Публикации Применение информационные технологии в профессиональном образовании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение информационные технологии в профессиональном образовании
Автор: Торопыгина Екатерина Владимировна

Торопыгина Екатерина Владимировна
Рузаевское отделение ГБПОУ РМ
Торбеевский колледж мясной
и молочной промышленности
им.Ю.В. Тутукова
г.Рузаевка
Применение информационные технологии в профессиональном образовании
В условиях информатизации профессионального образования возрастает значение информационно-коммуникативной компетентности специалистов. Мировая практика подтверждает возможность совершенствования образования на основе широкого внедрения методов и средств информационных компьютерных технологий. Особую значимость эти задачи приобретают в процессе подготовки преподавателей.
Информационные технологии в учебном процессе оказывают существенное влияние на формирование современной информационной картины мира. Развитые общеучебные, общекультурные и профессиональные навыки работы с информацией, способность устанавливать контакты с людьми; умение проектировать объекты и процессы, ответственно реализовывать свои планы - основа информационно-коммуникативной компетентности преподавателей.
Актуальность использования информационных технологий в образовательном процессе в вузе обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и практической потребностью в использовании в высших образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Модернизация учебного процесса требует перехода от пассивных, главным образом лекционных, способов освоения учебного материала, к активным групповым и индивидуальным формам работы, организации самостоятельной поисковой деятельности студентов, что позволит готовить специалиста с выраженной индивидуальностью и организовать деятельность занимающихся в различных условиях. Этому, на наш взгляд, может способствовать внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий и цифровых образовательных ресурсов.
С использованием интернет-технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной ее доставки. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса ит.д. Эти преимущества обусловили активизацию работы коллективов многих вузов по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса.
Для успешной интеграции образовательных и сетевых технологий необходимы организационные, технические, кадровые и технологические предпосылки.
Современная сетевая технология обучения требует наличия достаточно производительной, универсальной и легкодоступной технологической среды.
При разработке информационных ресурсов образовательной направленности используются открытые интернет-стандарты, обеспечивающие возможность обучения студентов, обновления учебных материалов преподавателями и управления учебным процессом с помощью стандартных программных средств.
Все разработанные дистанционные курсы должны иметь единую систему управления и сопровождения (поддержки) процесса обучения, основанную на интегрированной работе серверов. Данный подход особенно важен для снижения затрат на производство и обновление содержания учебных материалов.
Процесс создания и успешной эксплуатации информационно-образовательной среды разбивается на три взаимосвязанных части: 1)разработка содержания учебных материалов; 2)создание программных средств для автоматизированной сборки учебных курсов и поддержки учебного процесса; 3)определение роли подразделений и организация их постоянного взаимодействия для обеспечения дистанционного учебного процесса.
Информационные технологии могут быть использованы при обучении студентов несколькими способами. В самом простом случае реальный учебный процесс идет по обычным технологиям, а информационные технологии применяются лишь для промежуточного контроля знаний студентов в виде тестирования. Этот подход к организации образовательного процесса нам представляется очень перспективным ввиду того, что при его достаточно широком использовании университет может получить серьезную экономию средств из-за более низкой стоимости проведения сетевого компьютерного тестирования по сравнению с бланочным.
Включение мультимедийных образовательных материалов, новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс позволяет: представить обучающие материалы не только в печатном, но и в графическом, звуковом, анимированном виде, что дает многим студентам реальную возможность усвоить материал на более высоком уровне; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студентов; автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к дисциплинам, что также определяет качество обучения; получить доступ и оперировать большим объемом информации; формировать информационную культуру, в том числе обучать студентов находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире; организовать внеучебную работу; предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо [1].
Опыт применения электронных учебников и обучающих онлайн-платформ показывает, что у студентов повышается интерес к предмету, возрастает посещаемость, на занятиях все активно работают. Это способствует интенсификации процесса обучения и эффективному усвоению учебного материала, так как каждый обучающий курс содержит минимум необходимой информации и большое количество вопросов, комментариев и пояснений к ответам [2].
Таким образом применение информационных и дистанционных технологий в учебном процессе в различных вариантах позволяет говорить об определенных преимуществах подобных форм организации учебного процесса:
становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы студентов;
возрастает интенсивность учебного процесса;
у студентов появляется дополнительная мотивация к познавательной деятельности;
доступность учебных материалов в любое время;
возможность самоконтроля степени усвоения материала по каждой теме неограниченное количество раз.
Литература
Зайцева Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения // Интернет-журнал Эйдос. 2006. 1 сентября. URL: . ru/journal/2006/0901-5.htm.
Арзуманова Н. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Интернет-журнал:Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2009г, №113 .
-