинная ___________ (Х.К. Андерсен) (матушка)
________ Мазай и зайцы (Н.А.Некрасов) (дед)
___________ капитана Гранта (Ж. Верн) (дети)
___________ синего фламинго (В. Крапивин) (дети)
Домби и _______ (Ч. Диккенс) (сын)
________ Альбиона (А.П. Чехов) (дочь)
________ Стёпа (С.В. Михалков) (дядя)
________ Фёдор, пёс и кот (Э. Н. Успенский) (дядя)
Иван - коровий ____________ и Чудо-Юдо (русская народная сказка) (сын)
История одной ______________ (Х.К. Андерсен) (матери)
Капитанская ___________ (А.С. Пушкин) (дочка)
Рони, ________ разбойника (Астрид Линдгрен) (дочь)
___________ Алёнушка и _________ Иванушка (русская народная сказка) (сестрица, братец)
Сказки ___________ Римуса (Дж. Харрис) (дядюшки)
Сказки ___________ гусыни (Шарль Перро) (матушки)
Три __________ (А.П. Чехов) (сестры)
Хижина _______ Тома (Г. Бичер-Стоу) (дяди)
5. Блиц-интервью
Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложения завершить. Варианты незаконченных предложений:
Мое самое большое желание - ...
Я ни в коем случае не хотел (а), чтобы...
В моей семье исключено...
Я хочу сказать "спасибо" моей семье за...
Особенно меня раздражает то, что...
В нашей семье под запретом...
Я мечтаю, чтобы в моей будущей семье ...
Счастливая семья — это...
6. Конкурс Семейный девиз
Участникам мероприятия дается задание: придумать семейный девиз, отражающий философию семейных отношений. Записать их на листах бумаги и прикрепить к доске
Замечательные девизы мы пока оставим на доске, возможно, они будут кем-то взяты на вооружение.
Все мы знакомы с таким понятием, как родословная. Конечно, знать свою родословную очень важно - это связь поколений в истории семьи, хранящей ее мудрость и нравственное наследие. Человек всегда чтил своих предков.
На семье всё держится! Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей, листвою. Во многих семьях хранятся боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры, Когда мы перелистывали наши семейные альбомы, мы вглядывались в глаза молодых ещё мамы и папы, бабушки и дедушки, Всё, что есть в вас - от них. Они смотрят на вас, они видят ваше будущее. Не обманите их веры, не предайте то, чему они посвятили свою жизнь! А пока в нас живет память – живут и наши предки, из поколения в поколения передаются семейные традиции, истории. Накануне Великого праздника – 9 мая, мы не можем не вспомнить о наших дедах и прадедах, которые проливая кровь, отстояли нашу страну. Если бы не они – не было бы многих из нас! Среди наших родственников есть немало таких людей – давайте послушаем рассказ о некоторых из них.
7. Заключительный этап – мозговой штурм Фундамент моего дома
Конечно же, вы слышали, как говорят: Мой дом - моя крепость. Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой. А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО.
Мы предлагаем вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Подберите необходимые слова.
Надеемся, дорогие ребята, что наша встреча была не напрасной. Напутствие
- Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья - главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаем, в ваших семьях царят именно такие отношения.
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.
ЛИТЕРАТУРА
Мальцева Л.И. Игры-сценарии для внеклассных мероприятий.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Дюкина О.В. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2008.
Журнал Воспитание школьника, №4-2007, стр.37//Ст. Формирование толерантного поведения в семье.
Журнал Классный руководитель, №1-2007, стр. 57// Ст. Давайте понимать друг друга.
Журнал Классный руководитель, №5-2003, стр.34// Ст. Я и семья.
Журнал Классный руководитель, №3-2006, стр.66// Ст. Я и семья. Формирование гражданского отношения к своей семье.
Интернет-источники:
www. zanimatika. narod . ru
HYPER13PAGE HYPER15
2
ОГБПОУ Шарьинский аграрный техникум Костромской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по проведению классного часа на тему:
Ценность семейных отношений
2025 г.
