Публикации
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Ваккер Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Ваккер Ольга Владимировна
Психолого-педагогическое сопровождение родителей старших дошкольников
Ваккер Ольга Владимировна
Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого-педагогической практики.
Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности ребенка в целом.
В последнее время в психолого–педагогических исследованиях и практике работы образовательных учреждений складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в процессе подготовки и адаптации к школе - психолого-педагогическое сопровождение.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения детей являются содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений ребенка со сверстниками, педагогами, родителями.
В настоящее время большинство исследований в контексте разработки проблемы психолого-педагогического сопровождения посвященных адаптации детей к школе и обучению первоклассников посвящены сопровождению детей.
Вместе с тем, изучение проблем родителей при подготовке детей к школе показывает, что актуальной является задача разработки процесса психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников.
В настоящее время многие родители, принявшие решение отдать ребенка в школу, по существу, оказываются не готовы к своей роли родителей школьников. Многие из них испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам. Часто родители, особенно мамы, первоклассников сами очень эмоционально реагируют на их трудности и неудачи в процессе обучения, не способны оказать психологическую поддержку своим детям.
Наше исследование показало, что для родителей старших дошкольников характерны, как правило, две полярные педагогические позиции. Часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности уже в самом начале школьной жизни, к проявлению которых начинающий школьник еще не готов.
Но большинство заинтересованных, любящих родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка, связанных с изменением его социальной позиции – принятием роли школьника.
Вместе с тем, достаточно большое число родителей старших дошкольников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе. Их логика рассуждений такова: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретиться в школе, он будет успешно учиться. Таким родителям сложно понять, что умение детей читать и писать не гарантирует успешного обучения в школе, они должны научиться внимательно слушать и правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками, а главное - стремиться к обучению в школе.
Поэтому авторы, занимающиеся проблемой сопровождения детей в процессе подготовки и адаптации их к школе, говорят о необходимости включения в этот процесс сопровождения родителей, сопровождение сопровождающих. Но в большинстве психолого-педагогических работ определяются особенности сопровождения родителей старших дошкольников только группы риска.
Мы полагаем, что именно психолого-педагогическое сопровождение всех родителей старших дошкольников поможет обеспечить успешную подготовку и адаптацию детей к школе, повысит их заинтересованности в учебной деятельности, будет способствовать развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития у них умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях (Е.И.Казакова).
Организация психолого-педагогического сопровождения родителей старших дошкольников может быть осуществлена на базе дошкольного учреждения, в школах, учреждениях дополнительного образования, осуществляющих специальную работу по подготовке дошкольников к школьному обучению, что важно для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения.
В своей статье мы подробнее остановимся на задачах и содержании психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях дошкольного учреждения. В этом случае участниками сопровождающей психолого-педагогической деятельности должны стать воспитатели старших и подготовительных к школе групп, педагог-психолог дошкольного учреждения.
Главной целью процесса психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников будет развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:
Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.
Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.
Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.
Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.
Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
При этом важно, чтобы в ходе такого сопровождения родителей решались и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения родители могут и должны научиться относиться к ребенку, как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей старших дошкольников может быть построено по следующим этапам: диагностический этап; этап знакомства и установления контактов; основной этап; этап подведения итогов.
Рассмотрим содержание этапов психолого-педагогического сопровождения родителей.
На этапе диагностики педагог-психолог и другие специалисты образовательного учреждения выявляют уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования и тестирования родителей (например, тест для родителей Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?, анкета Готовы ли к школе родители?). На этом этапе проводится наблюдение за общением родителей и детей в разных видах деятельности и заполняется карта наблюдения.
По результатам проведенной диагностики педагог-психолог совместно со специалистами дошкольного образовательного учреждения разрабатывают психолого-педагогические программы индивидуального и группового сопровождения родителей старших дошкольников.
На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе сопровождения родителей, которая обязательно включает в себя проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.
В ходе индивидуального сопровождения специалисты заполняют индивидуальную карту психолого-педагогического сопровождения родителя. Эта карта даст возможность отслеживать динамику развития готовности родителей к школьному обучению их детей
Следующий этап психолого-педагогического сопровождения направлен на знакомство и установления контактов с родителями.
На этом этапе осуществляется работа, которая направлена на установление доверительного контакта между родителями, педагогами и специалистами образовательного учреждения, установление партнерских отношений между родителями, совершенствование коммуникативных навыков детей и родителей.
В ходе свободных бесед родители могут поделиться своими тревогами и проблемами в воспитании детей, подготовки к школе. Воспитатели совместно с психологом выясняют круг родительских проблем, связанных с будущим школьным обучением, особенности оценки родителями возможностей своих детей.
Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения на этом этапе организуется с родителями, не учитывающими индивидуальных и возрастных особенностей детей, чьи требования на этапе подготовки к школьному обучению становятся слишком жесткими.
