Публикации
От теории к практике: интеграция знаний через деятельность мастера производственного обучения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: От теории к практике: интеграция знаний через деятельность мастера производственного обучения
Автор: Силина Наталья Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: От теории к практике: интеграция знаний через деятельность мастера производственного обучения
Автор: Силина Наталья Александровна
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение«Вольский технологический колледж» От теории к практике: интеграция знаний через деятельность мастера производственного обученияМастер производственного обучения: Силина Н.А2025 г.Тема: «Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций обучающихся».Цель:В нынешней социокультурной ситуации трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.Социологические исследования последних лет показывают, что для большинства молодежи работа не становится главным делом в жизни, а факторы, повлиявшие на выбор профессии, носят социальный характер и не имеют выраженного профессионального мотива. Поэтому на первый план должны выступать ценностные ориентации, направленные не только на мотивы экономического характера (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия и т.д.), но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (моральные установки, профессиональные ценности, творческая самореализация и т.д.). В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда, поскольку развитие производства, новых технологий предъявляет особые требования к современному специалисту, работодатели все больше заинтересованы в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения ключевыми профессиональными компетенциями . Соответствие человека требованиям профессии является гарантией эффективности и успешности производительности труда, одновременно это залог профессионального и личностного благополучия. Адресная направленностьПедагогическое кредо каждого преподавателя и мастера производственного обучения: «Каждый учащийся – личность. Наша задача найти в ней все самое хорошее, ценное и дать этому развитие»Педагогические принципы, которых придерживаются в своей деятельности все мастера производственного обучения и преподаватели колледжа:1. Если ты любишь то, чему учишь, и любишь тех, кого учишь, то трудностей в твоей педагогической деятельности, будет гораздо меньше.2. Научить слышать и слушать, помогать друг другу и взаимодействовать с учащимися - вот основа деятельности мастера производственного обучения.3. Через коллективное дело учить работать в команде, уважать труд других, сопереживать и быть активным участникам событий.Учащиеся в колледже, обеспечивающие получение профессионального образования, поступают в возрасте 15 – 16 лет, когда уже у каждого из них сформированы свой личностный жизненный опыт, ценностные ориентации, мотивы (положительные либо отрицательные) к учению. Уровень знаний по общеобразовательным предметам колеблется от 3,0 до 5,8 балла. Практика показывает, что большинство учащихся не подтверждают свой уровень обученности. Кроме этого при организации работ необходимо учитывать, что учащиеся приходят из разных школ, районов края, немало поступает и иногородних, многие из которых (80 – 90 %) из малообеспеченных, неполных семей, а также дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.Все эти особенности мастеру производственного обучения необходимо учитывать при формировании коллектива группы, обучении и воспитании. Несмотря на то, что учащиеся имеют разный уровень мотивации, всех их необходимо обучить избранной профессии, влюбить в профессию, не разочаровать тех, кто целенаправленно решил стать строителем.С первых дней методом наблюдения, используя результаты диагностики психолога, мнения родителей и близких, даже друзей, я выявляю особенности, лучшие качества, интересы ребят и начинаю их развивать, вовлекая учащихся в групповую, индивидуальную деятельность, предвосхищаю их успех, доверяя более сложные работы либо общественные поручения, предлагаю участвовать в оценивании работ своих коллег, помогать мне в подготовке рабочего места, инструмента, разработке инструкционных карт, подборе литературы, использованию Интернет-ресурсов и т.п. Стараюсь заметить каждый шаг успеха, а у кого не получается, уверяю в обязательном его достижении при условии выполнения таких правил:обязательно верить в успех и хотеть добиться его; добиваться успеха, не боясь трудностей и затрат усилий; не гнушаться нищими детьми – никому не ведомо, кем они станут; с годами разум приходит к человеку и из мальчика вырастает мужчина. Позитивная результативность опыта выражается в том, что даже те учащиеся, которые пришли в колледж, не имея выраженного профессионального мотива, а также те, кто имели пробелы в знаниях по предметам профессионального и специального цикла, в результате осваивали специальность, успешно сдавали экзамены, пробные работы по специальности и получали установленный разряд.Однако время диктует новые требования не только к условиям работы на производственных объектах и в учебных мастерских, не только к тем передовым технологиям, которые мы внедряем в учебно-производственный процесс, но и к работе мастера производного обучения, использованию им компетентностного подхода в обучении учащихся.