Публикации
Статья " Формирующее оценивание в начальной школе"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья " Формирующее оценивание в начальной школе"
Автор: Когутовская Людмила Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья " Формирующее оценивание в начальной школе"
Автор: Когутовская Людмила Николаевна
Л. Н. КогутовскаяОбобщение опыта работы по теме "Освоение и внедрение технологии формирующей оценки как средства индивидуального развития личности младшего школьника." "Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализировать её причину: от фиксации до самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть"Г. А. Цукерман Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Предлагается изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу. Она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнено подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. В книге М. А. Пинской "Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта", говорится о том, что в обучении необходимо использовать формирующее оценивание - процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и учитель используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Ни для кого не секрет, что основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. Дифференцированный подход в обучении является одним из путей решения этой задачи, но его осуществление без учёта индивидуальных особенностей учащихся не реально. Основная моя задача как учителя - научить детей владеть учебной деятельностью, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Именно поэтому я решила выбрать для себя в качестве темы по самообразованию именно технологию формирующей оценки. Ещё раз перечитав новые образовательные стандарты, я пришла к выводу, что:1. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты.3. Критерии оценивания заранее известны и учителю, и ученикам. Они даже вырабатываются совместно.4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Свою работу по теме я распланировала на три года и разделила её на следующие этапы:Диагностический этап. Прогностический этап Практический этап Коррекционно - практический этап Обобщающий этап. На первом этапе были определены цель и задачи работы.Цель: изучение и практическая апробации технологии формирующего оценивания, направленной на обеспечение качества индивидуальных учебных достижений школьников; разработка системы формирующего оценивания действий по достижению планируемых предметных результатов с помощью системы тестов, памяток- инструкций и проверочных работ, которая позволяли бы обеспечивать индивидуальный подход при оценивании учебных достижений. Задачи:изучить материалы по планированию образовательных результатов и способов их оценивания в соответствие с ФГОС; изучить сущность формирующего оценивания; провести анализ психолого-педагогических исследований в области оценочной деятельности с целью выявления степени разработанности подходов кобеспечению качества индивидуальных учебных достижений школьников;разработать образцы листов самооценки, тестов и проверочных работ для формирующего оценивания предметных и метапредметных результатов. Предполагаемый результат: - обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях; - максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания; - формирование оценочной самостоятельности учащихся, - формирование адекватной самооценки. Следующий этап (прогностический) был посвящён изучению опыта работы учителей по данной теме, посещение уроков коллег с целью изучения опыта оценивания, систематизации материалов методической, педагогической и психологической литературы по заданной теме, разработке и практическому применению инструментов формирующего оценивания во 2 классе на различных уроках Изучив опыт работы учителей разных школ, я узнала, что при включении формирующего оценивания в учебный процесс на различных уроках должны выполняться следующие условия:Первое: на уроке происходит тесное взаимодействие учеников в парах и группах, обсуждение с учителем, свободные вопросы, особая атмосфера доверия, творческой заинтересованности.Второе: результаты используются для корректировки преподавания, «передаются» в руки ученика и используются для планирования, в результате формирующее оценивание положительно влияет на учебную мотивацию школьников и на их самооценку.Третье: личный педагогический стиль учителя располагает к обоюдному доверию, диктат и формализм исключены. Используется ступенчатая методика формирующего оценивания:1.Уровень знания – умение действовать по алгоритму. Для проверки того, достиг ли ученик этого уровня, дается первое задание.2. Уровень понимания – умение анализировать ситуацию, опираясь на имеющееся знание. Для проверки этого уровня дается второе задание, которое проверяет, умет ли ученик рассуждать.3. Уровень применения– умение применять знание для решения практических задач. Для проверки этого уровня дается третье задание, которое требует решить практическую задачу в определенной ситуации (принцип системно-деятельностного подхода). Познакомившись с инструментами формирующего оценивания, я начала применять их на уроках в классе. Введение новых элементов в практику оценивания начала с метода неоконченных предложений.Метод неоконченных предложений.Было интересно… Меня удивило… Своей работой сегодня я…, потому что... Мне захотелось… Мне больше всего удалось… Сегодня я узнал… Было трудно…, потому что... Я научился… Задания для меня показались…, потому что... Для меня было открытием то, что… Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:Я узнал… Я научился… Мне было трудно…. Я не понял…. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности я стала использовать такие методы оценивания, как «Самооценивание и Взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения. При самооценивании и взаимооценивании на первых уроках ребята завышали оценки, объясняя это тем, что им не хотелось обидеть одноклассника или друга. Тогда мне пришлось прибегнуть к хитрости: вместо обычной оценки ребята должны были ставить баллы, которые соответствовали определенным отметкам. Баллы ставили в тетради на полях. Еще один метод оценивания на уроке, который я использую - Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями.