Публикации Разностное и кратное сравнение величин

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разностное и кратное сравнение величин
Автор: Горбунова Маргарита Валерьевна

Конспект урока по математике. 4 классТема: Разностное и кратное сравнение величин.Возраст: 10 летТип урока: Урок открытия нового знания.Цель урока: Научить учащихся различать и применять разностное и кратное сравнение величин при решении задач.Задачи урока: 1. Образовательные: Познакомить с понятиями "разностное сравнение" и "кратное сравнение", учить выбирать нужное действие (вычитание/деление) для ответа на вопросы "на сколько больше/меньше" и "во сколько раз больше/меньше". 2. Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать и сравнивать, формулировать вопросы и ответы, развивать устную математическую речь. 3. Воспитательные: Формировать интерес к математике, умение работать в паре и группе, слушать товарищей, оценивать свою работу и работу одноклассников, воспитывать аккуратность и усидчивость.Планируемые результаты: Предметные: Учащиеся научатся выполнять разностное и кратное сравнение чисел и величин, решать задачи, требующие этих видов сравнения, использовать математическую терминологию.  Метапредметные: Познавательные: Уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, осуществлять поиск и обработку информации.  Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль и самооценку, вносить необходимые коррективы в свои действия. Коммуникативные: Уметь работать в паре и группе, формулировать собственное мнение и аргументировать его, слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению. Личностные: Формирование познавательного интереса к учебному предмету, развитие самостоятельности, ответственности за свои действия, формирование ценностей сотрудничества.Оборудование:  Интерактивная доска или проектор, карточки для парной работы, наборы картинок/предметов (или карточки с описанием) для групповой работы (например, "3 карандаша", "9 ластиков", "6 тетрадей"), листы для самостоятельной работы, сигнальные карточки (зеленый/красный) или смайлики для рефлексии, учебник, рабочие тетради.Ход урока:
  • Организационный момент (1-2 мин) 
  • Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Создание позитивного настроя: "Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке математики. Сегодня нас ждет интересное путешествие в мир чисел и величин. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи!"
  • Актуализация знаний (5-7 мин)
  • – Фронтальная работа Устный счет: "Назовите число, которое на 5 больше 12." (17) "Назовите число, которое в 3 раза меньше 27." (9) "Сколько получится, если 18 разделить на 2?" (9)"Из 20 вычесть 4." (16) Введение в сравнение: - "Что значит сравнить два числа или два предмета?" (Примерные ответы детей: узнать, какое больше, какое меньше, равны ли они). "У Маши 7 конфет, а у Пети 5. Кто собрал больше конфет?" (Маша)"На сколько больше?" (На 2 конфеты. Как узнали? 7-5=2) "Молодцы! Мы уже умеем сравнивать числа, узнавать, на сколько одно число больше или меньше другого."
  • Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи (7-10 мин)
  • – Фронтальная работа. Загадка-введение: "У меня есть волшебная корзинка. В ней 12 красных яблок и 3 зеленых." (Демонстрация картинок или запись чисел на доске). "Давайте сравним количество яблок. Каких яблок больше?" (Красных). "На сколько красных яблок больше, чем зеленых?" (На 9. Как узнали? 12 - 3 = 9). "А теперь послушайте внимательно другой вопрос: Во сколько раз красных яблок больше, чем зеленых?" (Пауза, возможно, дети уже знают или догадаются). "Как вы думаете, каким действием мы можем это узнать? Вычитанием? Сложением? Умножением? Делением?" (Ответы детей: Делением). "Верно! 12 разделить на 3 будет 4. Значит, красных яблок в 4 раза больше!"  Формулировка темы и целей:  "Посмотрите, ребята! Мы ответили на два разных вопроса: 'на сколько больше' и 'во сколько раз больше'. Сегодня на уроке мы научимся различать эти виды сравнения. Как вы думаете, как может называться тема нашего урока?" (Выслушиваются предположения). "Тема нашего урока: 'Разностное и кратное сравнение величин'. Сегодня мы будем учиться, когда и как применять каждый из этих способов сравнения."
