Публикации
Лекция: «Проблемный» ребёнок в общеобразовательной школе».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Проблемный» ребёнок в общеобразовательной школе».
Автор: Ахмедова Шахризат Ясимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Проблемный» ребёнок в общеобразовательной школе».
Автор: Ахмедова Шахризат Ясимовна
Лекция: «Проблемный» ребёнок в общеобразовательной школе».Определение понятия «проблемные» ученикиКого мы подразумеваем, говоря «проблемные» ученики? Под это понятие могут подходить разные категории школьников. Чаще всего это дети, не реагирующие на заботу и замечания, с ними сложно наладить контакт. Такие ученики строят стены между собой и взрослым, отстраняются от учебы или, наоборот, требуют к себе повышенного внимание и срывают уроки.Признаки «проблемного» ученика:не делает домашнее задание; не следит за ходом урока, не вовлечен, отказывается взаимодействовать с учителем; не отвечает на вопросы, не активен, не выполняет поручения; оскорбляет одноклассников, грубит старшим, отказывается от любого контакта; не воспринимает критику, становится агрессивным, не справляется с эмоциями, не контролирует себя; не пользуется авторитетом в классе; не усваивает материал; если это онлайн-занятие, то отключает камеру, выходит из виртуальной комнаты; нарушает принятые правила на уроке: не кричать, не опаздывать, не отвлекаться. Значимость проблемы для образовательных учреждений и системы образования в целомЗачастую учителям и сотрудникам школ трудно добиться расположения таких детей и выстроить нормальные отношения. Зачем нужно находить подход к таким школьникам? По закону школа несет ответственность за учеников, пока они находятся на ее территории.Возможностей контролировать поведение учеников — и тем более на него влиять — у образовательных учреждений не так много. А «проблемных» учеников становится все больше.Хорошая дисциплина и дружественная среда напрямую связаны с успешным обучением и достижением задач, поставленных системой образования. «Проблемные» ученики могут срывать уроки, подрывать дисциплину, усилия педагога, что может стать проблемой для образовательных учреждений и системы образования в целом. Следовательно, школам следует сотрудничать со всеми участниками учебного процесса, чтобы прежде всего воспитать личность, достичь педагогических и воспитательных целей.2. Причины возникновения проблемных учениковАкцент на индивидуальных различиях и потребностях учащихсяКогда говорят, что ученик трудный, на нем просто ставят клеймо. Мэтр педагоги Макаренко показал в своих трудах, что к каждому ребенку можно подобрать ключик, лишь понаблюдать за ним, учесть его интересы и поверить в него. А. С. Макаренко был одним из первых, кто озвучил, что каждый ребенок индивидуален, имеет разные способности и потребности.Акцент на индивидуальном подходе к каждому ученику поможет избежать ряд трудностей. Учет личных потребностей, целей и способностей позволит понимать каждого ребенка и эффективно его обучать.Когда учитель чувствует и знает сильные и слабые стороны детей, он может выстроить общую программу так, чтобы повысить уровень знаний учащихся. Одни ученики лучше воспринимаются информацию на слух, другие — тактильно или зрительно. Если построить учебу на знании особенностей детей, то ученики смогут проходить материал в своем темпе, без тревожного соревнования за оценки с другими, а с глубоким интересом.Влияние внешних факторов: семья, окружение, социальные условияБывает, что за маской «проблемного» ученика скрываются комплексы. За кричащим внешним видом, хамством, отвратительным поведением — какая-то рана.Многие проблемы трудных детей идут из семьи. Социальные условия сказываются на настроении, мотивации, уверенности и самооценке детей. Но «проблемные» ученики не всегда из малообеспеченных или неполных семей. Такие дети могут быть и во внешне благополучных семьях.На поведение учеников могут влиять многие факторы: стрессовые события, переезд, потеря близкого, развод, абьюз, скрытое насилие, рождение второго ребенка. Любое изменение в жизни ребенка провоцирует протест, негативное поведение.Атмосфера в семье является важной составляющей. Ребенок может переживать ссоры между родителями, критику, давление со стороны родственников. От «погоды в доме» напрямую зависит вовлеченность в коллектив и учебу, заинтересованность в предметах. Роль педагогических методов и подходов в формировании учебных трудностейК сожалению, в современных школах индивидуальный подход не может быть полностью реализован по нескольким причинам. Есть государственная программа, которой учитель строго придерживается. Система рассчитывает учебный план, количество часов, которых часто недостаточно, выделяет учебник, который не идеальный. Учитель не может позволить себе отступить от плана.Классы, как правило, переполнены, что является основной причиной того, что физически педагог не может уделить внимание всем и проработать сложные аспекты.На помощь могут прийти тьюторы-наставники, бадди и психологи, которые поддерживают педагога и в целом контролируют ситуацию, мониторят атмосферу и помогают в учебном процессе. В школах работают психологи, задача которых проводить беседы с родителями и учениками. Школьные психологи загружены и зачастую их усилий не хватает на всех. На помощь приходят системы тестирования, которые помогают преждевременно увидеть склонность к асоциальному поведению, суицидальному настроению, буллингу, а также проанализировать самооценку ученика, его принятие себя и чувства, связанные с коллективом и семьей. На основе этого проводят опрос классного руководителя, вызывают родителей и знакомятся с семьей, пытаясь вскрыть «корень зла», беседуют с самим ребенком. Нужно обращать внимание на «проблемных» учеников или игнорировать их? Все методы и подходы показывают, что любой человек ценен и уникален!