Публикации
Конспект открытого урока для 8 класса по учебному предмету "Композиция станковая" на тему "Знакомство с техникой линогравюры"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого урока для 8 класса по учебному предмету "Композиция станковая" на тему "Знакомство с техникой линогравюры"
Автор: Чечиль Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого урока для 8 класса по учебному предмету "Композиция станковая" на тему "Знакомство с техникой линогравюры"
Автор: Чечиль Ольга Владимировна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЛУЧСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАпо учебному предмету «Композиция станковая»на тему: «Знакомство с техникой линогравюры» в рамках темы «Сюжетная композиция на конкурсную тему» - начальный этап работы к подготовке композиции на Международную выставку-конкурс печатной графики «А красота проста…»Подготовила: преподавательхудожественно-хореографического отделенияЧечиль О.В.г. Красный Луч2024 годПреподаватель: Чечиль Ольга Владимировна Предмет: Композиция станковая Дата проведения: ноябрь 2024 Класс: 8 класс (8-летняя программа обучения ДПОП «Живопись») Тема урока: «Знакомство с техникой линогравюры» в рамках темы «Сюжетная композиция на конкурсную тему» - начальный этап работы к подготовке композиции на Международную выставку-конкурс печатной графики «А красота проста…»Цель урока: дать начальные знания о технике «линогравюры»Задачи:Обучающие: -дать понятие техники «линогравюры»,-познакомить с материалами и инструментами, техникой безопасной работы,-научить владению приемами резьбы на линолеуме. Развивающие: -развивать творческий потенциал и чувство прекрасного,-способствовать развитию таких качеств, как аккуратность и точность при выполнении практической работы.Воспитательные:-реализовать условия для проявления учениками заботы друг о друге, -воспитывать эстетическое понимание прекрасного.Основные понятия: Графика и ее виды, гравюра и ее виды, линогравюра, штихель (резак).Методы обучения: показ, лекция, опрос, практическая работа.Форма обучения: фронтальная, индивидуальная практическая.Тип урока: урок усвоения новых знаний Оборудование для преподавателя: слайд-шоу, проектор, примеры материалов и работ.Оборудование для обучающихся: линолеум, резаки, карандаш, краска, валик, бумага, доска-пресс, ножницы.План урока:Организационный этап. (1 мин.) Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.) Актуализация знаний. (4 мин.) Первичное усвоение новых знаний. (17 мин.) Первичная проверка понимания. (25 мин.) Первичное закрепление. (2 мин.) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.) Рефлексия (подведение итогов занятия). (3 мин.) Ход урока:Организационный этап (приветствие, проверка готовности). Здравствуйте, дети! Проверьте, у всех ли на парте есть карандаш, линолеум и штихель. Эти принадлежности нам сегодня понадобятся для урока.Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня на уроке мы познакомимся с такой графической техникой как линогравюра, увидим примеры и способы работы над ней, а также сделаем свой штамп из подготовленных к уроку материалов. Этот урок станет первым этапом в работе над разделом учебного предмета «Композиция станковая» - «Сюжетная композиция на конкурсную тему». На последующих уроках композиции в технике линогравюры мы создадим работы для участия в Международной выставке-конкурсе печатной графики «А красота проста…».Актуализация знаний. Для начала давайте вспомним что такое «графика» и чем она отличается от «живописи»?(Графика — это вид изобразительного искусства, в котором главными средствами выразительности являются линия, штрих, точка и пятно. Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль.)Графика в отличии от живописи проста и лаконична. Её образы просты и условны, а фон зачастую определяет отношение изображения к пространству рисунка.Существует несколько видов графики в зависимости от предназначения:- Книжная. Буквицы и виньетки, шрифты, иллюстрации и общее книжное оформление.- Плакатная. Главным образом представлена афишами и плакатами.- Письменная. Сюда относится каллиграфия — мастерство искусного письма.- Станковая. Рисунок, гравюра, эстамп.Гравюра — разновидность графического искусства и полиграфической технологии, основанная на гравировании печатной формы.