  • Открытие нового знания (10-12 мин)
  • – Фронтальная работа.  Разностное сравнение:  "Когда мы хотим узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, мы используем разностное сравнение. Каким действием мы это делаем?" (Вычитанием). "Запомните: вопрос 'на сколько больше/меньше?' → действие 'вычитание'." Пример на доске: У Васи 8 машинок, у Коли 5 машинок. На сколько у Васи больше? (8-5=3)  Кратное сравнение:  "Когда мы хотим узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, мы используем кратное сравнение. Каким действием мы это делаем?" (Делением). "Запомните: вопрос 'во сколько раз больше/меньше?' → действие 'деление'." Пример на доске: У Васи 8 машинок, у Коли 2 машинки. Во сколько раз у Васи больше? (8:2=4)  Обобщающая таблица на доске: | Вид сравнения | Вопрос | Действие | |---|---|---| | Разностное | На сколько > / < | Вычитание (-) | | Кратное | Во сколько раз > / < | Деление (:) | "Перечертите эту таблицу в тетрадь, она нам очень пригодится!"
  • Первичное закрепление (5-7 мин)
  • – Парная работа.  Задание "Сравним вместе!":  Каждая пара получает карточку с двумя числами или кратким описанием ситуации.  Карточка:  Числа: 18 и 6 Задача: "Мальчики построили 18 кубиков, девочки - 6 кубиков."  Задание для пары: 1. Придумайте вопрос для разностного сравнения и решите его. 2. Придумайте вопрос для кратного сравнения и решите его. Пары обсуждают, записывают в тетради. Учитель подходит к парам, помогает, если нужно. Через 3-4 минуты несколько пар озвучивают свои примеры и решения.VI. Физкультминутка (2-3 мин)  "А теперь пришло время немного размяться!" (Учитель называет число). "Если это число четное – хлопаем 2 раза, если нечетное – топаем 3 раза!" (Например: 10, 7, 14, 9, 20) "Если я говорю 'на сколько больше' – тянемся вверх, если 'во сколько раз больше' – приседаем."VII. Самостоятельная работа с самопроверкой (7-8 мин)  Задание "Проверь себя!":  Каждый ученик получает индивидуальный лист с 2-3 задачамиЗадачи: 1. В саду выросло 35 тюльпанов и 7 нарциссов. а) На сколько тюльпанов больше, чем нарциссов? б) Во сколько раз тюльпанов больше, чем нарциссов? 2. Длина стола 120 см, а длина стула 40 см. а) На сколько стол длиннее стула? б) Во сколько раз стол длиннее стула? После выполнения работы проверяем правильные ответы на экране. Учащиеся самостоятельно проверяют свои работы, ставят "+" за верный ответ, "-" за неверный.VIII. Групповая работа (10-12 мин)  Задание "Математики-творцы!": Класс делится на 3-4 группы. Каждая группа получает набор картинок с различными предметами и их количеством (например, "3 ручки", "9 ластиков", "6 маркеров").  Задание для группы: 1. Используя данные предметы, составьте одну задачу на разностное сравнение. 2. Используя данные предметы, составьте одну задачу на кратное сравнение. 3. Запишите условия задач и их решения в тетрадь. 4. Подготовьтесь представить свои задачи классу. Учитель циркулирует между группами, оказывает помощь, следит за ходом работы, поощряет обсуждение и сотрудничество. После завершения работы представители групп презентуют свои задачи и решения. Класс активно слушает и, возможно, задает вопросы.IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3-4 мин) – Фронтальная работа то нового вы узнали на уроке?" "Какие виды сравнения мы сегодня изучили?" (Разностное и кратное). "Когда мы используем разностное сравнение? Каким действием?" (На сколько больше/меньше, вычитание). "Когда мы используем кратное сравнение? Каким действием?" (Во сколько раз больше/меньше, деление). "Какое задание было для вас самым интересным? А самым сложным?"  Самооценка: "Покажите с помощью сигнальных карточек (или смайликов): Зеленый/Веселый смайлик: Мне все было понятно, я справился со всеми заданиями. Желтый/Нейтральный смайлик: Мне было понятно, но иногда нужна была помощь. Красный/Грустный смайлик: Мне было трудно, и я многое не понял." "Молодцы, ребята! Спасибо за работу на уроке!"X. Домашнее задание (1-2 мин)  Учебник: Стр. [номер], Задание [номер] (на отработку разностного и кратного сравнения). Творческое задание: "Придумайте дома по одной задаче на разностное и на кратное сравнение, используя предметы, которые вас окружают (например, количество ложек и вилок, высота стула и стола)." "На следующем уроке мы разберем ваши творческие задачи!"
    -