Публикации Падежные окончания имён существительных 1 склонения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Падежные окончания имён существительных 1 склонения
Автор: Горбунова Маргарита Валерьевна

Конспект урока по русскому языку. 4 классТема: Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.Возраст: 10 летТип урока: Урок открытия нового знания и первичного закрепления.Цель урока: Сформировать умение правильно определять падежные окончания имен существительных 1-го склонения.Задачи урока: 1. Образовательные: Повторить понятия "имя существительное", "склонение", "падеж". Познакомить с особенностями склонения имен существительных 1-го склонения, учить правильно определять их падежные окончания, используя падежные вопросы и слова-помощники. 2. Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать устную и письменную речь, умение работать в паре и группе. 3. Воспитательные: Формировать интерес к русскому языку, воспитывать аккуратность при письме, внимательность, ответственность за результат своей работы и работы команды.Планируемые результаты:  Предметные: Учащиеся научатся распознавать имена существительные 1-го склонения, правильно склонять их по падежам, безошибочно писать падежные окончания, определять падеж по вопросу и вспомогательному слову.  Метапредметные:  Познавательные: Уметь выделять существенную информацию, строить логическую цепь рассуждений, применять полученные знания для решения учебных задач. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль и самооценку, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: Уметь работать в паре и группе, формулировать собственное мнение, аргументировать его, слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению. Личностные: Формирование познавательного интереса к предмету, развитие самостоятельности, ответственности, формирование ценностей сотрудничества.Оборудование: Интерактивная доска или проектор, карточки с заданиями для парной работы, карточки с текстами/предложениями для групповой работы, опорная схема "Падежи и вопросы", сигнальные карточки (зеленый/красный) или смайлики для рефлексии, учебник, рабочие тетради.Ход урока:
  • Организационный момент (1-2 мин) 
  • Приветствие учащихся: "Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке русского языка. Пусть наш урок будет интересным и познавательным!" Проверка готовности к уроку.
  • Актуализация опорных знаний (5-7 мин) – Фронтальная работа 
  • "Мозговой штурм":  "Что такое имя существительное?" (Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?). "Какие признаки есть у имен существительных?" (Род, число, одушевлённость/неодушевлённость, склонение). "Что такое склонение?" (Изменение по падежам). "Сколько падежей в русском языке?" (Шесть). "Назовите их." (Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный). (На доске появляется схема "Падежи и вопросы", которую можно заполнять вместе с детьми). Проблемная ситуация: "Ребята, посмотрите на доску: 'Я иду к школ.' Что вы заметили?" (Слово "школ" звучит неверно, нет окончания). "Какое окончание должно быть?" (Я иду к школе). "Почему это слово изменилось?" (Потому что оно стоит в определенном падеже). "Вот видите, как важно правильно изменять слова по падежам, чтобы наша речь была грамотной и понятной. Сегодня мы продолжим наше знакомство с падежами и узнаем, как правильно писать окончания существительных одного из склонений."
  • Самоопределение к деятельности. Грамматическая сказка (8-10 мин) – Фронтальная работа 
  •  Введение в тему через сказку: "Сегодня я расскажу вам одну очень интересную Грамматическую Сказку о Шести Братьях-Падежах и их подружках-Окончаниях." "В некотором царстве, в русском государстве, жили-были Имена Существительные. Они были очень горды и красивы, но когда хотели подружиться с другими словами в предложении, часто получалась путаница. То 'я иду к школ', то 'говорю о книг'." "И тогда на помощь им пришли шесть могучих братьев-богатырей, братьев-Падежей! Каждый из них был особенным и умел задавать свой вопрос, чтобы Имя Существительное встало на своё место и подружилось с другими словами. И с каждым братом всегда приходила его верная спутница – маленькая, но очень важная подружка-Окончание!" "Именительный Падеж – самый главный и всегда первый! Он спрашивает: кто? что? и дружит с окончаниями -а, -я (например, стран-аземл). Он любит, чтобы существительное было самостоятельным." "Родительный Падеж – очень любопытный. Он всё время спрашивает: нет кого? чего? (напримерстран-ыземл). Его подружки-окончания -ы, -и." "Дательный Падеж – добрый и щедрый. Он всё кому-то даёт или чему-то помогает. Кому? Чему? (напримерстран-еземл). С ним приходит окончание -е." "Винительный Падеж – внимательный. Он всегда кого-то видит или что-то. Кого? Что? (напримерстран-уземл). Его подружки-окончания -у, -ю." "Творительный Падеж – мастер на все руки. Он что-то творит, чем-то восхищается. Кем? Чем? (напримерстран-ой/оюземл-ёй/ею). С ним приходят окончания -ой/-ою, -ей/-ею." "И наконец, Предложный Падеж – большой любитель поговорить. Он всегда рассказывает о ком? о чём? (напримеро стран-ео земл). И снова его верная подружка – окончание -е." "Так, благодаря Шести Братьям-Падежам и их верным подружкам-Окончаниям, Имена Существительные стали стройными, понятными и красивыми в любом предложении! Сегодня мы поближе познакомимся с одной из групп существительных – с теми, что заканчиваются на -а или -я в Именительном падеже. Их называют существительными 1-го склонения."  Формулировка темы: "Итак, тема нашего урока: 'Падежные окончания имен существительных 1-го склонения'. Наша задача – научиться правильно определять и писать эти окончания."