Третий - основной этап направлен на повышение компетентности родителей по проблемам подготовки и адаптации детей к школе, повышение ответственности родителей за процесс подготовки детей к школе, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
На данном этапе в процесс психолого-педагогического сопровождения целесообразно ввести участие родителей в образовательной программе, которая позволит повысить их психолого-педагогическую компетентность, осознать необходимость изменения собственного поведения в общении с ребенком.
Программа педагогического образования родителей включает цикл встреч с родителями, каждая из которых предполагает совместное с родителями обсуждение теоретического материала, решения педагогических задач и проблемных ситуаций, знакомство с играми и упражнениями, выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.
На данном этапе продолжается работа по индивидуальному сопровождению родителей. Особое внимание важно обратить на родителей тех детей, которые по результатам психолого-педагогической диагностики показали низкий уровень готовности к школьному обучению, чьи поведенческие проблемы могут привести к школьной дезадаптации. В ходе индивидуальных бесед, консультаций с такими родителями психолог, логопед, врач обсуждают своеобразие развитие каждого ребенка, его особенности и проблемы, показывает необходимость специальных игр и занятий в сочетании созданием щадящего режима, укрепления их физического и психического здоровья.
Для родителей, которые испытывают высокий уровень тревожности, беспокойства в преддверии школьного обучения их детей можно использовать социально-психологичесий тренинг. Эта форма работы поможет родителям понять сущность адаптации детей к школьной жизни, принять ответственность за подготовку ребенка к школе, избавиться от страхов, которые их обычно терзают перед началом обучения, помочь ребенку преодолеть школьную тревожность.
На этапе подведения итогов в ходе совместных встреч специалистов, педагогов ДОУ и родителей выясняется удовлетворенность результатами сопровождения каждого участника, достигнутые им результаты. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей, их готовности к школьному обучению.
По результатам заключительного этапа родители получают конкретные рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома, его дальнейшей подготовки к школьному обучению.
Главным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения родителей старших дошкольников и получения высокой результативности является совместная работа воспитателей и специалистов ДОУ - психолога, логопеда, врача, социального педагога и родителей, где каждому участник занимает активную, заинтересованную позицию. Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей поможет создать условия успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе и установления и преодолеть причины, тормозящих это процесс.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение родителей старших дошкольников – это комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в решении задач развития, обучения и воспитания их детей в период подготовки их к школе.
Список литературы:
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М., 2001.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. 2005.
Ваккер Ольга Владимировна
Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого-педагогической практики.
Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности ребенка в целом.
В последнее время в психолого–педагогических исследованиях и практике работы образовательных учреждений складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в процессе подготовки и адаптации к школе - психолого-педагогическое сопровождение.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения детей являются содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений ребенка со сверстниками, педагогами, родителями.
В настоящее время большинство исследований в контексте разработки проблемы психолого-педагогического сопровождения посвященных адаптации детей к школе и обучению первоклассников посвящены сопровождению детей.
Вместе с тем, изучение проблем родителей при подготовке детей к школе показывает, что актуальной является задача разработки процесса психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников.
В настоящее время многие родители, принявшие решение отдать ребенка в школу, по существу, оказываются не готовы к своей роли родителей школьников. Многие из них испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам. Часто родители, особенно мамы, первоклассников сами очень эмоционально реагируют на их трудности и неудачи в процессе обучения, не способны оказать психологическую поддержку своим детям.
Наше исследование показало, что для родителей старших дошкольников характерны, как правило, две полярные педагогические позиции. Часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности уже в самом начале школьной жизни, к проявлению которых начинающий школьник еще не готов.
Но большинство заинтересованных, любящих родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка, связанных с изменением его социальной позиции – принятием роли школьника.
Вместе с тем, достаточно большое число родителей старших дошкольников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе. Их логика рассуждений такова: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретиться в школе, он будет успешно учиться. Таким родителям сложно понять, что умение детей читать и писать не гарантирует успешного обучения в школе, они должны научиться внимательно слушать и правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками, а главное - стремиться к обучению в школе.
Поэтому авторы, занимающиеся проблемой сопровождения детей в процессе подготовки и адаптации их к школе, говорят о необходимости включения в этот процесс сопровождения родителей, сопровождение сопровождающих. Но в большинстве психолого-педагогических работ определяются особенности сопровождения родителей старших дошкольников только группы риска.
Мы полагаем, что именно психолого-педагогическое сопровождение всех родителей старших дошкольников поможет обеспечить успешную подготовку и адаптацию детей к школе, повысит их заинтересованности в учебной деятельности, будет способствовать развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития у них умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях (Е.И.Казакова).
