Публикации "Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Автор: Шрайнер Александра Ивановна

МБДОУ «ЦРР детский сад «Колокольчик» г. АбаканВоспитатель первой квалификационной категорииШрайнер Александра ИвановнаМастер-класс «Сказка как средство организациипознавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах воды.Задачи:·       Объяснить детям такие явления как взаимодействие воды с бумагой, с деревом·       Познакомить со свойствами минеральной воды·       Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.·       Вовлечь детей в экспериментальную деятельность.Оборудование для образа педагога: костюм Василисы, сундук, игрушка Росинка, книга сказок.Оборудование для опытов: ёмкость для воды, кувшинки из бумаги, зеркало, банка, белый картон, фонарики, подставки для книг, вода газированная, пластилин, галька, сухие веточки.Ход проведения мастер-классаЗвучит музыка. Воспитатель в образе Василисы Премудрой, в руке сундучок.Педагог:Крикните громко и хором, друзья,Деток вы любите? Нет или да?Пришли на занятие, сил совсем нет,Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)Я вас понимаю. Как быть господа?Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)Дайте мне тогда ответ:Помочь откажетесь мне? (Нет.)(Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок.)Педагог: Я – Василиса Премудрая, пришла к Вам из сказки с берега реки Оки. У меня есть необыкновенная книга сказок и волшебный сундучок.  Что же в нем лежит? «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает).Это моя помощница – Росинка. Она расскажет нам о своем удивительном путешествии на берегу реки Оки.Сказка «Путешествие Росинки»Эта история произошла на берегу тихой речки. Ранним летним утром первые лучи солнца осветили луг, отражаясь в капельках росы всеми цветами радуги. Все эти капельки были родными сёстрами, но каждую из них ждала своя неповторимая история. Одну из таких историй я и хочу вам сегодня рассказать.Наша Росинка родилась на листке купальницы. Она ничем не отличалась от других капелек росы, может, сверкала чуть-чуть поярче, потому что ветер шевелил листок, на котором она сидела.Да, в такое чудесное утро трудно было усидеть на одном месте. Так началось удивительное путешествие нашей Росинки. Она покатилась с листочка на листочек, с травинки на травинку, пока не оказалась у самого берега реки. Тишину нарушало лишь тихое журчание воды. Речная гладь сверкала в лучах восходящего солнца. И тут Росинка заметила, как на поверхности воды показался зелёный цветочный бутон на толстой ножке. Он начал медленно раскрываться, пока не превратился в прекрасный белый цветок с жёлтой серединкой.Вы, конечно же, догадались, что это за цветок? Это – кувшинка, или водяная лилия. Утром цветок кувшинки распускается, поднимаясь из воды (недаром её ещё называют «дитя солнца»), а вечером – закрывается и опять прячется под воду.Опыт 1Хотите посмотреть, как распускаются кувшинки? Мы с вами будем в роли волшебников, а поможет нам в этом вода – одно из самых волшебных веществ в мире. В этом мы сегодня не раз убедимся.Инструкция: возьмите емкость, возьмите бутылку, которая обозначена желтым треугольником.  Кувшинки у нас из бумаги. Лепестки кувшинок «закрыты» (загнуты лепестками внутрь). Возьмите кувшинку лепестками вверх, только аккуратно, не разбудите наш цветок. Осторожно опустите цветы на поверхность воды и понаблюдайте, что происходит.Ребята, кто из вас попробует объяснить, почему у наших кувшинок раскрылись лепестки. Вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага разбухает , сгибы распрямляются, и цветок «распускается».Так вот, ребята, наша Росинка засмотрелась на прекрасный цветок. Вдруг она услышала всплеск воды. Росинка не сразу поняла, что это было и начала присматриваться к водной глади. Снова появился этот звук, и Росинка пригляделась – это были озорники карасики. которые выныривали из воды, в надежде увидеть что-то интересное, и заныривали обратно.-«Какие ловкие и шустрые» - подумала Росинка. «Вот бы мне научиться у  них».Опыт 2- Ребята, давайте с вами продемонстрируем, как ловко играли карасики в воде.Для этого возьмите емкость с синим кругом. бутылку красным треугольником Это газированная вода. Налейте воду в емкость до отметки. Возьмите пластилин. Попробуйте слепить из него рыбок.Теперь опускаем наших рыбок в емкость с газированной водой. Наблюдаем.Пузырьки воздуха поднимают рыбок на поверхность, затем, когда пузырьки лопаются, рыбки опускаются на дно.Долго Росинка наблюдала за игрой маленьких рыбок. И продолжала бы наблюдать, если не отвлекло ее странное мерцание на другом берегу. «Что-то интересное там происходит, так хочется посмотреть…Но как мне перебраться на тот берег?». Росинка оглянулась, вокруг нее лежали лишь камни и веточки. Как вы думаете на чем перебраться Росинке на другой берег? Давайте это проверим.Опыт 3Перед вами лежат веточки и камни. Опустим камень в воду. Что с ним произошло? Теперь опустим в воду веточку. Что наблюдаем? Веточка не тонет, значит Росинка сможет перебраться на ней. Перебралась Росинка по озеру на веточке, а помогали ей в этом озорные карасики и ветерок попутный. Когда Росинка оказалась на другом берегу, все ей казалось иным. «Как хорошо на моем берегу!» - услышала Росинка. «Кто ты, и почему это твой берег?» - спросила Росинка. – Я, лягушонок, люблю воду, ведь и я часть своей жизни провожу в воде, а другую – на берегу.- Дождливая погода для меня – лучшая, а ещё во время дождя иногда появляется радуга.- А что такое – радуга? – поинтересовалась Росинка.- Это большой разноцветный мост. Но она очень быстро куда-то пропадает, как и не бывало её. Я думаю, она очень вкусная, как разноцветные леденцы.,- начал объяснять Лягушонок.- Как жаль, что я не умею летать,- с грустью сказал Лягушонок, - очень бы хотелось попробовать радугу на вкус.Опыт 4Ребята, а вы знаете, что такое радуга? Чтобы полюбоваться радугой, мы не будем дожидаться дождя, и увидим радугу прямо сейчас. Волшебница-вода нам в этом поможет, а ещё нам необходим солнечный луч и нехитрое оборудование: широкая ёмкость с водой, белый лист бумаги и зеркало.Опустим зеркало в ёмкость с водой под наклоном, зеркальной стороной к картине. Направим свет от фонарика на ту часть зеркала, которая находится в воде. На картине должна отразиться семицветная полоска.. А в природе радуга возникает в то время, когда солнечные лучи во время дождя проникают сквозь капельки воды в воздухе. Капли отклоняют свет на разное расстояние, поэтому и получаются разноцветные полоска, в науке она называется «спектр». Теперь вы убедились, что радугу невозможно попробовать на вкус, и прокатиться по ней не получится. Радугой можно только любоваться!Солнечное утро постепенно переходило в погожий денёк. Лягушонок, попрощавшись, нырнул в прохладную воду. А что же наша Росинка? А что произошло с ней дальше, ребята, попробуйте сочинить сами и рассказать свои истории в следующий раз.Сказка завершаетсяСундучок закрывается.Я вас приглашаю теплым летним днем посетить берег реки Оки в поселке Фруктовая, быть может вы повстречаете и нашу Росинку. Но это будет летом.А сейчас, в этот морозный день мне хочется поздравить Вас с наступающим Новым годом. Каждого из вас  мне хочется поздравить с праздником, подарив Вам волшебное пожелание.
-