Содержание
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc518223835" HYPER141. Пояснительная запискаHYPER13 PAGEREF _Toc518223835 \h HYPER143HYPER15
2. ВведениеHYPER13 PAGEREF _Toc518223836 \h HYPER144HYPER15
3. Описание занятияHYPER13 PAGEREF _Toc518223837 \h HYPER145HYPER15
ЛитератураHYPER13 PAGEREF _Toc518223838 \h HYPER1412HYPER15
HYPER15
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия на тему: Ценность семейных отношений предназначена для преподавателей и студентов любых специальностей. Тема семьи, семейных отношений, семейных традиций актуальна для всех возрастных групп, поэтому классный час по данной теме может объединить любой коллектив, способствовать самораскрытию отдельных студентов и сплочению группы.
В данной методической разработке представлены:
вопросы викторины Семья, посвященные семейным традициям, особенностям празднования свадеб, государственным семейным праздникам;
вопросы и итоги анкетирования;
задания Домино, отражающее русские родственные связи;
аукцион Книжные родственники;
блиц-интервью;
конкурс Семейный девиз;
мозговой штурм Фундамент моего дома.
Проведение мероприятия рассчитано на 45 – 60 минут. Студенты группы могут быть разделены на подгруппы по 6 - 7 человек.
На вопросы викторины Семья и игры Книжные родственники участники мероприятия отвечают с места по мере появления слайдов с вопросами. Анкетирование проводится заранее, и студенты знакомятся с его результатами непосредственно на мероприятии. Задание Домино и конкурс Семейный девиз выполняются во время звучания песен про семью, по окончании которых, результаты проверяются совместно. Ответы на блиц-интервью заслушиваются по мере готовности студентов (время подготовки 2 - 5 минут). Финальный этап - мозговой штурм Фундамент моего дома осуществляется всеми участниками мероприятия.
2. ВВЕДЕНИЕ
Семейная жизнь, может быть, и никогда
не бывает сплошным праздником.
Умей делить не только радости,
но и горе, беду, несчастье
В.А. Сухомлинский
Залог семейного счастья в доброте,
откровенности, отзывчивости
Э. Золя
Основной целью воспитательной работы в техникумеявляется обеспечение оптимальных условий для становления и самореализации личности студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
Как следствие, среди основных задач можно выделить следующие:- формирование у студентов мировоззрения и системы базовых ценностей личности;- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;- развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;- воспитание нравственных качеств, духовности;- обеспечение развития личности и ее социально-психологическая поддержка;- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
Личностный подход, признающий интересы личности обучаемого и его семьи; гражданственность, выражающаяся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства; вариативность воспитательных систем, предполагающих различные модели воспитательной деятельности – являются основными принципами воспитательной работы в техникуме.
Таким образом, воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся становятся сегодня приоритетными в работе классных руководителей в нашем техникуме.
Основой воспитания и развития личности принято считать семью. С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина. Поэтому выбор темы для проведения классного часа нам кажется актуальным и необходимым. Важно услышать и понять, как меняется отношение к семье и ценностями с ней связанными в период взросления и становления личности.
Целью проведения внеклассного мероприятия является: осознание ценности семейных отношений.
Среди задач можно выделить:
Знакомство участников с обширной информацией о ценности семьи для жизненного успеха человека, семейных традициях, праздниках.
Выявление дополнительные возможности влияния семьи на формирование социально значимых компетенций обучающихся.
3. ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ход мероприятия
На фоне песни про семью звучит одна притча из китайского эпоса, которая лучше всего подводит к началу мероприятия.
Ладная семья
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в этой семье и, стало быть, в селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивляется владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Сегодня у нас с вами необычный классный час. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и совсем скоро придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
Давайте, посмотрим, как много вы уже знаете о семье, традициях связанных с некоторыми обрядами! Принимайте активное участие в нашем мероприятии и по его итогам можете получить призы!
Викторина Семья. Все задания выведены на слайды презентации (Презентация - Приложение 1)
1. Назовите древнеримскую богиню домашнего очага.
а) Юнона;
б) Церера;
в) Веста;
г) Диана.
2. Какое выражение стало символом большой семьи?
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
3. Как в старину в России назывался свадебный обряд?
а) Щи;
б) Каша;
в) Окрошка;
г) Кулебяка.
(Может быть, отсюда берёт истоки русская пословица С ним каши не сваришь?)
Как на Руси всегда водилось, должны расхлебывать вы кашу. В зал вносят горшочек с кашей и деревянными ложками. Подносят молодым с такими словами: "Что в лесу пенечков, то вам - сыночков, что в лесу кочек, то вам дочек".
