Публикации методическая разработка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка
Автор: Бакулева Наталья Александровна

Методическая разработка урока литературного чтения с элементом театрализации: Знакомство с произведением Г.А.Скребицкого «Весна-красна» и обычаями коренных народов Севера. 1.Организационный момент Создание эмоционального настроя:- Добрый день, добрый час!Как я рада видеть вас.Поздоровались со всеми?Тогда тихонечко все сели.2. Самоопределение к деятельности- На урок к нам сегодня заглянули не только гости, но и тот, кто: «В дверь, в окно Стучать не будет, А взойдёт И всех разбудит» олнце)- Кто же солнцу очень рад? Да, конечно, ... (месяц март)!- Посмотрите. А кто это ещё к нам спешит?
  • Презентация «Весна глазами художников. Музыка Вивальди»
  • 3. Определение и формулирование темы урока (учениками совместно с учителем). - Кто может сформулировать тему урока?Тема: Приход (наступление) весны.4. Постановка цели урока (учениками совместно с учителем)- Какую цель мы сегодня поставим?Цель: узнать как можно больше нового и познавательного о приходе весны.5. Работа по теме урокаПриложение 1 (Текст произведения Г.А.Скребицкого «Весна-красна»).1) Работа с текстом.Знакомство с произведением Г.А.Скребицкого «Весна-красна».
  • Чтение рассказа («Чтение с остановками»).
  • - Как вы думаете, ребята, где Весна зиму проводит? редположения детей)
  • Чтение первой части произведения.
  • Когда-то давным-давно собралась Весна-красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше и выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.Просит Весна перелётных птиц – гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут – не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, - говорят, - снег и лёд, холод и голод, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге прожить.
  • Обсуждение прочитанного.
  • - Как вы думаете, сможет ли Весна к нам в северные края добраться? Как? Ваши предположения? редположения детей)
  • Чтение второй части произведения.
  • Вдруг она слышит голос откуда-то с вышины: «Не печалься, Весна-красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула наверх, а по небу над ней плывёт белое, пушистое ___________. Обрадовалась Весна, забралась на ____________ и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, ей все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталинки, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.Полетела Весна-красна с юга на север на белом пушистом Облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц гусей, лебедей, и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки… Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое Облако, так, значит, на нём Весна-красна прилетела. Жди теперь со дня на день тепла, полой воды, жди с юга весёлых крылатых гостей
  • Обсуждение прочитанного.
  • Словарная работаНесметные стаи – неисчислимое количествоКрылатая мелочь – небольшого размера птичкиКрылатые гости – птицыПолая вода – вода, разлившаяся во время весеннего половодьяВыборочное чтение.- Назовите примету, по которой люди определяют скорый приход весны. Найдите ответ в тексте произведения. (Обсуждение). 2) Знакомство с понятием «закличка».- Наши предки считали, чтобы Весна пришла поскорее, её нужно поторопить. А как это можно сделать?- Предки наши считали: её нужно позвать, попросить прийти, выкликнуть. Для этого с давних пор в народе слагались песни-заклички. Весну кликали, звали закличками-веснянками.Закличка это песня, с которой обращаются к какому-нибудь предмету клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д.- Первыми закликали Весну малыши. Они забегали на пригорок, звенели колокольчиками, стучали в бубенцы. Повернувшись к Солнцу, причитали:
  • Первичное хоровое чтение заклички.
  • Приложение 2 (Тексты закличек-веснянок)
  • Повторное чтение закличек-веснянок ети могут читать с колокольчиками в руках).
