Публикации
Значение и организация практических занятий в учебном процессе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение и организация практических занятий в учебном процессе
Автор: Давлетшин Рустем Радикович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение и организация практических занятий в учебном процессе
Автор: Давлетшин Рустем Радикович
ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕДавлетшин Р.Р.преподаватель, Казанский технологический колледж ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. КазаньСовременные образовательные процессы требуют постоянного совершенствования методов и форм учебной деятельности, направленной на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов. Важнейшим компонентом учебного процесса является проведение практических занятий, поскольку именно они позволяют интегрировать теорию и практику, развивая у студентов не только профессиональные навыки, но и личностные качества. Таким образом, перед преподавателем стоит важная задача правильно организовать процесс проведения практических занятий, учитывая специфику изучаемого предмета и индивидуальные особенности студентов.Практическое занятие предполагает практическую деятельность учащихся в условиях специально оборудованного кабинета на основе разработанных заданий. При правильной организации практические занятия способствуют развитию мышления, овладению экспериментальными методами исследования (умением наблюдать, измерять, оформлять результаты, планировать). Практические работы делятся на фронтальные и практикумы. При фронтальных все учащиеся выполняют одно и тоже задание, тематика которого соответствует содержанию учебного материала. Практикумы проводятся при завершении изучения крупной темы, раздела программы, в конце полугодия, года. Они имеют повторительно-обобщающий характер, предоставляют учащимся большую самостоятельность.Структура практического занятия:•вступление преподавателя;•ответы на вопросы студентов по неясному материалу;•практическая часть как плановая;•заключительное слово преподавателя.Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Разработка рекомендаций студентам по организации самостоятельной работы в ходе подготовки к практическим занятиям можно отобразить в виде изучения литературы, подготовка индивидуальных и групповых докладов, выступление по отдельным вопросам и т.д. При проектировании учебных целей учитывается интеграция теоретико-методологических знаний, практических умений и навыков студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.Под практическим занятием понимают определенный формат подготовки студентов, который:•Углубляет теоретическую подготовку в рамках осваиваемой дисциплины и темы, содействует более тщательному пониманию терминологии, правил;•Развивает навыки по применению теории в конкретных условиях: на практике, в повседневной жизни, на стажировке, при выполнении определенных заданий и пр. В рамках данной функции студенты учатся определять уместность, целесообразность и необходимость тех или иных научных приемов, инструментов, понятий и т.д.;•Совершенствует аналитические навыки, способствует развитию и укреплению критического мышления;•Благоприятно сказывается на интеллектуальном, моральном, духовном развитии, ораторском искусстве: умение грамотно и лаконично преподнести информацию аудитории обосновать свою позицию/мнение, навыки по выступлению на публике и пр.;•Повышает уровень профессиональной готовности и пригодности по мере выпуска: наличие практических занятий позволяет развить конкретные навыки и минимизировать необходимость дополнительного обучения новоиспеченного специалиста при поступлении на работу;•Систематизация ранее освоенной программы, закрепление пройденного материала и его систематизация, развитие навыков по работе с информацией и различной литературой с учетом предъявляемых требований (оформление, изложение данных, расчеты и пр.);•Развитие таких качеств, как самообучение, самодисциплина, самоконтроль, ответственность, профессиональная этика.Успех практических заданий зависит от многих слагаемых: от теоретической, практической и методической подготовленности самого преподавателя, его организаторской способности, от состояния лабораторной базы и методического обеспечения, а также от степени подготовленности самих обучающихся, их активности на занятии. При проведении практических работ возможны три подхода к их выполнению:выполнение рецептурных действий обучающихся, когда они проявляют умение работать преимущественно в стандартных условиях, отраженных в руководстве к практикуму;выполнение частично поисковых действий, когда студенты могут действовать достаточно самостоятельно, решать несложные творческие задачи при подсказке или непосредственном руководстве преподавателя;выполнение активных творческих действий студентами, когда они проявляют способность действовать в условиях, близких к реальным, используя запас приобретенных знаний.Разумеется, в современных условиях интенсификации обучения должен преобладать третий подход, но полностью отказаться от первого и второго тоже нельзя. В этой связи практические занятия планируются по принципам «от простого к сложному» и «от действия к мысли».Таким образом, при выполнении практических заданий у студентов вырабатываются аналитические умения и навыки по использованию справочной и научно-технической литературы, необходимые при выполнении курсовых и дипломных проектов. Студенты вынуждены решать творческие задачи, хотя истины, открываемые ими в ходе выполнения практических заданий, являются новыми только для них, но в ряде случаев исследования могут выйти за рамки учебных занятий и тогда занятия приобретают научно-практическую ценность.Проведение качественных практических занятий становится залогом успешного формирования компетентностных характеристик будущего специалиста. Эффективность образовательного процесса определяется степенью интеграции различных видов деятельности, включающих теоретическое обучение, исследовательские практики и внедрение инновационных технологий. Грамотно организованные практические занятия способствуют формированию универсальных и профессиональных компетенций, необходимых выпускникам для успешной адаптации в профессиональной среде и дальнейшего карьерного роста. Именно поэтому роль практических занятий в образовательном процессе трудно переоценить.Литература:1. Демченко С. В. Семинар как форма организации учебного занятия / С. В. Демченко. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 62-64.2. Симонов В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учеб. пособие.— М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2017. – 320 с.3. Тахирова М. А. Педагогические условия организации семинарских, лабораторных и практических занятий в вузе / М. А. Тахирова // ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES. – 2021. – V. 2(3). – P. 2181-2185.4. Vaganova O. Organization of practical classes in a higher educational institution using modern educational technologies / O. Vaganova // Amazonia Investiga. – 2019. – V. 8(23). – P. 81-86.Интернет-ресурсы:5. https://helpiks.org/8-78993.html6. https://studfile.net/preview/1449405/ 7.https://multiurok.ru/files/statia-rol-prakticheskikh-zaniatii-v-protsesse-izu.html