Молодые начинают расхлебывать кашу.
Восхваляем родителей на свадьбе:
Теща - сама как невеста,
Из самого сдобного теста,
Уста - словно сахар медовый,
Глаза — с солнцем спорить готовы.
Слова, что халва — это ж надо,
А голос для слуха — услада.
Скажу я яснее и проще,
Везет новобрачному с тещей.
Свекровь — как творение рая,
Вы видите сами какая!
Да разве слепой не заметит:
Пройдет — словно солнце осветит,
Посмотрит - рублем одарит!
Ну просто божественный вид!
Характер свекрови и внешность
Всегда совпадают, конечно.
Тесть - ты батюшка герой!
Ты за зятя будь горой!
В гости чаще приглашай,
Вкусным пивом угощай!
4.На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Как они назывались?
а) Разгуляи;
б) Разгоняи;
в) Распеваи;
г) Распугаи.
(Тем самым гостям прозрачно намекали, что пора расходиться по домам.)
5. Как называется большой свадебный пирог конусовидной формы с различными слоями начинок, одна из которых обязательно делалась из куриного мяса?
а) Курник;
б) Курятник;
в) Курьёз;
г) Курень.
6. Какое действие петуха во время девичьего гадания предсказывает, что муж будет пьяницей?
а) Пьёт воду;
б) Купается в воде;
в) Клюёт золотое кольцо;
г) Убегает.
7. Что из этого происходит раньше остального?
а) Предложение;
б) Свадьба;
в) Помолвка;
г) Регистрация.
8. Как в переносном смысле называют семейный союз?
а) Стрелы Амура;
б) Узы Гименея;
в) Пули Купидона
(Гименей в греческой и римской мифологиях бог брака.)
9. Какое музыкальное произведение традиционно звучит на церемонии бракосочетания?
Марш Мендельсона;
10. Как в шутку называют важного человека, приглашённого на свадьбу или иное мероприятие для придания значительности происходящему?
а) Свадебный генерал;
б) Брачный маршал;
в) Обручальный капитан;
г) Венценосный адмирал.
11. Как называют мужчину, на протяжении всей жизни хранящего любовь к одной женщине?
а) Однолюб;
б) Единоверец;
в) Эгоист;
г) Единоличник.
12. Какой российский город называют городом невест?
а) Иваново;
б) Тула;
в) Воронеж;
г) Пенза.
13. В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери?
а) Февраль;
б) Март;
в) Сентябрь;
г) Ноябрь.
14. В каком городе находится единственный в мире в мире Музей материнства?
а) Лондон;
б) Рим;
в) Афины;
г) Венеция.
Удивительный музей материнства открыт у подножия афинского Акрополя. Создатель музея врач-педиатр Христос Оикономопулос. В зале неоклассического типа после реставрации разместилась коллекция музея. Среди экспонатов византийские иконы с ликом Богоматери и младенца, различные картины, объединенные тематикой материнства. Здесь представлены разнообразные детские принадлежности – чепчики, слюнявчики, самодельные погремушки, прорезыватели, деревянные формочки для пряников и печенья, используемые в обыденной жизни греческими женщинами-крестьянками.
Некоторые экспонаты музея весьма оригинальны. К примеру, засохшее растение – разновидность орхидеи под названием арсенико вотано, что означает мужское растение, имеющее две небольшие луковички и ствол. По греческому поверью, если женщина хочет родить сына, она должна в длительное время употреблять в пищу эти луковицы.
Один из стендов музея посвящен рождению ребёнка. В греческих деревнях по обычаю роды принимали пожилые женщины, не имевшие детей. Среди экспонатов предметы родовспоможения. Например, вращающаяся палочка, которую вставляли в рот роженице для регулировки дыхания.
Жизнь крестьянок была сложной и, родив ребёнка, женщина лишь ненадолго освобождалась от работ в поле. Ещё совсем крохотных малышей брали с собой и подвешивали на кожаной перевязи к ветке дерева, чтобы малыш находился в поле зрения взрослых и относительной безопасности. Такие перевязи, совсем простые и богато украшенные, тоже являются теперь экспонатами музея материнства.