Независимо от ситуации, учитель должен помочь ученику не только освоить материал, но и способствовать его становлению в коллективе и обществе. Проблемных учеников только ругают и дают обратную связь родителям, чтобы те приняли меры. А весь ученики очень чувствительны к критике и несправедливости. Но если дети замечают, что с ними стараются строить отношения по-честному, тогда они по-другому относятся к взрослому и начинают доверять ему.3. Диагностика и идентификация проблемИспользование педагогических методик и инструментов для выявления проблемДля того чтобы понять, что не так с ребенком, есть разные способы и методы, придуманные врачами, психологами и учителями. Сейчас в российской школе постепенно переходят от старого способа обучения к тому, чтобы развивать ребенка во всех смыслах. Они обращают большое внимание на то, как у ребенка работают тело и мозг.Успешное воспитание, обучение и адаптация в обществе зависят от того, как мы оценим, что ребенок может и как он развивается. Для этого существует сложный метод — педагогическая диагностика.Педагогическая диагностика помогает понять, как лучше учить ребенка, помогать ему, идти по правильному учебному пути, который подходит именно ему. Этот метод также позволяет давать ребенку специальное обучение и психологическую помощь, которая подходит именно ему и его особенностям.При выборе методов и инструментов для проведения диагностики необходимо учитывать:возрастную психологию;умения, интересы, предпочтения, склонности, личностные особенности ребенка, поведенческие проявления ребенка, особенности его взаимодействия со сверстниками и со взрослыми;основные сферы диагностики инициативы ребенка (творческой; инициативы целеполагания; познавательной; коммуникативной и двигательной инициатив, проявляемых в различных видах детальности). С помощью педагогической диагностики мы должны выявить, что делает каждого ребенка особенным: как он учится, каковы его эмоции и мотивация, как он работает над заданиями, и все, что отличает его от других. Эта информация будет полезна при разработке учебных программ и методик, которые будут подходить именно этому ребенку.Современные методы диагностики включают различные инструменты, такие как тесты и стандартизированные опросники (например, MMPI, опросники Айзенка, Кеттела, Лири, Роттера и другие), а также нестандартные методы, такие как тест Роршаха, тест Вагнера и многие другие. Эти методы помогают получить более полное представление о психологических особенностях и потребностях каждого ребенка.Роль наблюдения, анализа академических показателей и общения с ученикамиНесмотря на разнообразие инструментов и методов, которые мы используем для диагностики, они не всегда идеальны и могут содержать ошибки. Например, иногда человек, на которого проводят эксперимент, может стараться показать себя лучше перед исследователем или пытаться угадать, что именно исследователь от него ожидает. Это может исказить результаты эксперимента.Чтобы учесть этот недостаток, мы комбинируем диагностические методы с другими подходами, такими как:беседа;опрос;наблюдение за учеником;изучение того, что создает ребенок.Это позволяет получить более точные и надежные данные о психологических особенностях и поведении каждого человека.4. Индивидуальный подход к «проблемным» ученикамНужно понимать, что индивидуальный подход применяется ко всем ученикам, а не только к «проблемным». Для чего? Во-первых, личность выходит на первый план, с учетом всех характеристик, потребностей, интересов. Во-вторых, образовательный процесс с таким подходом станет эффективным в разы и как итог мы получим более сознательное интеллектуальное общество.Значимость адаптации образовательного процесса под потребности каждого ученикаЗнания об ученике помогут персонализировать уроки и курс и создать индивидуальный учебный план. Учителю следует учесть все «нюансы» учащегося и наладить с ним контакт, научиться говорить на его языке, о его интересах, оправдать его ожидания, а как итог иметь достигнутые цели и прогресс. Школа и учеба «из-под палки», а тем более для проблемных детей стали невыносимыми, дети скучают на уроках, избегают их, прогуливают, а если и «высиживают», то вообще не включены в процесс. Если система учитывает индивидуальный подход, а преподаватель персонализирует урок, результаты будут абсолютно другими, заинтересованность детей возрастет. Использование дифференцированных методов обучения«Дифференцированное обучение — это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Такое обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей. Задания можно подобрать как для отстающих и для тех, кто опережает. Основная задача: увидеть и учесть индивидуальные особенности личности, помочь ребенку сохранить их, поверить в свои силы и обеспечить максимальное развитие. Эффективным методом является групповая работа, где задание дается не индивидуально, а группе, которая сформирована учителем на основании уровня развития учащегося (уровня знаний и умственных способностей). Работа в группе создает благоприятные условия для проявления личностных качеств. Роль разнообразных образовательных программ и поддержкиВ российском образовании применяется дифференциация:по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);по полу (мужские, женские, смешанные классы);по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР);по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и другое).