Публикации Занятие для средней группы (4–5 лет) Тема: «Осенние чудеса: путешествие в лесную аптеку»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие для средней группы (4–5 лет) Тема: «Осенние чудеса: путешествие в лесную аптеку»
Автор: Самойлова Елена Владимировна

Занятие для средней группы (4–5 лет)Тема: «Осенние чудеса: путешествие в лесную аптеку»Цель: сформировать представления о полезных дарах осени (ягоды, грибы, семена), развить познавательную активность и бережное отношение к природе.Длительность: 20–25минутЗадачи
  • Образовательные:
  • познакомить с съедобными и лекарственными растениями осени (рябина, шиповник, клюква, брусника, опята, маслята);
  • закрепить признаки осени и сезонные изменения в природе;
  • обогатить словарь: урожай, ягоды, грибы, лекарственные растения, запас, созревание;
  • учить описывать объекты по плану (цвет, форма, вкус, где растёт).
  • Развивающие:
  • развивать наблюдательность, внимание и память через исследование природных объектов;
  • совершенствовать связную речь (ответы полными предложениями, составление описаний);
  • стимулировать мелкую моторику в творческих заданиях.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к природе и её дарам;
  • формировать навыки безопасного поведения в лесу (не трогать незнакомые грибы и ягоды).
  • Материалы и оборудование
  • мультимедийная презентация или набор картинок с изображением осенних ягод и грибов;
  • муляжи или настоящие (сухие) образцы: рябина, шиповник, клюква, брусника, белый гриб, опята, маслёнок;
  • лупы (3–4шт.);
  • карточкисхемы «Что это? Где растёт? Чем полезно?»;
  • листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки;
  • аудиозапись звуков осеннего леса;
  • корзинка для «сбора урожая»;
  • фартуки для детей (по желанию).
  • Предварительная работа
  • прогулки с наблюдением за осенними плодами и ягодами на участке;
  • чтение: К.Ушинский «Осень», М.Пришвин «Осенние листики», стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева;
  • рассматривание иллюстраций с изображением лесных ягод и грибов;
  • игры: «Съедобное — несъедобное», «Угадай по описанию», «Найди пару»;
  • создание миниколлекции сухих листьев и плодов.
  • Ход занятия1. Вводная часть (3–4минуты)
  • Мотивация и создание атмосферы:Воспитатель включает аудиозапись звуков леса.
  • «Ребята, сегодня мы отправимся в волшебный осенний лес — в лесную аптеку! Там растут удивительные растения, которые помогают людям быть здоровыми. Хотите узнать, какие сокровища спрятал лес?»
  • Беседаактуализация:
  • Какое сейчас время года? Почему вы так думаете?
  • Что можно найти в лесу осенью? (Ягоды, грибы, шишки, листья.)
  • Какие ягоды вы знаете? Какие грибы?
  • Почему нельзя есть незнакомые ягоды и грибы? (Можно отравиться.)
  • 2. Основная часть (14–16минут)
  • Исследование «Лесная аптека» (развитие наблюдательности и речи)
  • Воспитатель достаёт из корзинки образцы ягод и грибов. Дети рассматривают их (можно через лупу), называют, описывают по плану:
  • Что это?
  • Какого цвета?
  • Какой формы?
  • Где растёт?
  • Чем полезно?
  • Примеры:
  • «Это рябина. Она красная, ягоды круглые. Растёт на дереве. Из неё делают варенье, она помогает при простуде.»«Это маслёнок. Шляпка коричневая, скользкая. Растёт в сосновом лесу. Его можно жарить и мариновать.»
  • Дидактическая игра «Съедобное — лекарственное — несъедобное» (классификация объектов)
  • На столе — карточки с ягодами и грибами.
  • Дети делят их на три группы и объясняют выбор:
  • Съедобные: малина, черника, белый гриб.
  • Лекарственные: шиповник, калина, брусника.
  • Несъедобные: мухомор, волчья ягода.
  • Вопросы: «Как люди используют эти дары природы? (Варят варенье, сушат, делают чай.)»
  • Игра «Что сначала — что потом?» (развитие логического мышления)
  • Карточки с этапами: цветок → зелёная ягода → красная ягода.
  • Дети выкладывают последовательность и рассказывают:
  • «Сначала на кусте был цветок, потом появилась зелёная ягодка, а теперь она стала красной и спелой.»
  • Творческая работа «Ягодный узор» (развитие мелкой моторики и творчества)
  • Дети садятся за столы. На листах бумаги — контуры ягод (рябина, клюква, брусника).
  • Воспитатель предлагает раскрасить их и составить узор (например, «бусы из рябины»):
  • «Выберите карандаши и превратите эти контуры в осенние ягоды. Какие цвета вам понадобятся? (Красный, оранжевый, тёмнокрасный.)»
  • Во время работы звучит лёгкая осенняя музыка.
  • Физкультминутка «Мы — осенние листочки»
  • Мы — осенние листочки, (руки вверх, покачивания)На веточках сидим. (присесть)Дунул ветер — полетели, (встать, машем руками)И на землю тихо сели. (медленно присесть)Ветер снова набежал, (подняться, кружиться)И листочки все поднял. (поднять руки)Закружились, полетели, (бежим по кругу)И на землю снова сели. (присесть)3. Заключительная часть (3–4минуты)
  • Рефлексия и подведение итогов:
  • Куда мы сегодня путешествовали? (В лесную аптеку.)
  • Какие осенние дары мы нашли? (Ягоды, грибы.)
  • Чем полезна рябина? А шиповник?
  • Почему нельзя трогать незнакомые ягоды и грибы в лесу?
  • Что вам больше всего понравилось? (Рассматривать через лупу, рисовать ягоды.)
  • Ритуал завершения:
  • «Лес благодарит вас за внимательность и заботу! Он дарит вам эти осенние сокровища, чтобы вы могли ещё раз рассмотреть их в группе. Давайте пообещаем не рвать ягоды и грибы без взрослых и беречь природу.»
  • Итог:Воспитатель хвалит детей, предлагает устроить выставку рисунков.
  • «Вы отлично поработали! Теперь вы знаете, какие полезные дары дарит нам осень. До новых открытий!»Методические рекомендации
  • Для детей, которые быстро справляются: предложить составить рассказ по своему рисунку («Как я нашёл гриб в лесу»), добавить элементы счёта (сколько ягод на рисунке?);
  • Для стеснительных детей: начать с ответов в паре, использовать опорные фразы («Я вижу…», «Я думаю…»);
  • Следить за темпом: если дети устали, сократить количество заданий или сделать паузу на дыхательную гимнастику («Вдохнём аромат осеннего леса…»);
  • Использовать похвалу и конкретные комментарии («Ты точно описал, как выглядит маслёнок!»).
  • Варианты усложнения
  • добавить эксперимент «Плавает или тонет?» (опустить в воду ягодку, грибную шляпку);
  • ввести элементы проектной деятельности («Создадим альбом „Дары осенней природы“»);
  • предложить сделать аппликацию из настоящих ягод (сухих) и листьев;
  • включить миниквест «Найди сокровище» (поиск спрятанных природных объектов по подсказкам).
  • -