Конечно, в музее представлено и более тысячи различных игрушек – тряпичные куклы, глиняные зверушки, забавные свистульки. Есть так же амулеты, к примеру, нереидос фондило - амулет от удушения младенца злыми ведьмами-нереидами, его привязывали ребёнку по исполнению трёх месяцев. Интересные предметы – тамата - восковые фигурки детей, которыми матери в церквях заменяли свечи, когда молились во имя спасения рожденного дитя. Детская смертность была очень высокой, и если такое случалось, младенца хоронили с восковым крестиком во рту, чтобы ангелы на небесах видели, что дитя крещёное.
В одной из витрин лежат вещи, имеющие, казалось бы, опосредованное отношение к теме материнства – старый деревянный замок с ключом и ножницы. Оказывается, существовал старинный обычай, за несколько дней до свадьбы уже выросших детей запирали на ключ, чтобы недобрые люди не испортили заклинаниями, будущее молодых. Жениха запирали условно, мать трижды поворачивала ключ в замке в присутствии сына, а открывала накануне свадьбы. А ножницы клали в первую брачную ночь в обувь невесты, чтобы подрезать злые языки сплетников и недоброжелателей.
Христос Оикономопулос исколесил всю Грецию в поисках интересных экспонатов для своего музея. Он общался с крестьянами о традициях предков и старинных обрядах и обычаях, был не на шутку удивлён, узнав, что вдали от цивилизации в горных деревнях и по сей день строго придерживаются старых традиций.
В музее материнства много фотоэкспонатов и тысячи редких книг. Музей материнства – поистине необычное место, не имеющее аналогов нигде в мире.
15. Какой семейной картиной нельзя полюбоваться в Третьяковской галерее?
а) Сватовство майора;
б) Разборчивая невеста;
в) Неравный брак;
г) Свадьба в Малиновке.
(Это кинокартина.)
16. В каком месяце отмечается День Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности?
а) Февраль;
б) Май;
в) Июль;
г) Март.
(8 июля.)
17. Какой цветок является символом нового праздника - Всероссийского дня семьи, любви и верности (Дня Петра и Февронии)?
а) Роза;
б) Незабудка;
в) Ромашка;
г) Лилия.
(Дарите ромашки своим любимым в этот замечательный день.)
Мы уже видим, людей наиболее подкованных в этом вопросе.
2. Итоги анкетирования
До проведения классного часа, студентам были выданы анкетные листы, на которых они отвечали на вопросы:
Что в Вашей жизни значит семья?
Как Вы думаете, что самое главное для счастья семьи?
Что больше всего мешает людям быть счастливыми в семье?
Есть ли в Вашей семье семейные реликвии (медали, старинные фотографии, ценные вещи, книги, дневники)?
Есть ли в Вашей семье свои традиции? Какие?
Есть ли в Вашей семье ближайшие родственники, которые имеют строительное, инженерное или архитектурное образование? Кто-то из них повлиял на выбор Вашей будущей профессии?
Как Вы считаете – важно ли в современном мире выходить замуж и жениться? В каком возрасте это лучше делать?
Ваша будущая семья – она какая?
Прежде чем происходит знакомство с итогами анкетирования, беседуем со студентами об их представлениях, связанных с семьей, семейным счастьем, семейными традициями, реликвиями.
- А как Вы понимаете это слово семья? (слушаем ответы студентов)
На этот счёт есть чудесное детское стихотворение
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, Я – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь Я!
– А если есть собака?
Выходит восемь Я?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
(М. Швар)
- Что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья? (слушаем ответы студентов)
Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Нам было очень интересно узнать ваше мнение по многим вопросам и поэтому мы попросили вас ответить на некоторые из них в анкете: давайте познакомимся с ответами, которые мы получили (Презентация – Приложение 2).
3. Задание Домино
А знаете ли вы, как называют в России каждого члена семьи, каждого родственника?
Элементы домино с названиями родственников выдаются каждой команде и гостям. Студентам во время звучания песни необходимо собрать всю цепочку.
