Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности пошаговой подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку как одно из условий успешной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ .
Автор: Гузенко Галина Николаевна
Особенности пошаговой подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку как одно из условий успешной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ .
Если вы работаете над поставленными целями,
то эти цели будут работать на вас.
Джим Рон
Успешная сдача Государственного экзамена по иностранному языку требует жесткой системной подготовки обучающихся и высокой профессиональной компетентности учителя.
Качественная подготовленность ученика к экзаменам должна обеспечить уверенность в достигаемости цели,снизить уровень тревожности и сформировать позитивную мотивацию.Этому способствует пошаговая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Посредством тестовых заданий различных типов и уровней сложности, через различные виды речевой деятельности в ЕГЭ оценивается уровень сформированности коммуникативной компетенции участников экзамена,а также обеспечивается их подготовленность к экзаменам.Экзамен по английскому языку, имеющий комплексный характер и состоящий из коммуникативно-ориентированных иноязычных контрольных заданий во всех видах речевой деятельности, требует планомерной длительной подготовки.
• В разделе ЕГЭ «Аудирование» проверяется понимание основного содержания прослушанного текста, понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации, полное понимание прослушанного текста. Это требует от учащихся применения различных стратегий аудирования в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.
• В разделе «Чтение» проверяется понимание темы прочитанного текста, понимание структурно-смысловых связей в тексте, полное и точное понимание прочитанного текста и, соответственно, умение применить при разных видах чтения адекватные целям чтения стратегии.Говоря о разделах «Аудирование» и «Чтение», необходимо отметить, что тексты для прослушивания и чтения, представленные в ЕГЭ, значительно разнообразнее по своей жанрово-стилистической принадлежности.
• В разделе ЕГЭ «Грамматика и лексика» в экзамене проверяются умения правильно употребить в коммуникативно-ориентированных контекстах различные грамматические категории (видо-временные формы глагола, пассив, степени сравнения, числительные и т.д.); словообразовательные элементы; слова (на основе лексической сочетаемости) и фразовые глаголы.
• В разделе «Письмо» учащимся предлагается написать письмо личного характера и эссе. При этом в заданном объёме текста требуется выполнить чётко сформулированную коммуникативную задачу. Проверяется широкий спектр умений письменной речи: дать развернутое сообщение, правильно и логично организовать своё высказывание, использовать адекватный поставленной задаче с тиль высказывания, использовать средства логической связи, приводить аргументы и т.д.
• В разделе «Говорение» оцениваются умения правильно прочитать текст,задать и ответить на вопросы, логично построить своё высказывание на этапе описания и сравнения фотографий; продемонстрировать (как и в письменной части экзамена) владение грамматическими структурами и словарным запасом, достаточными для решения поставленной коммуникативной задачи и т.д.
Подготовить обучающихся к ЕГЭ – это значит сформировать у них иноязычную коммуникативную компетенцию на заданном уровне: 11 класс–базовый уровень-А2 и повышенный уровень –В2, и это значит нужно выполнить требования федеральных государственных образовательных стандартов.
При подготовке учащихся к государственному экзамену по английскому языку возникает несколько проблем:
-
Проблема знания формата экзамена и владение test taking skills . Как и любой стандартизированный тест, ЕГЭ проверяет знания и уровень сформированности коммуникативной компетенции в жестких рамках определенных форматов, и знание или незнание этих форматов может существенно повлиять на итоговый результат. Например, некоторые учителя старательно приравнивают ЕГЭ к FCE, не учитывая ни неполное совпадение по уровню, ни разницу в формате экзамена (например, в оформлении личного письмо в FCE и в ЕГЭ ). Поэтому необходимо интенсивно готовить учащихся к выполнению заданий совершенно определенного формата, и это крайне важно учитывать при выборе источника тестирования. Можно и нужно для дополнительной тренировки в 10 и 11 классах брать демоверсии ЕГЭ с сайта ФИПИ , где выдержан формат экхамена, представлена демоверсия экзамена и есть документы по подготовке к нему- «Методические рекомендации».
2)Проблема выбора источника для тренировки. Если учитель решает использовать во множестве доступные специальные тесты для подготовки к ЕГЭ, то не имеет смысла использовать тесты, изданные до 2006 года, лучше брать тесты , опубликованные в пределах 5 лет до года сдачи экзамена,а также нужно убедиться, что эти тесты допущены ФИПИ, в противном случае нет гарантии, что они не содержат ошибок или нарушен формат экзамена.
