Публикации Конспект урока "Швейная машина" (5 класс)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока "Швейная машина" (5 класс)
Автор: Пупкова Альфия Нигматовна

Тема: Швейная машина
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель:
Обучающая – освоение понятия Швейная машина, верхняя и нижняя нить, формирование умений заправки нижней и верхней нити, намотки нитки на нижнюю шпульку; овладение общетрудовыми и специальными умениями; углубление представлений учащихся о трудовой деятельности на электрической швейной машине с дисплеем.
Развивающая – формирование мотивации к изучению технологии; развитие познавательного интереса, ИКТ компетентности, творческих способностей;
Воспитывающая – воспитание трудолюбия, бережного отношения к
учебно-методическому оснащению кабинета;
Формируемые УУД:
Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности; формирование знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе.
Регулятивные - планирование учебной деятельности, определение темы и цели урока.
Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками , способ взаимодействия друг с другом.
Личностные – воспитание у учащихся культуры труда, возбуждение интереса к работе на швейной машине; убеждение в значимости приобретенных знаний; умение провести самооценку.
Задачи обучения
1.Ознакомить с видами швейных машин.
2. Ознакомить с технологией намотки нижней нити на шпульку, заправки верхней и нижней ниток, выведение нижней нити на поверхность.
3. Обучить приемам намотки нижней нити на шпульку, заправки верхней и нижней ниток, выведение нижней нити на поверхность.
Дидактические средства обучения: учебник технологии 21, рабочая тетрадь, компьютерная презентация, проектор, компьютер, нетбуки, электрические бытовые машины, швейные принадлежности, инструкционные карты.
Время занятия: 40 минут
Сценарий учебного занятия:
I. Самоопределение деятельности. Мотивация учебной деятельности.
Проверка явки и готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Девочки, что вы видите на экране?
Ученица: На экране мы видим ткань, швейную машину и платье.
Учитель: Я выстроила схему, где стрелками показано, в каком порядке связаны между собой эти предметы. Что вы можете сказать, глядя на схему?
Ученица: Глядя на схему, можно сказать, что из ткани при помощи швейной машины можно сшить платье.
Учитель: Многие текстильные изделия, которые нас окружают, которые мы с вами носим, сшиты на швейных машинах. Если бы человек не придумал швейную машину, думаю, что мы не смогли бы иметь такое количество текстильных изделий. Итак, сформулируем тему нашего урока.
Ученица: Швейная машина
Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока.
III. Постановка цели и задач. Открытие новых знаний.
Учитель: Работать по теме будете в парах. Я раздам вам вопросы, в конце вопроса есть подсказка, где найти ответ на вопрос. По ходу изложения темы вы будете мне давать ответы на вопросы, которые получили. Вам в помощь будут учебники и сайт, который мы сейчас откроем. Итак, откройте учебник на странице 129, откройте сайт, гиперссылка которого указана у вас в компьютерах.
Швейная_машина
Минута на то, что бы ознакомиться с вопросами.
На прошлом уроке мы уже немного касались этой темы. Сегодня мы подробней узнаем, что такое швейная машина, научимся наматывать нижнюю нить на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити на швейной машине, выводить нижнюю нить на поверхность швейной машины. Т.е. мы ознакомимся с операциями, которые готовят швейную машину к работе.
Что же такое швейная машина? Кто даст мне определение?
Ученица: Швейная машина - основное технологическое оборудование для изготовления швейных изделий.
IV. Работа в тетради
Учитель: В тетрадях запишите определение швейной машины.
V. Открытие новых знаний
Учитель: А в каком веке и кем была создана первая швейная машина?
Ученица: Создание швейной машины произошло во второй половине 18 века. Изобретателя зовутКарл Дрез.
Учитель: Где же применяют швейные машины, у кого этот вопрос, кто ответит?
Ученица: Швейныемашиныприменяютсявшвейной,трикотажной,обувнойидругихотрасляхлёгкойпромышленности,атакжевбыту.
Учитель:
Швейные машины имеют очень широкое применение во всем мире, именно поэтому их можно разделить на две группы на какие, у кого есть этот вопрос?
Ученица:
1группа: бытовые
2 группа: промышленные
Учитель:
Правильно. Машины для домашнего использования, в быту – это бытовые машины. Машины, которые используют на швейных фабриках, в массовом производстве, в ателье - это промышленные (производственные) машины.
