Публикации Особенности и закономерности развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности и закономерности развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
Автор: Воронина Оксана Ивановна

Особенности и закономерности развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
Воронина О.И.
Дошкольное детство — период познания человеческих отношений. Их ребенок моделирует в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью.
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Ребенок дошкольного возраста может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте.
В процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих поведение, складывается его личность. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых качеств и свойств. Когда ребенок применяет к себе и другим нравственные оценки, на этой основе регулируя свое поведение, начинает проявляться его самостоятельность, а это означает, что в дошкольном возрасте закладывается такое сложное свойство личности, как самосознание, которое, как и соподчинение мотивов является центральным новообразованием этого возраста.
На протяжении дошкольного возраста центральное звено самосознания ребенка – самооценка, становится все более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Изменяется и ее предмет. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и, наконец, оказывается способным в особой форме осознать свое социальное Я, свое место среди людей.
Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием его познавательной и мотивационной сфер, деятельности, возрастанием к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.
В дошкольный период происходит становление эмоционально-личностной сферы. Как утверждают отечественные психологи, эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности. В связи с этим они выделяют три аспекта эмоциональных процессов: 1. Аспект переживания. 2. Аспект отношения. 3. Аспект отражения.
Согласно первой точке зрения, специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. По мнению С.Л. Рубинштейна, чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает. То есть, чувства выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Психические процессы, взятые в конкретной целостности, – это процессы не только познавательные, но и эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности.
Другой точка зрения на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. П.М. Якобсон считает, что человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира.
Изначально моционально-личностная сфера ребенка развивается и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В проводившихся исследованиях Е.И. Захаровой выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как ребенок усваивает нравственные нормы и правила поведения.
В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность – эмоциональное воображение. Она представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т. е. единство аффекта и интеллекта, которое Л.С. Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств.
Эмоциональные состояния далеко не всегда носят однозначный характер. Некоторые из них – амбивалентны, двойственны.
Развитие эмоциональной сферы ребенка имеет свои закономерности. Кратко охарактеризуем важнейшие из них.
1. В онтогенезе вначале появляются эмоции, отражающие простейшие переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей. У детей форма их проявления имеет социальный характер, поскольку любая органическая потребность ребенка фактически сводится к потребности во взрослом человеке.
2. Развитие эмоций происходит, как их дифференциация. Если младенец удовлетворение потребностей переживает как удовольствие и неудовольствие, то переживание удовольствия у дошкольника может проявляться, как переживание нежности, умиления, духовной близости с родителями, а переживание неудовольствия – как переживание страха, гнева, обиды.
3. Развитие чувств у детей происходит как обобщение эмоций, направленных на определенный объект.
В эмоциональной сфере эмоции являются проявлением переживаемого чувства. Эмоции дошкольников – не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и становления на их основе высших чувств. Гуманные чувства у ребенка будут развиваться в результате обобщения положительных эмоций, полученных ими во взаимодействии с другими людьми.
4. Процесс развития эмоциональной сферы дошкольника характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживания. Чем младше ребенок, тем в большей степени слиты для него характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. Слитность объекта переживаний и отношений к нему проявляется и в отождествлении дошкольником себя с персонажами драматических произведений, сказок.
К концу дошкольного возраста дети начинают осознавать переживания объекта и отделять их от собственных.
5. В дошкольном возрасте происходит развитие содержательной стороны эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение.
6. Важной закономерностью развития эмоциональной сферы дошкольника является развитие ее динамической стороны. Это развитие обусловлено вырабатыванием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей [9, с. 154]. В старшем дошкольном возрасте чувства становятся более глубокими и устойчивыми, а отношения к близким приобретают характер привязанности и любви.
7. На протяжении дошкольного возраста повышается степень осознанности личных переживаний. К концу дошкольного детства ребенок начинает понимать, что значит я радуюсь, я сердит, я добрый, я злой, то есть у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Осознанию эмоциональных состояний способствует развитие речи дошкольника.
Особенности развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка.
Ребенок более эмоционален, чем взрослый. Последний умеет предвидеть и может адаптироваться, кроме того, он умеет ослабить и скрыть проявление эмоций. Это зависит от волевого контроля. Беззащитность, недостаточный для предусмотрительности опыт, неразвитая воля способствуют эмоциональной неустойчивости у детей. Также у детей воля может проявляться в виде негативизма — непослушания, неповиновения, отрицания. Лишь при более высоком развитии она выступает как стремление к цели. Понимание этого требует от родителей быть более терпимыми к негативизму детей.
Круг факторов, вызывающих у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом расширяется. Более разнообразными становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызванных кратковременным раздражением.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра.
Именно в игре и в исследовательском поведении у ребенка развиваются положительные эмоции. Бюлер показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца.
Следующая ступень — функциональное удовольствие: играющему ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.
Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией — эмоциональной реакцией на помеху к достижению осознанной цели. Фрустрация протекает по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют развивающиеся при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации может у одних закрепить вялость, безразличие, безынициативность, у других — агрессивность, завистливость и озлобленность.
Общение со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевая игра приводят к развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. У дошкольника интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность.
Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть. Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессии до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.
Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться. Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует.
Зачатки чувства долга наблюдаются в раннем возрасте. Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.
Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок опознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.
К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго.
Таким образом, выделим следующие особенности эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; в деятельности ребенка изменяется роль эмоций и развивается эмоциональное предвосхищение; развитие эмоций обусловлено, с одной стороны, появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой — эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение; изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы, самосознания; включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными; в дошкольном возрасте начинают закладываться высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Используемая литература:
1. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет. Пособие для работников ДОУ и родителей. - М.: Аркти, 2003
2. Кураев Г.А. Возрастная психология [Текст]: курс лекций / Г.А Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 240 с.
3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие. Под редакцией О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М. Академия. 2003
-