Публикации
Открытый урок на тему: Певческое дыхание и дикция основные аспекты вокального искусства»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок на тему: Певческое дыхание и дикция основные аспекты вокального искусства»
Автор: Бирюкова Виктория Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок на тему: Певческое дыхание и дикция основные аспекты вокального искусства»
Автор: Бирюкова Виктория Владимировна
Открытый урокпо теме: «Певческое дыхание и дикция основные аспекты вокального искусства» Подготовила Педагог Бирюкова Виктория Владимировна г. Красный Луч 2018 год.Конспект открытого занятияТема: «Певческое дыхание и дикция основные аспекты вокального искусства» Цель: развитие музыкального восприятия; накопление вокальных умений и навыков.Задачи:Образовательные: обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию согласных. Развивающие: -развить дикционные способности и навыки; -развить образное мышление средствами музыкальной выразительности; -развить культуру и манеру сценического вокального исполнения; творческое самовыражение, вокальную индивидуальность; мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя; Воспитательные: -способствовать формированию культуры пения как часть их общей художественной, духовной культуры; -способствовать формированию интереса к концертным выступлениям, творческого самовыражения и воплощения в песне волнующих его чувств и мыслей. Оборудование и материалы: фортепиано, зеркало, рисунок.Организационный моментПедагог (П): Здравствуйте Полина, Катя и Маша. Я рада видеть вас на индивидуальном занятии по вокалу (краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации).Вводная часть. Введение в тему. (П – преподаватель, У – учащийся)П: На каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?У: голос – это наш инструмент.П: чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?У: настроить его, разогреть голосовой аппарат, распетьсяП: правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. Катя, а как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?У: Правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразованиеХорошо. Сейчас мы остановимся на певческом дыхании.Основной этап. Объяснение темы:Дыхание – это основа правильного и красивого звука. Вокальное дыхание отличается от обычного дыхания прямой привязкой к ритму темпу и фразировке. Певческое дыхание во многом отличается от обычного. Выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. В певческой практике различают четыре основных типа дыхания: - ключичный или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо; - грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается; - брюшной или диафрагмальный,- дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота; - смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины. Наиболее целесообразным считается смешанный тип дыхания, в результате туловище певца как бы увеличивается в объеме в области пояса. Нижние рёбра грудной клетки при этом оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её отделы сохраняют неподвижное положение Певческое дыхание состоит из короткого бесшумного вдоха, задержки и равномерного выдоха. Давай попробуем это сделать на примере упражнения. Упражнение на «цы».Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе (повторяем 5 – 7 раз).Упражнение на уф. Короткие выдохи потом непрерывно…Можно наклонить ученика для точного понимания где певческое дыханик. Ученику нужно напоминать и развивать певческое дыхание. Как на горке на пригорке жили 33 егорки (Увеличение продолжительности выдоха на звуке)Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Позволяет разогреть связки, настроить работу диафрагмы Упражнение «Ладошки» (разминочное)Исходное положение: стоя, встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.Упражнение «Погончики» + Обнимашки.Исходное положение: стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, потянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.Упражнение «Кошка» (полуприседание с поворотом)Исходное положение: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох. Потом тоже с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии. Сделать подряд 8 вдохов-движений.П: А теперь приступим к второй части урока дикция..Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. П: А от чего она зависит?У: Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.П: правильно. Какие органы участвуют в формировании звуков?У: (Ответ ученика) щёки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое неба, глотка, гортань, голосовые связки. (Показ на А4 листе: строение голосового аппарата).Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.Артикуляционная гимнастикаПервое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:Упражнения на артикуляцию1. «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. 2. «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.3. «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя: мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мышцы гортани К-Г.6. «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.Очень хороши для тренировки скороговорки.Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. - Ужа ужали ужица, ужу с ужицей не ужиться, уж от ужаса стал уже, ужа ужица съест на ужин…- шила шиверью на выверью ширью верью на ять, чтобы шиверью на выверью ширью верью продать…- Корабли лавировали, лавировали да не выловировали…П. Умнички! У вас хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.Теперь приступим к вокальным упражнениям. Нам нужно обязательно распеться разогреть связки.Полузивок…Вокальные упражнения1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания» Щекотание в губах…2 . На одном звуке - «Ми-мэ-ма-мо–му, ди-дэ-да-до-ду, ри-ре-ра-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным. П. Катя что такое кантиленно? (Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).3. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из верхнего регистра в нижний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том. Распевка на звук «ррр»4.Сонце- встало- высоко. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округлые) гласные. Работают диафрагма и губы активно нижняя челюсть. 5. Я–ха-ха на стокатто развернутое зрезвучие. Каждый звук отделаем. Обезательно закрываем букву х. Обратить внимание на работу с животом.. П. Достаточно очень хорошо..! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Работа над дикцией и дыханием в произведениях. П.: Катя, сейчас мы будем работать над песней «Колыбельная». Твоя задача хорошо проговаривать текст перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя, но при этом нужно соединять слог за слогом, чтобы песня не превратилась в разговор.Работа над песней:- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.- Исполнение произведения. 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко)- Далее ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).Так же и с Машей песня «Веселый фломастер» И с Полиной «Снежный человек». Ансамблем « Раз два три», « Рождественская». Заключительный этап Подведение итоговП.: подведём итоги нашего занятия. Девочки, как вы думаешь, удалось ли вам справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?У. (ученик анализирует свою работу на уроке).П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над певческим дыханием, звуковедением. Домашнее задание1. Чтение скороговорок.2. Выполнение упражнений на дыхание.3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.Спасибо за урок. Ты сегодня молодец. До встречи!