Сегодня мы с вами рассмотрим бытовые машины. Их можно разделить на три вида. Машины с ножным приводом, с ручным приводом, с электрическим приводом и электронным дисплеем. Машины с ножным и ручным приводом в наше время в магазинах практически найти невозможно. Их заменили новые современные машины с электрическим приводом и электронным дисплеем. Наш класс оснащен швейными машинами с электрическим приводом и электронным дисплеем.
Кто мне ответит, что такое привод?
Ученица: Привод – устройство, с помощью которого рабочая часть машины приводится в движение.
VI. Работа в тетради. Открытие новых знаний.
Учитель: Правильно, давайте запишем в тетради определение привода.
Учитель: Я вам уже сказала, что наш кабинет оснащен швейными машинами с электрическим приводом и электронным дисплеем. У кого вопрос, что такое дисплей?
Ученица: Дисплей - устройство машины для визуального (видимого) отображения информации (вид стежка, длина стежка)
Учитель: Запишите определение.
VII. Открытие новых знаний. Включение в систему знаний и повторения.
Учитель: Швейная машина – это основной инструмент при работе с тканью, кожей и другими текстильными материалами, который служит для соединения деталей при пошиве различных изделий. Основное преимущество шитья на швейной машине - большая производительность труда и высокое качество строчки. Швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрее, чем это можно сделать вручную (машина с электрическим приводом делает это еще быстрее). В настоящее время существует большое разнообразие швейных машин . В 21 веке швейная машина – это машина-компьютер, которая шьет, вышивает, составляет рисунки, помогает пользователю управлять ею. Современные швейные машины бывают узкой специализации (это когда на швейной машине выполняется только одна операция – пришивание пуговиц, пробивание петель, обмётывание, подшивание, вышивание), такие машины используются в промышленном производстве. Универсальные (позволяют выполнять швы различных видов, строчки разной длины и по различным направлениям), такие машины часто используют в быту. Как можно назвать, швейные машины, на которых мы с вами учимся шить?
Ученица: Универсальные швейные машины.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами не столь обширно, но уже обращались к швейной машине и изучали строение швейной машины, которая имеется в нашем кабинете. Эти знания вам понадобятся для изучения операций, которые готовят машину к работе.
Учитель: Для работы на швейной машине используют две шпульки. Одна большая - с нитью верхней, которая идет сверху по машине, вторая – маленькая, с нитью нижней, которую мы наматываем на шпульку. Нижняя шпулька находится в челночном устройстве машины и идет в комплекте с машиной. Для того, что бы подготовить машину к работе, нужно провести четыре операции:
Первая - намотать нижнюю нить на шпульку.
Намотка нижней нитки на шпульку:
1.основная шпулька устанавливается на катушечный стержень
2.нить протягивается через нитенаправитель моталки и наматывается на шпульку
3.шпульку надеть на шпиндель моталки и прижать к стопору моталки
4. привести в нерабочее положение маховое колесо
5.нажать на педаль и намотать нитку
6.когда нитка намотается, шпиндель моталки остановится автоматически
7.отжать шпульку влево, нить отрезать, маховое колесо вернуть в рабочее положение.
Заправка нижней нити:
1.шпульку в челнок, нитку провести под пластинчатые пружины
2.челнок в челночное устройство, так, что бы рычаг челнока попал в гнездо челночного устройства до щелчка
Заправка верхней нити:
1.большую катушку с нитью устанавливаем на катушечный стержень
2.через нитенаправитель вниз, вверх через нитепритягиватель, вниз в пружину возле иглы, в ушко иглы от себя, под лапку.
И сейчас я приглашаю вас подойти к швейной машине.
(ученицы встают вокруг стола со швейной машиной)
Учитель: На практике я покажу вам, как намотать и заправить нижнюю нить, заправить верхнюю нить и вывести нижнюю нить на поверхность:
(комментируя, учитель выполняет все операции)
Выведение нижней нити на поверхность.
1.верхнюю нить тянем на себя и опускаем иглу при помощи махового колеса в челночное устройство, делаем несколько вращений на себя
2.вытягиваем верхнюю нить на поверхность и вместе с ней петлю нижней нити.
3.за петлю вытягиваем нижнюю нить на поверхность.