Например: Лист самооценки по теме "Состав слова" (4 класс)1) Как я различаю приставки и суффиксы?очень хорошо хорошо не очень хорошо 2) Знание словарных слов.безошибочная запись 1-2 ошибки более 2 ошибок 3) Ответы на вопросы (+ или -)всё верно 1-2 ошибки 3-5 ошибок более 5 ошибок 4) Как я различаю слова с приставками?выписано всё верно выписаны лишние слова не все выписаны, какие надо 5) Как мы поработали с № 86?выписано всё верно выписаны лишние слова не все выписаны, какие надо 6) Как я оцениваю игру?ошибался не ошибался 7) Как я подбираю рифму?все слова записаны верно 1-2 ошибки более 2-х ошибок 8) Как я разбираю слова по составу?без ошибок 1-2 ошибки более 2-х ошибок 9) Как я оцениваю аккуратность своей работы?всё аккуратно и чисто не очень аккуратно, но чисто не аккуратно, грязно Следующая оценочная методика, которую я применяю – это карта понятий. Опыт применения карт понятий показал, что этот метод можно использовать не только на уроках обобщения знаний, но при организации изучения нового материала. В начале я определяю тему, по которой будет составлена карта понятий. Затем ученики определяют основные понятия темы, устанавливают связи, поясняют их характер. Если карта понятий составляется на уроке изучения нового материала, то эту работу выполняю вместе с учениками. Самым простым видом является кластерная карта. Например: Рассматривая карту понятий, я делаю выводы о том, как ученики воспринимают отдельные темы урока, оцениваю уровень их знаний, проверяю, нет ли ложных толкований понятий. Она становится мощным диагностическим инструментом для учителя. Этот метод я применяю на уроках русского языка, математики и окружающего мира. Технология «Составление учениками тестов» позволяет:- повысить качество выполнения домашнего задания,- выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение,- развивать критическое мышление Использовалась на уроках окружающего мира и чтения. Дети составляли тесты дома или в классе (в парах или группах). Затем менялись тестами, отвечали на вопросы, составленные товарищами. Это творческая работа, которая проявляет знания, подготовленность, мотивацию, требует очертить границы темы, структурировать знания, составлять высказывания, прогнозировать ответ. Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания я использую с 3 класса.Рабочий лист – это лист, где прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке; чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок; где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока; условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого; возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения...). Рабочий лист может быть в 2-х видах: одинаковый для всех учащихся класса или индивидуальный. Индивидуальный рабочий лист содержит инструкции и материалы, предназначенные для отдельных учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностейа) Рабочий лист для повторительно - обобщающего урока "Части речи" (3 класс)_____________________________________________________________________________________________________________________ г...рох, з...вод м...роз р...с...вать сах...р с...стра балловПравда ли, что... баллов96. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ баллов балловб) Рабочий лист для повторительно - обобщающего урока русского языка по теме "Имя существительное" (3 класс)________________________________________________________________________________________________________1. С...рень, гр...знуля, М...сква, л...сичка, серё...ка, мес...ность , вещ..., кас...а.2. мозоль - _____ фламинго - ___ колье - ____ шампунь - _____ кофе - ___ пони - ____ 3. Конфета, джинсы, сахар, ножи, ножницы, дерево, пальто, очки, платье, молоко.4. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________И. п. _____________ В. п. _______________Р. п. _____________ Т. п. _______________Д.п. _____________ П. п._______________Всего баллов: _______ Также с 3 класса применяю технологию «Недельные отчёты» - опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:1.Чему я научился за эту неделю? 2. Какие вопросы остались для меня неясными?3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?Методика «Опросники для самодиагностики» побуждает учеников к выявлению своих сильных и слабых сторон при изучении какой - либо темы, развивает способность давать себе отчет в достижениях и выявлять пробелы и затруднения. При регулярном применении тренировка и коррекция входят у ученика в привычку.Опросник для самодиагностики по теме «Имя прилагательное»Подводя итоги своей работы, я убедилась, что формирующее оценивание помогает:показать ученику, что у него получилось хорошо, указать, что нуждается в улучшении, дать рекомендации о необходимых исправлениях, создать возможности для внесения исправлений В заключении хочу сказать, что я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания. Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей. Я выделила пять принципов формирующего оценивания:Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащихся. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Учитель создаёт условия для мотивации ученика. Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов. Таким образом, исходя из результатов проведенной работы, видно, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций, и является основой для реализации стандартов второго поколения.Опыт работы по данной теме представлялся:открытый урок русского языка по теме "Имя существительное" (3 класс) открытый урок русского языка по теме "Части речи" (3 класс) открытый урок русского языка "Имя прилагательное" (4 класс) открытый урок русского языка "Состав слова" (4 класс) открытый урок окружающего мира "Во времена Древней Руси" (4 класс) публикация технологических карт уроков " на сайте nsportal выступление на ШМО с отчётом по теме самообразования Используемая литература:1. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. Пособие для учителя. - Narva, 20122. Пинская М. А. Формирующее оценивание в классе. - Москва-Логос, 2010г.3. Рождественская Л. В. Формирующее оценивание в школе: перспективы использования.- Narva, 25.008.20144. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва, «Просвещение» 2010