Процесс создания гравюры основан на том, что мастер наносит на основу (дерево, металл) предварительное изображение, затем с помощью специальных инструментов вырезает его. После он покрывает поверхность краской и отправляет пластину под пресс. Рисунок отпечатывается на бумаге — такой оттиск называется эстампом.Особенностью гравюры является то, что ее оригинальным произведением является не награвированная художником печатная форма, а оттиск на бумаге, несмотря на тиражирование – каждая копия отдельное произведение искусства.В зависимости от способа создания печатной формы техники гравюры подразделяют на две основных разновидности:Техники глубокой печати: - офортные техники: «травлёный штрих», резцовая гравюра, акватинта, лавис; - пунктир, карандашная манера, сухая игла; - мягкий лак; - меццо-тинто.Техники высокой печати: - гравюра на дереве (обрезная и торцовая); - гравюра на картоне; - линогравюра.Первичное усвоение новых знаний. Линогравюра - выпуклая гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерных материалах; ручной вид печатной графики.Линогравюра возникла на рубеже XIX—XX веков в связи с изобретением линолеума. Впервые её стали широко применять художники немецкой группы «Мост» в 1905 году, и с тех пор техника используется художниками повсеместно.В этой технике художник-гравёр пользуется, как и в традиционной гравюре, штихелями (специальный резец), но использует не деревянную или металлическую доску, а линолеум или иные виды синтетического пластика, обычно толщиной от 2,5 до 5 мм. Линолеум, в отличие от твёрдого дерева, мягок и пластичен, что значительно облегчает работу. Главная особенность художественной линогравюры — это возможность использовать крупные пятна чёрного и белого тона, сочный контур, широкий, даже крупный, и свободный штрих. В то же время, линогравюра позволяет работать и традиционным тонким, продольным или перекрёстным штрихом, в том числе и мелким.Штихели (или резцы) бывают разной формы, чтобы получить разные срезы материала: острые - для тонких линий, широкие – для быстрой проработки больших пятен.При печати линогравюры используют те же типографские краски, что и в ксилографии. Накатывают краску на линолеум вручную валиком, при этом важно регулировать количество краски, наносимой на линогравюру: её не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих (иначе он смажется), и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки. Типографская краска сохнет не очень быстро, так что можно успеть снять несколько копий.В истории искусства известны как чёрно-белая, так и цветная линогравюра. Полихромное изображение вначале получали раскраской оттисков краски от руки, а затем стали использовать печать с нескольких «досок», обычно в три-четыре краски — для каждого цвета гравируется своя «доска». Иногда линолеум разрезается, раскрашивается и собирается снова. На окрашенную основу ложится бумага и пропечатывается прессом – таким образом краска переносится с основы на бумагу в зеркальном отношении.Первичная проверка понимания (опрос). Итак, что же такое линогравюра?Какой принцип ее создания?Каких цветов может быть линогравюра?Первичное закрепление (практическая работа). Начнем практическую работу.Перед вами кусочек линолеума, штихель для срезания лишних частей материала и карандаш. - Изобразите на кусочке линолеума простую картинку – смайлик, цветочек, листочек и т.п. Отличным вариантом могут быть не сложные стикеры из соцсетей.- Техника резки линогравюрной пластины представляет собой процесс вырезания углублений на поверхности пластины для создания рельефного изображения. Важно следить за равномерностью и глубиной резки, чтобы получить четкий и качественный рельефный рисунок. - Оттиск будет снят с выпуклых частей, поэтому вы можете вырезать контур изображения (тогда картинка будет белой на черном фоне) или наоборот обрезать все лишнее вокруг контура, (тогда будет черная картинка на белом фоне). Старайтесь, чтобы контур был плотным и равномерным – изображение должно угадываться. И не забывайте, что оттиск будет в зеркальном отражении.- Внимание! Резцы острые! В подобном деле большое значение имеет правильное расположение кистей рук. Принято левую (не режущую) руку, придерживающую линолеум во время работы, держать ниже правой, рабочей руки. Это необходимо потому, что резец может сорваться, а в таком положении рук он не нанесет повреждений.