Учитель: Пройдите к швейным машинам, сядьте и повернитесь ко мне. Прежде чем перейти к практической части нашего занятия, повторим технику безопасности при работе на швейной машине.
(Ученицы по очереди называют правила безопасной работы)
Правила безопасной работы
Перед началом работы на швейной машине длинные волосы убрать под косынку, одежду застегнуть.
Убрать от машины посторонние предметы.
Во время работы не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
Нельзя держать пальцы возле движущейся иглы.
По окончании работы ногу с педали снять!
При появлении запаха гари и дыма вынуть вилку из розетки.
После работы выключить машину.
VIII. Практическая часть занятия.
Вводный инструктаж.
Учитель: Итак, ваша задача - приготовить машину к работе. Кто скажет, что для этого нужно сделать.
Ученица: для того, что бы приготовить машину к работе нужно:
1.Намотать нижнюю нитку на шпульку.
2. Заправить нижнюю нить.
3.Заправить верхнюю нить.
4.Вывести нижнюю нить на поверхность.
Учитель: Правильно. Во время работы помните о технике безопасности при работе на швейных машинах. На столах возле машин лежат инструкционные карты, в них дана последовательность ваших действий, которая включает в себя четыре операции. Воспользуйтесь этими картами (Приложение №1) выполняя практическую часть нашего занятия.
Приступить к 1 операции: намотка нитки на нижнюю шпульку
Учитель: Закончили работу.
Приступили ко второй операции:
Вложили шпульку в челнок и установили в челночное устройство
Учитель: Перешли к третьей операции: заправка верхней нити
Учитель: Выполняем четвертую операцию: выведение нижней нити на поверхность
Практическая часть нашего урока завершена и сейчас я предлагаю вам оценить свою работу при помощи оценочного листа, который лежит рядом с машиной и сформулировать сделанные во время практической работы выводы.
Ф.И. _______________________________ 5 класс
Выполненное задание
Самооценка
Общая оценка
Отлично(5)
Хорошо(4)
Частично(3)
Плохо(2)
Намотка нижней нити
Заправка нижней нити
Заправка верхней нити
Выведение нижней нити на поверхность
IX. Контроль формирования знаний и умений
Учитель: ______________, какую оценку ты поставила себе за работу? Работа проведена аккуратно и правильно, я с тобой согласна и ставлю тебе… (оценивание практической работы выставление оценок)
X. Закрепление материала
Учитель: Возьмите инструкционные карты с собой. Сядьте за парты и давайте закрепим то, что мы сегодня прошли на уроке.
1.На какие две основные группы делятся швейные машины
(промышленные и бытовые)
2.Какой привод имеют бытовые швейные машины?
(ножной, ручной, электрический)
3.Какой привод на швейной машине лучше и почему?
(электрический привод лучше, потому что электрическая машина шьет быстрее и производительность труда повышается)
4.Какие операции нужно провести, что бы приготовить швейную машину к работе?
(намотку нижней нити, заправку верхней и нижней нити, выведение нижней нити на поверхность)
XI. Домашнее задание
Учитель: А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.
Выучить определения, закрепить навыки намотки нити, заправки верхней и нижней нити, выведение нижней нити на поверхность. В подготовке домашнего задания вам станут помощниками инструкционные карты, которые я прошу вас вложить в тетради.
XII. Рефлексия деятельности
Учитель: Подводя итог нашего урока, хочу спросить
1.Достигли ли вы своей цели во время урока?
2. Что вы узнали в ходе урока?
3.Что было для вас наиболее интересно и почему?
Ответы учениц
Учитель: А сейчас, в завершении, мы с вами создадим палитру нашего настроения. На столах у вас лежат восклицательные знаки трех цветов. Пусть каждый из вас прикрепит тот восклицательный знак, который соответствует вашему настроению.
Хочу отметить, что красный цвет вызывает стремление к действию, ваш работа сегодня прошла активно и плодотворно.
Зеленый цвет говорит о внутренней гармонии, ваша работа прошла спокойно и уверенно.
Желтый цвет способствует любознательности и познанию, ваша работа на уроке дала вам познания нового и интересного. Я довольна вашей работой и позвольте мне дополнить палитру настроения красным восклицательным знаком, потому что по моему мнению урок у нас прошел активно и плодотворно.
( учитель поднимает красный восклицательный знак)
На этом наш урок окончен.
-