3)Проблема расчета времени . В эту же группу проблем отношу невладение учеников навыками -exam taking skills. К этим навыкам относится и умение решить, какие задания ученик реально может выполнить за отведенное время, если очевидно, что все не успеет. Поэтому ученик должен понимать, что одно выполненное задание повышенного уровня может принести ему больше баллов, чем два задания базового уровня. Точно так же, ученики должны уметь не останавливаться в чтении из-за встреченного в тексте незнакомого слова, а различать задания по типу чтения, то есть понимать, нужно ли им понять для ответа весь текст, или достаточно только найти крохотный кусоче информации, либо просмотреть текст и понять главную его идею. Важно также ученикам уметь делать выписки из текста при чтении и аудировании: к сожалению, вместо того. чтобы записать основную информацию, ученики часто пытаются записать как можно больше, для чего недостаточно ни отведенного времени, ни их сил.
Проверка готовности к работе по подготовке учащихся к экзамену
Учебно-методический аспект подготовки учащихся к ЕГЭ предполагает наличие:
-
программ подготовки учащихся, учитывающих особенности образовательного учреждения, потребности учащихся в соответствии с выбранными направлениями получения профессионального образования;
-
КИМ для выявления уровня подготовленности учащихся с целью организации дифференцированной подготовки;
-
комплектов рекомендованных пособий и ЦОР по подготовке к ЕГЭ по английскому языку;
-
методических пособий для учителя английского языка.
Для подготовки учащихся к этим экзаменам учителю необходимо сначала провести большую работу ;с соблюдением всех элементов структуры подготовки учащихся к экзаменам в виде схемы:Цель → Условия + Содержание образования + Методы обучения + Формы обучения + Диагностика эффективности → Результат.Следующий шаг учителя- поэтапная работа , направленная на реализацию этой схемы подготовки.
Подготовительный этап1) Повторительно-обобщающая работа.
Создание методического сборника материалов по «ЕГЭ». Необходимо подготовить папки-файлы с разного рода таблицами: формы неправильных глаголов, видовременные формы глаголов (активные и пассивные конструкции), списки основных фразовых глаголов с переводом, распечатать списки возможных средств логической связи, списки словообразовательных суффиксов/префиксов, словообразовательную таблицу наиболее часто употребляемых лексических единиц, списки слов – антонимов и синонимов и т д.Для подготовки письменной и устной речи полезно создать таблицы – схемы устных ответов, списки возможных эмоциональных реплик: слова, фразы начала/поддержания/окончания разговора.Необходимо создавать тематические кейсы с вопросами, фразами на определенную тематику.Полезно и нужно набрать списком ссылки на полезные и проверенные сайты для подготовки к экзамену,например-
2) Методический инструктаж учащихся.
Ознакомление обучающихся со структурой и содержанием экзамена ЕГЭ, с демоверсиями и временными рамками выполнения заданий. Необходимо дать рекомендации обучающимся о правильном «подходе» к тренингу по аудированию, чтению с разными стратегиями, выполнению лексико-грамматических заданий, написанию личного письма и эссе; показать это на примерах и образцах, дать рекомендации по тренировке заданий раздела «Говорение». Это способен сделать только компетентный учитель, , хорошо владеющий преподаваемым иностранным языком, современными методами обучения, а также знакомый с требованиями ФГОС к государственной итоговой аттестации обучающихся.
Практический этап1) Тренинг учащихся в выполнении заданий в формате ЕГЭ, используя демоверсии с сайта ФИПИ, Открытый Банк заданий, пособия с заданиями, тесты в режиме on-line с обязательным мониторингом времени. Можно использовать реальные КИМ разных лет, которые по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам. Эти задания, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике. Хорошим дополнением к базовому курсу английского языка по учебникам школьной программы могут служить ЕГЭ ориентированные элективные курсы хотя бы по 1 часу в неделю, индивидуальные консультации (раз в неделю); выполнение пробного варианта экзамена ЕГЭ в реальном временном режиме с последующим анализом и коррекцией и психологический тренинг-настрой .