Научно – методическое обоснованиеВ современных условиях заинтересованность работодателей в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность и профессиональная компетентность, конкуренция трудовых ресурсов, с которой выпускникам учреждений профессионального образования приходится сталкиваться на рынке труда, заставляет корректировать подходы мастера производственного обучения к становлению профессионального имиджа учащегося, к развитию его компетентности, конкурентоспособности, эрудиции, творческих начал и культуры личности.Это и является отправной точкой в поиске новых форм и методов работы мастера производственного обучения, направленной на формирование профессиональных компетенций учащихся. В литературе понятие «компетентность» определяется как характеристика личности, позволяющая ей (или даже дающая право) решать, выносить суждения в определенной области.Обязательными компонентами компетентности являются:положительная мотивация; ценностно-смысловое представление о содержании и результатах деятельности; знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности; умение, опыт, навык. Профессиональная компетентность – это формирование таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования.Компетенция – это способность применять совокупность знаний, умений, навыков и личных качеств учащегося в определенном контексте для решения проблем (задач) продуманным образом в соответствии с образовательным стандартом профессионального образования. Понятие «компетенция» включает в себя интеграцию узловых понятий, таких как знания, умения и навыки, но:в отличие от навыка – компетенция осознана; в отличие от умения – компетенция связана с целым классом предметов воздействия, она совершенствуется не по пути превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями; в отличие от знания – компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Понятие «компетентностный подход» логически следует из определения слова «подход», что в словарном толковании В.И. Даля означает «находиться в основе чего-то». Подход определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной или двух-трех категориях. На практике компетентностный подход в профессиональном образовании возник на пересечении «мира образования» и «мира труда». Компетентностный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования, которое ориентировано на подготовку конкурентоспособных специалистов.Основные требования к компетентности современного специалиста:владение необходимым объемом профессионально значимых знаний, умений и навыков; наличие профессиональной культуры; умение оперативно и грамотно решать производственные задачи, планировать собственную деятельность; трудолюбие; исполнительность; честность; добросовестность. Конкурентоспособный рабочий – это тот специалист, который обладает профессиональными мобильностью, самостоятельностью и высоким уровнем ключевых профессиональных компетенций.Поставленную задачу можно выполнить, понимая и принимая, что каждый учащийся – личность, главное найти в ней все самое хорошее, ценное и дать этому развитие.Исходя из этого, свою работу мастера направляю на становление профессионального имиджа учащихся, на развитие профессиональных компетенций, эрудиции, творческих начал и культуры личности.Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций учащихся носит системный и планомерный характер. Условно ее можно разделить на четыре блока:Организационная деятельность (создание условий для формирования профессиональных компетенций учащихся, развития личностного потенциала будущих специалистов, оказание помощи в реализации творческих способностей; диагностика индивидуальных творческих возможностей и способностей учащихся.); Учебно-профессиональная деятельность ( выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; организация профессиональной адаптации учащихся; ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности, с технологией производства, современной техникой для формирования умений и навыков работы в условиях различных форм организации труда (экскурсии на базовые предприятия, мастерские в учебном заведении, выставки и т.д.); Внеучебная деятельность: (организация выставок технического творчества; участие в конкурсах), организация и проведение Дней открытых дверей; оформление тематических стенгазет («Мы против сигарет», «Скажи наркотикам нет» и т.д.; посещение выставок. Методическая деятельность: (разработка рабочих учебно-программных документации и их корректировки в соответствии с изменениями в содержании профессионального обучения и воспитания, участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах и т.д.; ) Успешность применения опыта зависит от качества работы педагогов учебных заведений, их профессионально-педагогической компетентности, терпения, потребности в непрерывном образовании и повышении своего профессионального уровня. Изменение требований к качеству подготовки будущих специалистов в свою очередь обуславливает повышение требований к уровню профессиональной компетентности педагогических работников.Только компетентный мастер производственного обучения, выходя за рамки узкопрофессиональной деятельности и ориентируясь на потребности учащихся, создает дополнительные возможности для индивидуализации воспитания, оптимизации учебно-воспитательного процесса, эффективного педагогического воздействия.