- Когда основа будет готова, накладываем краску на черновой лист, раскатываем краску валиком, чтоб он был покрыт равномерно. Наносим краску валиком на основу, накладываем на окрашенную основу бумагу и накрываем доской (будет пресс), после надавливаем на доску, чтоб изображение пропечаталось.- Сделайте несколько оттисков своего изображения, чтобы можно было обменяться между собой. Приведите полученные изделия в надлежащий вид – аккуратно их вырежете из основного куска бумаги.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Мы продолжим работу над линогравюрой на последующих уроках - для этого нам нужно подготовить эскизы для работы-участницы Международной выставки-конкурса печатной графики «А красота проста…». Это может быть портрет, изображение животного или натюрморт – изображение должно быть контурным, в меру стилизованным, хорошо укомпонованным на формате. Просмотрите примеры линогравюры в интернете.Рефлексия (подведение итогов занятия). Итак, сегодня мы познакомились с таким видом графики как линогравюра. Вам понравилось работать в этой технике?Сложно было работать с материалом или нет? Почему? Что понравилось?Давайте обменяемся итогами нашей работы на уроке.Всем спасибо!Литература:Бабкин Ф.В., Кортович А.В., Чернов А.Н. Подготовка материалов к работе в техниках печатной графики (офорт, гравюра, линогравюра) : учебное пособие. – М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2015.Богачкина Л.Г., Богачкин Б.М. Линогравюра в школе : Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1983.Васильев В.А. В помощь граверу. – М. : Легпромбытиздат, 1990.Кортович В.В., Кортович А.В. Ксилография и линогравюра. Начальный курс : учебное пособие. – М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2013.Леман И.И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники. – М. : ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2004.Суворов П.И. Гравирование на линолеуме. - М. : Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1954.Флекель М.И. От МАРКАНТОНИО РАЙМОНДИ до ОСТРОУМОВОЙ-ЛЕБЕДЕВОЙ. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков. – М. : Издательство «Искусство», 1987.Энтина И. Учусь делать гравюру. – М. : Издательство Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 2011. Самоанализ:Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вам самоанализ урока. Данный урок проходил в 8 классе Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Живопись". Ребята в классе имеют хорошие навыки, владеют терминологией, на уроке активны. Если говорить о месте урока в курсе учебного предмета "Композиция станковая", то это первый урок теме "Сюжетная композиция на конкурсные темы". В рамках данной темы необходимо создать работу к конкурсу. На этом уроке я ознакомила детей с новой художественной техникой, линогравюрой, чтобы на последующих уроках продолжить работу с данной графической техникой в рамках темы.Следовательно тип урока – урок усвоения новых знаний.На данном уроке я познакомила детей с новой темой.Цель урока: дать начальные знания о технике «линогравюры».Образовательные задачи урока:-дать понятие техники «линогравюры»,-познакомить с материалами и инструментами, техникой безопасной работы,-научить владению приемами резьбы на линолеуме. Развивающие задачи урока:-развивать творческий потенциал и чувство прекрасного,-способствовать развитию таких качеств, как аккуратность и точность при выполнении практической работы.Воспитательные задачи урока:-реализовать условия для проявления учениками заботы друг о друге, -воспитывать эстетическое понимание прекрасного.В структуре урока можно выделить несколько этапов:Организационный этап. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия (подведение итогов занятия). Структура урока была составлена согласно типологии.На уроке использовались следующие методы обучения: показ, лекция, опрос, практическая работа.Предлагались такие формы работы, как фронтальная и индивидуальная.Использовались средства обучения: демонстрационное оборудование, технические средства обучения.Активность обучающихся была на высоком уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты на мой взгляд оптимальны.Урок имел эстетическую и практическую направленность, решение задач помогло сделать композицию урока оптимальной.Особенно хорошо удалось воплотить в уроке практическую часть.Не совсем удалось общение с детьми на первом этапе, потому что обстоятельства открытого урока не способствовали расслабленности, не смотря на предварительную беседу.Спасибо, я готова ответить на ваши вопросы.