  • Открытие нового знания (8-10 мин)
  • – Фронтальная работа Знакомство с 1-м склонением:  "К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончания -а или -я." Примеры на доске: Женский род: мама, река, земля, туча Мужской род: папа, дядя, юноша Давайте вместе проспрягаем (изменим по падежам) слово СТЕHА." (На доске таблица склонения, заполняется по ходу объяснения). | Падеж | Вопрос (с предлогом) | Вспомогательное слово | Слово "СТЕНА" | Окончание | |---|---|---|---|---| | И.п. | (кто? что?) | есть | стена | -а | | Р.п. | (нет кого? чего?) | нет | стены | -ы | | Д.п. | (дам кому? чему?) | даю | стене | -е | | В.п. | (вижу кого? что?) | вижу | стену | -у | | Т.п. | (доволен кем? чем?) | творю | стеной | -ой | | П.п. | (думаю о ком? о чём?) | говорю о | о стене | -е | "А теперь давайте попробуем с мужским родом, например, ДЯДЯ." | Падеж | Вопрос (с предлогом) | Вспомогательное слово | Слово "ДЯДЯ" | Окончание | |---|---|---|---|---| | И.п. | (кто? что?) | есть | дядя | -я | | Р.п. | (нет кого? чего?) | нет | дяди | -и | | Д.п. | (дам кому? чему?) | даю | дяде | -е | | В.п. | (вижу кого? что?) | вижу | дядю | -ю | | Т.п. | (доволен кем? чем?) | творю | дядей | -ей | | П.п. | (думаю о ком? о чём?) | говорю о | о дяде | -е | "Посмотрите внимательно на окончания. Что общего? Что отличается? Когда мы пишем , а когда  в Родительном падеже? (После шипящих, г, к, х пишем -и: туча - тучи). А в Творительном? (-ой/-ей).
  • Первичное закрепление (5-7 мин)
  • – Фронтальная работа  Упражнение "Найди свое место": * Учитель называет существительное 1-го склонения в разных падежах, а дети показывают карточку с номером падежа или называют его.  Например: "к бабушке" (Д.п.), "с дорогой" (Т.п.), "без тени" (Р.п.), "на ветке" (П.п.), "лиса" (И.п.).  Запись в тетради: Просклонять слово ЛИСА самостоятельно в тетради. Затем взаимопроверка.VI. Физкультминутка (2-3 мин) "Время немного отдохнуть и размяться!" "Если я называю существительное 1-го склонения – хлопаем 2 раза. Если другое – топаем 3 раза." (Например: парта, стол, мышь, река, окно, деревня, карандаш). "Если существительное в Именительном падеже – присели. Если в любом другом – потянулись вверх."
  • Парная работа (8-10 мин) 
  • Задание "Детективы окончаний":  Каждая пара получает карточку с двумя-тремя предложениями, в которых пропущены окончания у существительных 1-го склонения. Карточка: 1. По тропинк_ бежал заяц. 2. Мы подошли к школ_. 3. Я видел больш_ туч_. 4. Девочка играла с кукл_. Задание для пары: 1. Вставьте пропущенные окончания. 2. Определите падеж каждого существительного с пропущенным окончанием. 3. Объясните свой выбор окончания, используя падежные вопросы и слова-помощники. Пары работают, обсуждают. Учитель контролирует, консультирует. После выполнения несколько пар представляют свои предложения и объяснения.
  • Групповая работа (10-12 мин)
  •  Задание "Создатели предложений":  Класс делится на 3-4 группы. Каждая группа получает набор из двух-трех существительных 1-го склонения (например, ученица, поляна, мышь - осторожно, мышь - 3 скл. - лучше: ученица, поляна, дорога).  Задание для группы: 1. Составьте небольшой рассказ (3-4 предложения) или несколько отдельных предложений, используя каждое из данных существительных как минимум в двух разных падежах. 2. Подчеркните существительные 1-го склонения и выделите их падежные окончания. 3. Укажите падеж над каждым измененным существительным. 4. Будьте готовы презентовать свою работу классу. Группы активно обсуждают, составляют предложения, записывают. После выполнения работы представители групп зачитывают свои тексты, класс проверяет правильность определения падежей и окончаний.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке (3-4 мин)
  • – Фронтальная работа "Что нового вы сегодня узнали на уроке?" "Какое склонение мы сегодня изучали?" (1-е склонение). "Какие существительные относятся к 1-му склонению?" (Ж.р., М.р. с окончаниями -а, -я в И.п.). "Как определить падеж существительного?" (По вопросу и слову-помощнику). "Что показалось вам самым интересным? А самым сложным?" Самооценка: "Покажите с помощью сигнальных карточек (или смайликов): Зеленый/Веселый смайлик: Я все понял, могу применять правила. Желтый/Нейтральный смайлик: Мне многое понятно, но иногда нужна помощь. Красный/Грустный смайлик: Мне было трудно, и я пока путаюсь." "Спасибо за активную работу, ребята! Вы молодцы!"
  • Домашнее задание (1-2 мин) 
  • Учебник: Стр. [номер], Упр. [номер] (на закрепление склонения существительных 1-го склонения). Творческое задание: "Сочините 3 предложения, в каждом из которых будет существительное 1-го склонения в разных падежах. Например, одно в Р.п., другое в Д.п., третье в Т.п. Обязательно выделите окончания и надпишите падеж." "До свидания!"
    -