Тетя
Сестра мужа
Золовка
Отец жены
Тесть
Мать жены
Тёща
Отец мужа
Свёкор
Брат мужа
Деверь
Муж сестры
Зять
Мать мужа
Свекровь
Брат жены
Шурин
Муж свояченицы
Свояк
Жена брата
Невестка
Жена сына
Сноха
Отец зятя
Сват
Отец отца
Дед
Мать невестки
Сватья
Мать матери
Бабушка
Сын дочери
Внук
Брат матери
Дядя
Сестра отца
4. Аукцион Книжные родственники
И теперь вспомнив, как кого называют, давайте вспомним названия литературных произведений, в которых упоминаются родственники
Бабушкин ____ и его ______ (В. Крапивин) (внук, братья)
___________ Карамазовы (Ф.М. Достоевский) (братья)
Бузинная ___________ (Х.К. Андерсен) (матушка)
________ Мазай и зайцы (Н.А.Некрасов) (дед)
___________ капитана Гранта (Ж. Верн) (дети)
___________ синего фламинго (В. Крапивин) (дети)
Домби и _______ (Ч. Диккенс) (сын)
________ Альбиона (А.П. Чехов) (дочь)
________ Стёпа (С.В. Михалков) (дядя)
________ Фёдор, пёс и кот (Э. Н. Успенский) (дядя)
Иван - коровий ____________ и Чудо-Юдо (русская народная сказка) (сын)
История одной ______________ (Х.К. Андерсен) (матери)
Капитанская ___________ (А.С. Пушкин) (дочка)
Рони, ________ разбойника (Астрид Линдгрен) (дочь)
___________ Алёнушка и _________ Иванушка (русская народная сказка) (сестрица, братец)
Сказки ___________ Римуса (Дж. Харрис) (дядюшки)
Сказки ___________ гусыни (Шарль Перро) (матушки)
Три __________ (А.П. Чехов) (сестры)
Хижина _______ Тома (Г. Бичер-Стоу) (дяди)
5. Блиц-интервью
Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложения завершить. Варианты незаконченных предложений:
Мое самое большое желание - ...
Я ни в коем случае не хотел (а), чтобы...
В моей семье исключено...
Я хочу сказать "спасибо" моей семье за...
Особенно меня раздражает то, что...
В нашей семье под запретом...
Я мечтаю, чтобы в моей будущей семье ...
Счастливая семья — это...
6. Конкурс Семейный девиз
Участникам мероприятия дается задание: придумать семейный девиз, отражающий философию семейных отношений. Записать их на листах бумаги и прикрепить к доске
Замечательные девизы мы пока оставим на доске, возможно, они будут кем-то взяты на вооружение.
Все мы знакомы с таким понятием, как родословная. Конечно, знать свою родословную очень важно - это связь поколений в истории семьи, хранящей ее мудрость и нравственное наследие. Человек всегда чтил своих предков.
На семье всё держится! Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей, листвою. Во многих семьях хранятся боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры, Когда мы перелистывали наши семейные альбомы, мы вглядывались в глаза молодых ещё мамы и папы, бабушки и дедушки, Всё, что есть в вас - от них. Они смотрят на вас, они видят ваше будущее. Не обманите их веры, не предайте то, чему они посвятили свою жизнь! А пока в нас живет память – живут и наши предки, из поколения в поколения передаются семейные традиции, истории. Накануне Великого праздника – 9 мая, мы не можем не вспомнить о наших дедах и прадедах, которые проливая кровь, отстояли нашу страну. Если бы не они – не было бы многих из нас! Среди наших родственников есть немало таких людей – давайте послушаем рассказ о некоторых из них.
7. Заключительный этап – мозговой штурм Фундамент моего дома
Конечно же, вы слышали, как говорят: Мой дом - моя крепость. Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой. А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО.
Мы предлагаем вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Подберите необходимые слова.
Надеемся, дорогие ребята, что наша встреча была не напрасной. Напутствие
- Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья - главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаем, в ваших семьях царят именно такие отношения.
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.
ЛИТЕРАТУРА
Мальцева Л.И. Игры-сценарии для внеклассных мероприятий.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Дюкина О.В. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2008.
Журнал Воспитание школьника, №4-2007, стр.37//Ст. Формирование толерантного поведения в семье.
Журнал Классный руководитель, №1-2007, стр. 57// Ст. Давайте понимать друг друга.
Журнал Классный руководитель, №5-2003, стр.34// Ст. Я и семья.
Журнал Классный руководитель, №3-2006, стр.66// Ст. Я и семья. Формирование гражданского отношения к своей семье.
Интернет-источники:
www. zanimatika. narod . ru
HYPER13PAGE HYPER15
2