В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Существует множество программ дополнительного образования детей и взрослых, направленное на формирование и развитие творческих способностей, культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.Ученикам важно осознавать, что у них есть возможности для развития своего потенциала. В этом им помогают гранты, конкурсы и стажировки. Также современная инфраструктура спорта постоянно развивается, стимулируя детей вести здоровый образ жизни. Открываются двери культурных и спортивных организаций, таких как музеи, библиотеки, виртуальные читальные залы, филармонии, театры и спортивные центры, для дополнительного образования детей.Еще дети имеют доступ к медийным проектам, которые используют интернет, телевидение, радио и мультфильмы для просвещения и формирования положительных ценностей, гражданской ответственности и активной жизненной позиции. Кроме того, существует поддержка развития образовательных программ, направленных на увлечение, таких как эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений, творческие мастерские и тематические парки. Все эти возможности помогают детям раскрыть свой потенциал и развиться в разных областях. 5. Преодоление трудностей и достижение успеховПримеры практических историй об успешной работе с проблемными ученикамиУченица Аня, 10 лет, на все вопросы отвечает «Не знаю» и начинает плакать, мама у нее очень строгая, в курсе ситуации.Причина: страх совершить ошибку, страх родителей, страх показать, что не умеешь, не знаешь, потому что они критикуют, страх быть обиженной. Информация об ученице: Аня любит изучать китайский, ей приносят удовольствие занятия танцами. Иногда вспоминает про конный спорт с радостью. Говорит, что английский ей не нравится, не пригодится в жизни. Мама ждет улучшения успеваемости в школе, но, когда ребенка в школе стали хвалить, она даже не рассказала маме, так как, по ее мнению, маме все равно. На уроке уходит много времени на мотивацию этой ученицы, на то, чтобы ее успокоить и погрузить в материал. Мама негативно реагирует на поведение ребенка. Что делать в таких ситуациях? Необходимо подобрать материалы в соответствии с интересами ученицы, чтобы она поняла, что английский язык — это инструмент, а не просто предмет в школе, с помощью которого можно выучить узнать что-либо очень интересное. Результат: мама перестала присутствовать на уроках, девочка стала свободна общаться, раскрываться, оказалась очень открытой и стала делиться своими увлечениями на английском языке. Попросила прочитать вслух сочинения, которые написала сама. Ей нравится, что в нее верят, хвалят.Ученику 13 лет, гиперактивный, отказывается говорить на английском, делает задания наугад.Преподаватель не знает, как поставить себя авторитетным. Как построить урок так, чтобы он не тыкал наугад и учил грамматику дома? Ученик переходит на русский, не хочет делать работу над ошибками. Причина: в семье не хватает родительского внимания, ученик постоянно хочет говорить о себе в деталяхЧто делать в таких ситуациях? Говорить с родителями, чтобы участвовали в обучении ребенка, контролировали выполнение домашнего задания.Придумать «плюшки» за хорошее поведение на уроке, меньше дз, или 1 страницу только.Попросить ученика озвучивать ответ перед тем, как он сделает выбор.Обнулять задание, если ученик сделал его наугад.Система мотивации: за каждый пройденный слайд давать кусочек пазла, с любимым героем, чтобы в конце урока получилась картинка.Результат: ученик стал вникать в задания, выполняет медленнее осознаннее, стал слышать учителя и рекомендации. Удалось найти общий язык и договориться.Ученику 8 лет, все нравится, на занятиях нравится, в школе все устраивает, но на уроках проявляет агрессию, кидает тетради, рвет дз, переключает слайды.Причины: не хватает эмоционального выплеска, нет границ, невоспитанность, индивидуальные особенности, зеркалит ситуацию в семье.Что делать в таких ситуациях? Поговорить с мамой, описать поведение, спросить случается ли такое на других уроках.Снизить нагрузку, комбинировать домашнее задание в школе и на платформе. Совмещать школьные темы с теми, что проходит дополнительно.Провести несколько интересных уроков по интересам ученика, показать ему, что он ходит на занятия, чтобы классно провести время. После вернуться к основному курсу, но адаптировать: не торопиться пройти все слайды, добавить больше говорения, песен, игр. Если это будет как дополнительный урок, то может вызывать протест.Возможно взять перерыв, а после отдыха невысокую интенсивность + индивидуальный подход.Из этих примеров видно, что важно сосредотачиваться на положительных качествах и способностях ребенка, такой подход всегда приносит плоды. Для каждого ребенка, который может иметь трудности, нужно применять особые методы обучения, которые основаны на знаниях из педагогики, психологии и современных исследованиях человеческого развития.Важно помнить, что нет «трудных» или «проблемных» детей, есть только ограничения, связанные с недостатком времени, ленью или ограничениями в системе образования. Каждый ребенок, подобно пластилину, может быть формирован и развиваться под руководством учителя.Мы должны совместно работать над тем, чтобы улучшить систему образования так, чтобы все участники этого процесса получили выгоду, и наше общество стало более счастливым, а дети — более удовлетворенными и успешными.