Организация психолого-педагогического сопровождения родителей старших дошкольников может быть осуществлена на базе дошкольного учреждения, в школах, учреждениях дополнительного образования, осуществляющих специальную работу по подготовке дошкольников к школьному обучению, что важно для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения.
В своей статье мы подробнее остановимся на задачах и содержании психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях дошкольного учреждения. В этом случае участниками сопровождающей психолого-педагогической деятельности должны стать воспитатели старших и подготовительных к школе групп, педагог-психолог дошкольного учреждения.
Главной целью процесса психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников будет развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:
Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.
Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.
Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.
Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.
Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
При этом важно, чтобы в ходе такого сопровождения родителей решались и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения родители могут и должны научиться относиться к ребенку, как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей старших дошкольников может быть построено по следующим этапам: диагностический этап; этап знакомства и установления контактов; основной этап; этап подведения итогов.
Рассмотрим содержание этапов психолого-педагогического сопровождения родителей.
На этапе диагностики педагог-психолог и другие специалисты образовательного учреждения выявляют уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования и тестирования родителей (например, тест для родителей Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?, анкета Готовы ли к школе родители?). На этом этапе проводится наблюдение за общением родителей и детей в разных видах деятельности и заполняется карта наблюдения.
По результатам проведенной диагностики педагог-психолог совместно со специалистами дошкольного образовательного учреждения разрабатывают психолого-педагогические программы индивидуального и группового сопровождения родителей старших дошкольников.
На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе сопровождения родителей, которая обязательно включает в себя проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.
В ходе индивидуального сопровождения специалисты заполняют индивидуальную карту психолого-педагогического сопровождения родителя. Эта карта даст возможность отслеживать динамику развития готовности родителей к школьному обучению их детей
Следующий этап психолого-педагогического сопровождения направлен на знакомство и установления контактов с родителями.
На этом этапе осуществляется работа, которая направлена на установление доверительного контакта между родителями, педагогами и специалистами образовательного учреждения, установление партнерских отношений между родителями, совершенствование коммуникативных навыков детей и родителей.
В ходе свободных бесед родители могут поделиться своими тревогами и проблемами в воспитании детей, подготовки к школе. Воспитатели совместно с психологом выясняют круг родительских проблем, связанных с будущим школьным обучением, особенности оценки родителями возможностей своих детей.
Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения на этом этапе организуется с родителями, не учитывающими индивидуальных и возрастных особенностей детей, чьи требования на этапе подготовки к школьному обучению становятся слишком жесткими.
Третий - основной этап направлен на повышение компетентности родителей по проблемам подготовки и адаптации детей к школе, повышение ответственности родителей за процесс подготовки детей к школе, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
На данном этапе в процесс психолого-педагогического сопровождения целесообразно ввести участие родителей в образовательной программе, которая позволит повысить их психолого-педагогическую компетентность, осознать необходимость изменения собственного поведения в общении с ребенком.
Программа педагогического образования родителей включает цикл встреч с родителями, каждая из которых предполагает совместное с родителями обсуждение теоретического материала, решения педагогических задач и проблемных ситуаций, знакомство с играми и упражнениями, выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.
На данном этапе продолжается работа по индивидуальному сопровождению родителей. Особое внимание важно обратить на родителей тех детей, которые по результатам психолого-педагогической диагностики показали низкий уровень готовности к школьному обучению, чьи поведенческие проблемы могут привести к школьной дезадаптации. В ходе индивидуальных бесед, консультаций с такими родителями психолог, логопед, врач обсуждают своеобразие развитие каждого ребенка, его особенности и проблемы, показывает необходимость специальных игр и занятий в сочетании созданием щадящего режима, укрепления их физического и психического здоровья.
Для родителей, которые испытывают высокий уровень тревожности, беспокойства в преддверии школьного обучения их детей можно использовать социально-психологичесий тренинг. Эта форма работы поможет родителям понять сущность адаптации детей к школьной жизни, принять ответственность за подготовку ребенка к школе, избавиться от страхов, которые их обычно терзают перед началом обучения, помочь ребенку преодолеть школьную тревожность.
На этапе подведения итогов в ходе совместных встреч специалистов, педагогов ДОУ и родителей выясняется удовлетворенность результатами сопровождения каждого участника, достигнутые им результаты. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей, их готовности к школьному обучению.
По результатам заключительного этапа родители получают конкретные рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома, его дальнейшей подготовки к школьному обучению.
Главным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения родителей старших дошкольников и получения высокой результативности является совместная работа воспитателей и специалистов ДОУ - психолога, логопеда, врача, социального педагога и родителей, где каждому участник занимает активную, заинтересованную позицию. Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей поможет создать условия успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе и установления и преодолеть причины, тормозящих это процесс.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение родителей старших дошкольников – это комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в решении задач развития, обучения и воспитания их детей в период подготовки их к школе.
Список литературы:
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М., 2001.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. 2005.