  • 3) Вестники весны - Кого на Руси считали вестниками Весны? редполагаемые ответы детей)- На Руси вестниками весны считались птицы. Первой птицей, которая приносит весточку о приходе весны, на Руси считается грач. Но… Мы с вами живём на Севере, а коренные народы Севера: ханты, манси, селькупы, ненцы птицей, которая пробуждает природу после долгой зимы и является предвестницей весны, считают другую птицу. Попробуйте догадаться какую…ЗагадкаОкраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая –Известная персона.Это … (ворона).6. Проверка домашнего заданияЧтение стихотворения А. Блока «Ворона» (Дети читают стихотворение наизустьэто было домашним заданием) Вот ворона на крыше покатойТак с зимы и осталась лохматой…А уж в воздухе – вешние звоны,Даже дух занялся у вороны…Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,Вниз на землю глядит она боком:Что белеет под нежною травкой?Вон желтеют под серою лавкойПрошлогодние мокрые стружки…Это всё у вороны игрушки,И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..Приложение 3 Стихотворение А.Блока «Ворона»7. Знакомство с обычаями коренных народов Севера.Театрализация. Учитель надевает накидку вороны на себя.алее рассказ учитель может вести от лица вороны в первом лице или продолжать вести занятие от третьего лица).- Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — предвестница весны. Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.- Праздник встречи весны у коренных народов Севера так и называется «Вороний День» (по-селькупски это звучит «Вурна Хатл»). Это один из самых почитаемых праздников народов ханты и манси. Он считается началом нового года по календарю у коренных народов Севера. (Справка: с 2012 года в ХМАО «Вороний День» (мой день) стал праздником автономного округа и ежегодно отмечается во вторую субботу апреля; официальной датой праздника считается 7 апреля).Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, «кар-кар» - отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!"Северные народы считают, что весну приносит на крыльях хантыйская богиня - небесная Дева-мать, которая принимает облик вороны и приносит с собой “связку калачей”. Она считается прародительницей всех людей. Она помогает детям рождаться крепкими и здоровыми, определяет продолжительность жизни каждого человека. Игра “Солнце” - В праздник встречи весны ханты устраивают национальные игры, соревнуются в силе, ловкости, устраивают музыкальные состязания. Посвятим игру первой вестнице наступления весны – вороне.(Дети выстраиваются в круг). Правила игры: выбрать ведущего солнца; играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят “хейро” т.е. солнце. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Когда солнце встает и выпрямляется, а затем вытягивает руки в стороны, все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал “Раз, два, три – в круг беги!” те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.Приметы- В этот день люди обращали особое внимание на приметы, которые передаются из поколения в поколение – от родителей к детям - как очень важные вещи, которые помогают избежать неожиданных ситуаций.Что нельзя было делать в вороний день?
  • в вороний день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова.
  • Приметы, в которые верили:
  • если ворона сядет на низкое дерево – весна будет скорая, а если на высокое – затяжная;
  • если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода»;
  • по количеству ворон в этот день определяли, много ли будет рыбы и ягоды.
  • Обычаи- По древнему обычаю народы ханты и манси в этот день развешивают на березах калачи - символы солнца. Рано утром родители будят своих детей со словами: “Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!”. Для народов Севера береза – священное дерево. Ветками березы украшают дома, сараи, чтобы защитить от нечистой силы. Люди приходят к березе, водят хороводы, поют песни, восхваляют березку, заплетают ей косы. А потом завязывают на её ветках яркие ленточки, так как это дерево «чистое, светлое» и олицетворяет жизнь. Завязывая ленточку, желают счастья и здоровья своим близким, родным и всем людям. Загадывают и своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно сбудется.
  • В кабинет вносится макет берёзки.
  • 8. Рефлексия.- А сейчас я приглашаю всех желающих завязать свою ленточку на веточке берёзы и загадать заветное желание.(Все присутствующие на уроке берут ленточку, подходят к березке и завязывают на ее ветках дерева.) - В то время, пока завязываются на веточке берёзы разноцветные ленточки, учитель произносит следующие слова: - С пробуждением, мать-Земля! Тебе зеленеть, а нам радоваться. О, мать-Земля, к тебе взываю! Ты можешь сделать человека сытым, отвести беду! Прими дары наши. Знаю, ты радуешься вместе с нами, у нас сегодня праздник, гостей много. Когда будешь делить удачу, не забудь нас и гостей наших, помоги нам во всех делах добрых.9. Подведение итогов урока- Что нового узнали, чему научились на уроке? - Какой момент урока вам больше всего запомнился?10. Домашнее заданиеПеречитать произведение Г.А.Скребицкого «Весна-красна».Подготовить рассказ о весенних приметах и обычаях коренных народов Севера.Приложение 1. Первая часть.Когда-то давным-давно собралась Весна-красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше и выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.Просит Весна перелётных птиц – гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут – не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, - говорят, - снег и лёд, холод и голод, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге прожить.Вторая часть.Вдруг она слышит голос откуда-то с вышины: «Не печалься, Весна-красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула наверх, а по небу над ней плывёт белое, пушистое ___________. Обрадовалась Весна, забралась на ____________ и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, ей все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталинки, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.Полетела Весна-красна с юга на север на белом пушистом Облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц гусей, лебедей, и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки… Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое Облако, так, значит, на нём Весна-красна прилетела. Жди теперь со дня на день тепла, полой воды, жди с юга весёлых крылатых гостейПриложение 2.Приложение 3 Вот ворона на крыше покатойТак с зимы и осталась лохматой…А уж в воздухе – вешние звоны,Даже дух занялся у вороны…Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,Вниз на землю глядит она боком:Что белеет под нежною травкой?Вон желтеют под серою лавкойПрошлогодние мокрые стружки…Это всё у вороны - игрушки,И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..
    -