2) Организация и управление самостоятельной работой учащихся во многом предполагает большую самостоятельную работу участника ЕГЭ , которая включает в себя прорешивание демоверсий экзамена и заданий , опубликованных сборников по ЕГЭ и проверку ответов по ключам; выполнение тренинговых заданий на интерактивных образовательных платформах и просмотр образовательных видео.
3) Сдача ЕГЭ. Анализ и сравнение результатов. Корректировка алгоритма подготовки.
Повторительный этап - список типичных ошибок учащихся по чтению и аудированию и рекомендациями по их устранению.АУДИРОВАНИЕ
Основные задачи:- Понимание основного содержания (микротексты, короткие монологические высказывания)- Понимание запрашиваемой информации ((объявления, рекламы, диалоги, интервью)- Полное и точное понимание содержания текста (интервью, беседы, выступления)
Типичные ошибки обучающихся:- Учащиеся не знакомятся с содержанием задания
- Кажущаяся тематическая однотипность высказываний часто приводит учащихся к замешательству
- Быстрый темп говорящего представляет особую сложность для учащихся, не привыкших слушать аудиозаписи носителей языка
- Многие учащиеся не умеют выделять ключевые слова в аудиотексте и соотносить их с ключевыми словами вопросов
- Многие учащиеся выбирают варианты ответов только потому, что эти слова звучали в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило выражен синонимами
- Некоторые учащиеся не могут сконцентрировать внимание на прослушивании (отвлекают движения, взгляды по сторонам…)
Рекомендации:- Внимательно читать формулировки заданий.
- Вырабатывать умение выделять ключевые слова текста (обычно они выделяются голосом и интонацией говорящего).
- Учиться подбирать слова – синонимы к ключевым словам.
- То, что надо понять, обычно звучит более медленно, чем все высказывание.
- Учиться давать ответы во время звучания аудиозаписи, а также использовать 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиванием текста.
- Нельзя давать ответ, опираясь на свой опыт или мнение, игнорируя при этом содержание звучащего текста.
- Концентрировать внимание только на запрашиваемой информации.
Не оставлять вопросы без ответа.
ЧТЕНИЕ
Виды чтения:- Поисковое чтение (scanning)- Ознакомительное чтение (skimming)- Чтение с полным пониманием содержания (intensive reading \ reading for details)
Рекомендации:- Не пытайтесь сэкономить время, читая только те части текста, которые соответствуют вопросу. Читайте весь текст целиком – это поможет понять контекст и ничего не упустить.
- Не тратьте слишком много времени на один вопрос, вы сможете вернуться к нему позже.
- Не волнуйтесь, если вы не знакомы с темой, которая обсуждается в тексте, все ответы приведены в тексте и вам не нужны никакие специальные знания, чтобы их найти.
- Старайтесь извлечь смысл незнакомых слов из контекста.
- Если это задания с пропусками — прочтите части текста до пропусков и после и постарайтесь догадаться, какая информация пропущена.
- Попробуйте угадать ответ на вопрос, если вы его не знаете.
- Старайтесь равномерно распределить свое время между всеми частями задания.
- Чтобы подготовиться к экзамену, читайте как можно больше текстов разных стилей.
К настоящему времени издано большое количество пособий для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Автор рекомендует следующие пособия:
Учебно-методические пособия , подходящие для подготовки к экзамену:-
ЕГЭ Top Grade .Устная часть .Английский язык.Мадина Гаджиева и Елена Меджибовская-Издательство ИП Тарасова.,Москва,2023
-
Английский язык:ЕГЭ 2009.Е.С.Музланова.-М., АСТ Астрель, 2009
-
Английский язык: Тренировочные варианты ЕГЭ+CD.И.В.Ермолова, Саратов Лицей,2009
-
Английский язык:ЕГЭ Л.И.Романова. Грамматика и лексика.М., Айрис пресс 2008
-
Английский язык:ЕГЭ Л.И.Романова. Чтение .М., Айрис пресс, 2008
-
Английский язык:ЕГЭ Л.И.Романова. Письмо .М., Айрис пресс, 2008
-
Английский язык:ЕГЭ Е.Л.Занина Устные темы. М., Айрис пресс ,2009
-
Английский язык:ЕГЭ .Практикум+СD. С.В. Мичугина. М., Экзамен, 2009
-
Английский язык:ЕГЭ .Типовые тестовые задания +СD. С.В. Мичугина. М., Экзамен ,2009
-
Английский язык:ЕГЭ.Тренировочные задания+CD. М.,Эксмо, 2009
-
Образовательный диск. Подготовка к ЕГЭ. Английский язык на 100 баллов М., Новая школа, 2009
-
Электронное пособие « Репетитор Кирилла и Мефодия »
-
Английский язык. Эффективные приемы подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Автор - Мишин А.В. 2017. Москва "Просвещение",
-
Вербицкая М.В , Махмурян К.С , Нечаева Е.Н. Английский язык. ЕГЭ. Практикум и диагностика - Москва " Просвещение", 2017.
