Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы развития критического мышления.
Автор: Толстых Виктория Вадимовна
Приемы развития критического мышления.
Технология развития критического мышления располагает огромным арсеналом приёмов. Один из приемов, о котором я хочу рассказать -это прием «Cluster”.
Прием «Кластер» или ассоциации.
Модель кластера чаще всего сравнивают со строением солнечной системы. Внутри, как солнце, ключевое слово, а далее планеты.
Кластер («Грозди») – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию. Кроме того, большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах». Кластеры могут стать, как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер неплохо использовать при работе с текстом. Он служит своеобразным планом. Для наших детей, которые часто совсем не работают дома, он хорош для первого предъявления изученного или прочитанного материала Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
Конечно, лучше всего работать с кластером в группе, но можно дать задание и одному учащему. Школьникам, которым трудно даётся английский язык, я разрешаю пользоваться кластерами при пересказе.
Вполне возможно использовать кластер, как небольшой тест. Для этого учащимся предлагаю заполнить в группах пустующую часть кластера или дать им переводные варианты предложений по той или иной теме. Составление кластера даёт свободу для фантазии, эксперимента. Он может стать отправной точкой творческого исследования учащегося или группы учащихся. Вот так, например, 2 группы учащихся составили свои кластеры о чаепитии в Великобритании и в России. Затем сравнили их, находя общее и различное в традициях двух стран. В конце урока кластер похож на тот, что используется в начале урока, но он может быть изменён, расширен или в нём исправлены ошибки.
Результатом работы с кластерами может стать Корзина идей. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
«Корзина» идей - этот прием напрямую связан с созданием кластеров.
1 этап – индивидуальная работа
Сначала дети работают самостоятельно. Им задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
2 этап – групповая работа (обсуждение)
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
3 этап – обмен информацией.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