-
Focus on RNE (Russian National Exam).Virginia Evans - Jenny Dooley. Larissa Abrosimova - Irina Dolgopolskaya (Курс на ЕГЭ. /[Л.С. Абросимова, И.Б. Добровольская, Д.Дули, В.Эванс]. - М.: Express Publishing: Просвещение, - 2017
-
Музланова Е.С.ЕГЭ-2017. Английский язык. 10 тренировочные вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену. - М.: АСТ, 2016.
Из всего арсенала средств по решению проблем, связанных с похождением учащимися средней школы итоговой аттестации в формате ЕГЭ, учитель, несомненно, может активно опираться на использование информационных ресурсов сети Интернет. Использование таких ресурсов может быть оправданным на подготовительно – информационном, прогностическом, деятельностном и рефлексивном этапах подготовки выпускников к ЕГЭ.
Единый экзамен: официальная информация Минобразования и науки России. Официальная информация о ходе и перспективах эксперимента по единому экзамену: интерактивные демоверсии тестов ЕГЭ, нормативные документы, события и планы, дискуссии, опросы, голосования.
www.ege.ru
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме. Предлагает свежие новости о проведении ЕГЭ в компьютерном варианте.
www.fipi.ru
Федеральный институт педагогических измерений. Официальная информация о Едином государственном экзамене, демоверсии тестов с 2002 по 2009 год. Научно-исследовательская работа в области педагогических измерений и оценки качества образования. Нормативные документы.
www.rustest.ru
Центр тестирования Минобразования России. На сайте дана инфрмация о едином государственном экзамене и централизованном тестировании. Содержит приказы и инструкции, изданные до 2008 года включительно. Раздел для абитуриентов: описания тестов, расписание.
www.ozon.ru/context/catalog/id/1074975/
Ozon.ru - крупнейший в России книжный интернет-магазин. Вы можете ознакомиться с обзорами российских учебных пособий по подготовке к ЕГЭ.
www.omsk.edu.ru/_ege?index.html
Страница Омского образовательного портала, посвященная ЕГЭ.
www.ht.ru/on-line/tests/egeism.php
Определение уровня ЕГЭизма. Тест на проверку знаний по процедуре и методике проведения Единого государственного экзамена онлайн.
www.english.language.ru/ege/index.html
Сайт содержит наиболее запрашиваемую информацию о едином государственном экзамене, а также пробный вариант теста в интерактивной форме. Учащиеся смогут познакомиться с основными стратегиями выполнений заданий в формате экзамена. Учителя найдут здесь рекомендации, как готовить учащихся к выполнению заданий в формате экзамена.
www.exams.ru
Русскоязычный сайт о различных типах международных экзаменов по английскому языку, их востребованности, форматах и типах задания. Содержит примеры тестов. Некоторые задания могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ.
www.cambridgeesol.org/exams/fce.htm
Официальная сайт об экзаменах Кембриджского университета ESOL (English for Speakers of Оther Languages), в том числе и FCE.
www.indiaeducation.info/International-Exams/
Сайт о наиболее значимых международных экзаменах по английскому языку.
www.flo-joe.co.uk/fce/students/tests/tsindex.htm
Сайт организован командой Кембриджский преподавателей, методистов и авторов учебников. Содержит тесты онлайн для подготовки к FCE. Здесь же можно обсудить интересующие Вас вопросы на форуме для учителей и студентов. Некоторые задания тестов могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.
www.ompersonal.com.ar/sitemapenglish2.htm
Практические тесты кембриджского экзамена FCE, прототипа ЕГЭ по английскому языку.
|
|
